Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Когда Дональд Трамп во время своей предвыборной кампании говорил о намерении наглухо отгородить США от Мексики девятиметровым забором, это хоть и называли его главным обещанием, но всерьез особо не воспринимали. Конечно, сторонники поддерживали его лозунгами Вuild that wall! (Построй эту стену!), но даже и они, наверное, не особо верили, прекрасно понимая, что осуществить на практике такой проект - задача трудная. Тем более что тема эта обсуждалась уже не один раз и всегда вызывала серьезную полемику. Однако когда Трамп, вопреки многим прогнозам, все-таки стал хозяином Овального кабинета, оказалось, что он о своих планах по поводу оградительного забора не забыл. Не только не забыл, но и фактически превратил в символ своего противостояния с многочисленными политическими оппонентами. Ну а для тысяч иммигрантов эта стена может стать символом крушения их надежд…
Достроить и укрепить
Президент США уверен, что прочная стена наконец-то поможет "остановить гуманитарный кризис на границе" с Мексикой, образовавшийся в результате наплыва мигрантов из Центральной Америки, а также, в целом, защитит американцев от наркоторговцев и преступников. А гибель офицера пограничной службы в Техасе и серьезное ранение еще одного пограничника только укрепили решимость Трампа. Видимо, повлияла на американского президента и поддержка премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который "всегда говорил, что стена срабатывает", имея в виду 700-километровый барьер, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан. "У них тоже была ситуация, при которой люди потоком пересекали границу, и их стена остановила 99,9% этих людей", - приводит Трамп мнение израильского премьера.
Действительно, идея эта для человечества далеко не нова - все знают Великую Китайскую стену, Римский вал, Хорватскую стену, знаменитую Берлинскую стену и др. В современном мире также существует множество разделительных сооружений (между Южной Кореей и Северной Кореей, между Афганистаном и Пакистаном, между СА и Ираком, Марокканская стена, Украина хочет построить стену на границе с Россией), эффективных и не очень. Собственно и американо-мексиканская стена уже давно существует - Трамп фактически хочет ее не построить, а достроить и унифицировать. Оградительным забором на границе с Мексикой пытался плотно заниматься Джордж Буш-младший, который даже подписал в 2006 году закон о безопасном заборе, и к 2009 году были установлены сооружения общей длиной более 900 километров. Однако если на некоторых участках границы (например, на въезде в приграничный город Сан-Диего) забор представляет собой хорошо продуманное и тщательно укрепленное сооружение с системами наблюдения, серьезным патрулированием (вертолеты, внедорожники) и широкой "полосой отчуждения", то на других участках - это просто хилая колючая проволока или же ее и вовсе нет. Варьируются высота и строительный материал - бетон, стальные трубы, спрессованные машины. Понятно, что контрабандистов такое сооружение остановить не может, а иммигранты "в поисках земли обетованной" идут более долгой и сложной дорогой, например, через пустыню Сонора или переход в горах Бабокивари. Несколько десятков километров пути по жаре и без воды часто приводят к гибели людей - с 1994 по 2009 год до США так и не добрались более 5600 нелегальных иммигрантов.
На этом фоне сооружение, которое задумал Трамп, действительно грандиозное. Оно должно протянуться на 1600 км, то есть более чем наполовину прикрыв американо-мексиканскую границу. Остальная ее часть будет проходить по труднодоступным местам - скалам, горным рекам. Но самое главное - забор должен быть одного образца и из одного материала на всей своей протяженности.
Протестная волна
Однако, в отличие от Нетаньяху, внутри собственной страны Трамп встречает куда меньше понимания. Так, демократы и либеральные СМИ утверждают, что намерения нынешнего главы Белого дома противоречат американским ценностям, что президент нападает на иммигрантские семьи и разъединяет американцев. Политиков поддерживают экологи, указывающие, что, помимо самой стены, понадобится строительство дорог и инфраструктуры. Все это может нанести непоправимый вред окружающей среде - растительности и особенно животным, поскольку будет мешать их естественной миграции. Есть и юридические проблемы - договор между Мексикой и США от 1889 года запрещает любую деятельность, препятствующую свободному течению реки Рио-Гранде, по которой проходит граница, так что в некоторых местах стену придется переносить вдаль от меняющегося русла реки и некоторые граждане США вместе со своими домами рискуют оказаться на "ничейной территории" за пределами забора. Кроме того, многим простым американцам просто не нравится, что столько бюджетных денег будет потрачено на стену.
Понятно, на все это нужно много денег. Изначально Трамп предполагал, что за строительство оградительного сооружения заплатит сама Мексика, но было бы странно, если бы Мехико на это согласился. Поэтому глава Белого дома пытается найти средства из федерального бюджета. Еще до выборов в Конгресс в 2018 году республиканцам удалось провести через нижнюю палату документ о выделении $5,7 млрд. на постройку стены, однако законопроект не прошел через Сенат. В то же время Нэнси Пелоси, избранная в 2018 году председателем Палаты представителей США, заявила, что "стена Трампа" не получит финансирования ни при каких условиях. Из-за того, что республиканцы и демократы не смогли договориться по бюджету, 21 декабря 2018 года в США начался шатдаун - ситуация, когда федеральное правительство вынуждено частично или полностью приостанавливать деятельность министерств и ведомств. Шатдаун продолжался рекордные 35 дней и затронул 800 тыс. федеральных служащих. 14 февраля Сенат Конгресса США утвердил законопроект о финансировании федерального правительства США до сентября текущего года, чтобы избежать новой приостановки его работы, но бюджет предусматривает выделение лишь $1,37 млрд. на строительство стены на границе с Мексикой, хотя Трамп настаивал на $5,7 млрд. В результате президент ввел режим ЧП на южной границе страны, пытаясь добиться финансирования в обход Конгресса. Это позволяет сделать закон о чрезвычайном положении 1976 года, где речь идет, например, о строительстве объектов, необходимых для обеспечения национальной безопасности. Еще часть средств может быть изъята из программ, направленных на пресечение оборота наркотиков.
Но и эти действия президента не остались без ответа. Одна из наиболее влиятельных в США правозащитных организаций Американский союз гражданских свобод (ACLU), 16 штатов во главе с Калифорнией (Колорадо, Коннектикут, Делавэр, Гавайи, Иллинойс, Мэн, Мэриленд, Мичиган, Миннесота, Невада, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Нью-Йорк, Орегон и Виргиния, где везде на должностях прокуроров находятся демократы и почти везде губернаторы - демократы), а также группа землевладельцев в штате Техас подали иск против администрации Дональда Трампа, требуя отменить режим ЧП на границе. В заявлении говорится, что перераспределение бюджета нарушает многие законы и базовые конституционные принципы, включая принцип разделения властей. Ведь в США право распоряжаться бюджетом принадлежит всецело Конгрессу и может быть создан опасный прецедент, когда президент действует в прямой конфронтации с ним. Администрация Трампа с ними не согласна и заявляет, что режим ЧП объявлялся уже много раз и тоже приводил к перераспределению средств. Так что, скорее всего, разбирательство дойдет до Верховного суда, и насчет этого президент настроен очень позитивно. "Возможно, мы получим плохое постановление. Потом получим еще одно плохое постановление. В конечном счете мы обратимся в Верховный суд, и я надеюсь, что там к нам отнесутся по справедливости", - заявил глава Белого дома.
Также любыми способами Трамп пытается сломить сопротивление Калифорнии, где преобладают демократы и чьи губернатор и прокурор постоянно спорят с администрацией президента не только из-за стены, но также из-за вопросов экологии, регулирования интернета, иммиграции и пр. В частности, министерство транспорта США заявило, что отменяет ассигнования Калифорнии на строительство скоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Формальным основанием стало то, что проект постоянно буксует и растет в стоимости. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом заявил, что Белый дом просто сводит с ним счеты.
Совсем другая история
Скорее всего это так и есть, ведь для Трампа строительство стены имеет принципиальное значение, а на войне любые средства хороши. До следующих выборов всего два года, и президенту срочно нужна существенная политическая победа, иначе ему постоянно будут напоминать, что его главное обещание осталось невыполненным. Не исключено, что президент и не надеется построить забор полностью. Возможно, он и сам этого не очень хочет. Главное - начать и оставить победу за собой.
Но кто бы ни выиграл в этом споре, заградительное сооружение на границе Мексики и США уже пополнило список подобных ему объектов с печальной известностью. Ведь в случае появления хорошо укрепленного забора гуманитарный кризис, о котором говорит Трамп, решится только с одной стороны - американской. С другой же стороны он будет только нарастать. А ведь к появлению нескончаемого потока мигрантов на американо-мексиканской границе в немалой степени причастны и сами США, которые годами проводят в странах Латинской Америки довольно спорную экономическую и идеологическую политику. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: