25 Ноября 2024

Понедельник, 19:26

МЕНЬШЕЕ ИЗ ДВУХ ЗОЛ

Результаты парламентских выборов в Молдове будут подтверждены к середине марта. Но возможность альянсов рассматривается уже сейчас

Автор:

01.03.2019

Девятые парламентские выборы в современной Молдове, как и ожидалось, завершились "ничейным" результатом. Ни одна из политических партий, которые избирались в парламент, не смогла набрать количество мест, необходимое для формирования правительства.

101 депутат парламента Республики Молдова в этот раз, в отличие от предыдущих лет, избирался по смешанной системе - 50 по партийным спискам и 51 по отдельным избирательным округам. 

В результате места распределились следующим образом: Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) - 34, Демократическая партия Молдовы (ДПМ) - 30, блок ACUM ("Шаг") - 27, партия "Шор" - 7 и независимые - 3.

С учетом того, что Молдова является парламентской республикой, стране предстоит еще несколько недель неопределенности, пока четыре политические силы будут вести торг за власть в парламенте. Если не договорятся, то летом или осенью могут быть проведены досрочные выборы. Такое уже было неоднократно в послесоветской истории страны.

 

Кто друг, а кто враг?

Казалось бы, если исходить из программ ДПМ и блока ACUM, обе политические силы - проевропейские ратуют за сближение с Румынией, выполнение соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС, вступление в НАТО, одинаково негативно относятся к влиянию России. Кому, если не им, объединяться?

Однако не все так просто. В личных отношениях их лидеров много недоверия и даже откровенной вражды. Чтобы ACUM как-то отличали от ДПМ, лидеры блока говорят, что они за все то, что говорят демпартийцы, но в отличие от тех не коррумпированы и не криминализированы. 

ПСРМ, основанная в 1997 году бывшими членами Социалистической партии Молдовы, формально ратует за выход из соглашения с Евросоюзом и вступление в Евразийский экономический союз. В предвыборной агитации партия обещала в случае своей победы на парламентских выборах закрыть представительство НАТО в Кишиневе и привести страну в Таможенный союз. Повсюду в стране были развешаны плакаты, на которых президент Молдовы, лидер ПСРМ Игорь Додон и президент России Владимир Путин тепло пожимают друг другу руки. 

В то же время белорусские, к примеру, бизнесмены уверяют, что молдавский президент при встрече с ними расписывал преимущества ведения бизнеса в Молдове еще и тем, что для страны открыты европейские рынки. Да и оппозиция обвиняет социалистов и их лидера в тесном сотрудничестве с ДПМ и имитации политической конкуренции.

Про партию "Шор", которую возглавляет скандально известный в стране бизнесмен Илан Шор, большую часть времени проживающий в Москве, вообще говорят, что это проект лидера ДПМ Владимира Плахотнюка. "Шор" ему нужен, чтобы отобрать у социалистов часть электората с пророссийскими настроениями. Через связи своей жены, певицы Жасмин, Шор дружит со многими высокопоставленными чиновниками Кремля, в том числе с пресс-секретарем президента России. А еще он известен тем, что в июне 2017 года суд Кишинева приговорил его к 7,5 годам лишения свободы по делу о краже в 2014 году миллиарда долларов (12% ВВП страны) из трех подконтрольных ему молдавских банков. Дело передано в Апелляционную палату и на время парламентских выборов в его рассмотрении объявлена пауза.  Такие вот запутанные взаимоотношения. 

 

Для победы все средства хороши

Предвыборную борьбу честной, мягко говоря, назвать трудно. Причем дело не ограничилось взаимными обвинениями, распространением фейков, компромата, срывом встреч с избирателями и прочим, что сопутствует любым выборам в любой стране. Здесь были и угрозы убийства, и обвинения в попытке отравления, и даже заведенные уголовные дела, причем не только в самой Молдове.

Так, незадолго до выборов стали распространяться слухи, что глава правящей ДПМ бизнесмен Владимир Плахотнюк готовит покушение на действующего президента Игоря Додона, лидера ПСРМ. Должно это произойти якобы уже после выборов. Президент усилил охрану, однако за день до выборов его кортеж попал в аварию. Никто не пострадал. 

Лидер "Нашей партии" Ренато Усатый объявил, что ежедневно получает смонтированные фотографии, на которых демонстрируется расправа над его близкими. И организатор этого, как он утверждает, - Игорь Додон.

Майя Санду, лидер партии "Действие и солидарность", и Андрей Нэстасе, глава партии "Платформа Достоинство и Правда", которые сформировали блок ACUM, сообщили, что более года назад обнаружили в своей крови ртуть. Однако все это время, несмотря на лечение, уровень содержания ртути в крови не снижается, что говорит о систематическом отравлении. "Мы решили, что перед этими решающими для будущего Молдовы выборами важно рассказать людям о деградации действующей власти и о том, на что способен этот режим", - заявила Майя Санду.

Об отравлении тяжелыми металлами признался и их соратник бизнесмен Александр Македон: "Я подтверждаю, что я, мои дети, моя жена и отец моей жены стали объектами хорошо спланированной атаки: нас отравили смесью токсичных металлов, включая ртуть".

За два дня до выборов вдруг стало известно, что на лидера правящей партии ДПМ Владимира Плахотнюка в России возбуждено уголовное дело за кражу из российских банков в 2013-2014 годах более 37 млрд. рублей (более 1 млрд. евро). С учетом того, что президент Додон всю свою предвыборную кампанию построил на демонстрации близких отношений с Кремлем и лично с президентом Владимиром Путиным, само собой разумеется, все предположили, что это делается для того, чтобы увеличить его шансы на победу. Однако в парламентской гонке есть еще один молдавский политик, чьи интересы связаны с Москвой - это бизнесмен Илан Шор. Получается, что поддержка оказана и ему. А ведь ходят слухи про его тайный сговор с Плахотнюком.

Таким образом, у многих наблюдателей сложилось впечатление, что главные конкуренты настолько настроили себя друг против друга, что заранее исключили возможность мирного обсуждения каких-либо коалиционных соглашений.

 

Разбитая витрина евроинтеграции

С 2009 года, когда Коммунистическая партия Молдовы уступила власть в стране альянсу "За европейскую интеграцию" (туда входила и ДПМ), сближение с ЕС проходило стремительными темпами. 

В 2009 году Молдова присоединилась к "Восточному партнерству". Уже с апреля 2014 года граждане Молдовы могли въезжать в Шенгенскую зону без виз. В июне 2014 года Молдова подписала соглашение об ассоциации с ЕС, тем самым взяв на себя обязательства по реформированию внутренней политики в соответствии с нормами ЕС. В ответ получила многостороннюю, в том числе и финансовую, поддержку со стороны ЕС. 

Брюссель не скрывал, что пытается сделать Молдову "витриной евроинтеграции" для "Восточного партнерства", а потому охотно финансово поддерживал проводимые в стране реформы. 

Однако уже с 2015 года отношения страны с ЕС стали ухудшаться, вплоть до того, что Евросоюз приостановил финансирование большинства проектов в Молдове, в том числе прекратив макрофинансовую поддержку экономики страны. 

А в резолюции Европарламента по Молдове, принятой в ноябре прошлого года, страна вообще названа "государством, захваченным олигархическими интересами".

Главные обвинения в основном раздаются в адрес бизнесмена Владимира Плахотнюка, который, по мнению многих, буквально "приватизировал страну", имея влияние на все ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. Утверждается, что он контролирует также прокуратуру, спецслужбы и Конституционный суд.

Не имея поддержки населения (его антирейтинг, по опросам общественного мнения, равен 75%), лидер ДПМ не стесняется привлекать к себе сторонников путем подкупа и шантажа.

К примеру, на парламентских выборах 2014 года ДПМ получила всего 19 мест, но четыре года спустя у нее уже было парламентское большинство в 57 мест - за счет примкнувших к ней независимых депутатов и перебежчиков из других партий. Одна из депутатов-коммунистов публично утверждала, что ей предлагали взятку за переход в ДПМ. В случае отказа обычно применялся компромат.

Плахотнюку приписывается инициатива изменения системы парламентских выборов на смешанную, чтобы его партии, скомпрометированной в глазах избирателей, легче было набрать большинство в парламенте. В общем-то план частично сработал - по партийным спискам ДПМ получила 13 мест, а по одномандатным - 17. Этого не хватает, чтобы иметь большинство, но вполне достаточно, чтобы договариваться с другими избранниками.

"Демократическая партия готова начать переговоры с партиями и независимыми кандидатами, которые проходят в парламент, чтобы сформировать парламентское большинство и назначить правительство. Мы хотим, чтобы первые переговоры прошли в ближайшие дни, и надеемся, что они станут максимально продуктивными", - заявил Влад Плахотнюк утром 25 февраля, еще не дождавшись завершения подсчета голосов.

 

Простой принцип

В выборах приняли участие 49,2% от общего числа избирателей. Это самая низкая явка за всю современную историю Молдовы. 

Молдавские социологи полагают, что граждане страны разуверились в политическом классе республики, и если раньше выборы проходили более искренне, то теперь население исходит из принципа "выбираем из двух зол меньшее".

Видимо, по этому же принципу вынесли свой вердикт и наблюдатели от ОБСЕ. Они признали парламентские выборы корректными, призвали лидеров молдавских партий прекратить противостоять друг другу и сесть за стол переговоров.

Результаты парламентских выборов будут подтверждены к середине марта. Но возможность альянсов в Молдове рассматривается уже сейчас.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

326


Актуально