Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Самый крупный со времени окончания августовской войны 2008 года кризис в отношениях между Россией и Грузией обрастает все новыми штрихами. Для Грузии это чревато особенными осложнениями с точки зрения дальнейших перспектив ее экономики и тех усилий, которые предпринимаются официальным Тбилиси с целью превращения страны в форпост Запада на стратегически важном евразийском пересечении.
Кризис, начавшийся в связи со скандалом вокруг участия депутата Государственной думы РФ Сергея Гаврилова в работе проходившей в Тбилиси сессии Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) и последовавшими затем антироссийскими акциями протеста, которые сопровождались кровопролитными столкновениями между полицией и демонстрантами, принимает все более неожиданные очертания. Если озвученное на фоне протестов заявление Саломе Зурабишвили о России как «враге и оккупанте», а также решение Кремля запретить с 8 июля российским авиакомпаниям осуществлять авиасообщение с Грузией укладываются в логику противостояния между Тбилиси и Москвой, то случай с ведущим телеканала «Рустави-2» Георгием Габунией стал беспрецедентным в практике выяснения межгосударственных отношений.
Грузинский журналист использовал в телеэфире нецензурную брань в адрес президента России Владимира Путина и его покойных родителей, что было расценено как невиданная провокация не только со стороны России, но и руководства, а также значительной части общественности самой Грузии. Глава государства Саломе Зурабишвили осудила Габунию за то, что тот позволил себе действие, «непозволительное для Грузии», служащее «провоцированию новой войны» и фактически являющееся «нанесением ущерба государственным интересам». Премьер-министр Мамука Бахтадзе, в свою очередь, назвал инцидент на телеканале «Рустави-2» «отвратительным выражением провокации и попыткой дестабилизации» внутри страны, «грязной и возмутительной игрой с безопасностью государства и граждан».
Безусловно, за антироссийским демаршем грузинского телеведущего явно прослеживается и внутриполитическая подоплека, если иметь в виду, что телеканал «Рустави-2» не скрывает своей оппозиционной направленности, связи с экс-президентом Михаилом Саакашвили и его сторонниками из «Единого национального движения». Так что нельзя исключать, что Габуния посредством нецензурных оскорблений в адрес российского лидера пытался не только показать свое отношение к «вражеской стране», но и спровоцировать новый виток разборок между властью и оппозицией внутри самой Грузии. Но все же подобная брань журналиста может иметь самые неприятные последствия для Грузии, прежде всего в контексте внешнеполитических интересов страны. Отсюда и однозначное осуждение Габунии со стороны официального Тбилиси, который на фоне скандала на сессии МАП и последующих протестов отрицал, в противовес заявлениям Москвы, наличие русофобских настроений в Грузии, а также пытался хоть как-то смягчить последствия путинских решений о запрете авиасообщения между странами.
Однако сразу после нецензурщины на «Рустави-2» МИД России расценил «провокацию грузинских радикальных сил, направленную на подрыв российско-грузинских отношений» как «яркий пример того, куда заводит оголтелая русофобия». Кроме того, целый ряд российских политиков, включая представителей всех фракций Госдумы, стали призывать к введению санкций против Грузии, в частности - запрета на поставки грузинского вина в Россию. Данная мера может нанести немалый ущерб грузинскому виноделию, если учесть, что в прошлом году 62,3% от общего объема экспорта грузинского вина пришлось именно на российский рынок.
Между тем Кремль решил не обострять и без того накаленные до предела отношения с Грузией. «Что касается различного рода санкций в отношении Грузии, я бы не стал этого делать именно из уважения к грузинскому народу», - заявил Путин, комментируя возможность введения санкций против Тбилиси. Одновременно президент России выразил желание восстановить полноценный двусторонний диалог, не предпринимать ничего, что могло бы привести к осложнению отношений с Грузией.
Однако возможно ли налаживание отношений между Грузией и Россией в обозримой перспективе? К сожалению, трудно дать положительный ответ на этот вопрос, причем не только потому, что Москва все же не прочь нанести определенный урон грузинской экономике, о чем свидетельствует остающийся в силе российский отказ от сотрудничества с южным соседом в сфере туризма. Глубинные причины непрекращающегося кризиса в отношениях между Тбилиси и Москвой лежат, с одной стороны, в плоскости геополитической борьбы между Москвой и западными центрами за влияние на Грузию, а с другой - попыток Грузии найти свое, союзное Западу, место в лоне продвигаемого евроатлантистами глобального миропорядка.
Курс на Запад был взят Грузией сразу после распада СССР и восстановления независимости страны. Однако сближение с евроатлантическими центрами неизбежно вызвало проблемы в отношениях с Россией, проявлением чего стала и неприкрытая поддержка Москвой сепаратистских сил в грузинских регионах - Абхазии и Южной Осетии. Кульминацией противостояния стала августовская война 2008 года, по итогам которой Грузия поплатилась за свои прозападные устремления фактическим отпадением мятежных автономий «благодаря» признанию Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Столкнувшись один на один с Россией, маленькая Грузия так и не дождалась реальной поддержки от своих новых покровителей в лице США и Европы. Тем не менее, в последние годы грузинская драма продолжает развиваться на фоне настойчивого стремления Тбилиси стать частью НАТО и Евросоюза и, соответственно, невозможности найти общий язык с Москвой. Последний фактор тем более болезнен, что, во-первых, вызывает все новые проблемы для грузинской экономики, поскольку Россия и ее рынок - традиционное пространство притяжения экономических интересов Тбилиси, а во-вторых, обрекает на бесперспективность надежды на восстановление территориальной целостности Грузии. Вкупе с обострением внутриполитической борьбы в стране весь этот калейдоскоп неприглядных обстоятельств оборачивается порой самыми неожиданными и даже уродливыми по своей этической сущности эксцессами, вроде выходки недалекого журналиста.
Этот порочный круг все более замыкается на переплетении стоящих перед Грузией внутри- и внешнеполитических проблем. И на этом фоне вновь стоит указать на неоценимую роль ближайшего стратегического партнера Грузии - Азербайджана - с точки зрения интересов ее государственной независимости и экономического развития.
Партнер номер один
Все годы существования Грузии в качестве независимой страны доказывают: Азербайджан является ключевой внешней силой, влияющей на ее политические позиции и экономический потенциал.
Официальная статистика за прошлый год свидетельствует, что больше всего инвестиций, а именно $240 млн. в Грузию поступило из Азербайджана. Далее следуют Великобритания, Нидерланды и другие...
Азербайджан, наряду с Турцией и Россией, входит в тройку крупнейших торговых партнеров Грузии: оборот с этими государствами в 2018 году составил около $4,2 млрд., что составляет около 33,4% от общего торгового оборота страны.
Все реализуемые с участием и при ведущей роли Азербайджана крупные экономические проекты идут также во благо Грузии. Достаточно упомянуть нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, Южный газовый коридор, железную дорогу Баку - Тбилиси - Карс, все более превращающуюся в ключевую артерию общеевразийской интеграции, связующее звено между Западом и Востоком на важнейшем участке Великого Шелкового пути. Многообещающими не только для Азербайджана, но и для Грузии станут также и предстоящие поставки в Европу азербайджанского газа с месторождения «Шахдениз-2». Готовность к старту этих поставок посредством Трансанатолийского газопровода (TANAP) уже выразила Госнефтекомпания Азербайджана. Газ, обещающий сыграть важную роль в обеспечении энергобезопасности Европы, пройдет из Азербайджана через Грузию в Турцию, а затем через турецко-греческое приграничье посредством Трансадриатического газопровода (TAP) достигнет Италии.
Все эти проекты даже в столь сложные для Грузии времена напоминают ей о том, где находится самый перспективный источник благосостояния страны. Не менее важна и военно-политическая составляющая, в контексте которой сами грузинские эксперты признают роль «треугольника» Баку - Тбилиси - Анкара. Его можно считать состоявшимся, о чем свидетельствуют, в частности, успешно проводимые трехсторонние военные учения, регулярные встречи глав оборонных ведомств Азербайджана, Грузии и Турции (последняя состоялась месяц назад в Габале), заключение Гиресунского соглашения о трехстороннем военном сотрудничестве.
Азербайджан выступает в качестве центральной единицы региональной интеграции, одного из ведущих двигателей многосторонних форматов сотрудничества, включая вышеупомянутую «тройку» Азербайджан - Грузия - Турция, а также Азербайджан - Турция - Россия, Азербайджан - Турция - Иран, Азербайджан - Россия - Иран. Именно поэтому Баку заинтересован в скорейшем прекращении разлада в отношениях между Россией и Грузией, с каждой из которых нашу страну связывает самое тесное сотрудничество.
Однако именно столь важное участие Азербайджана в судьбе региона, в частности и Грузии, не устраивает главного нарушителя регионального мира - Армению, продолжающую оккупацию территорий Азербайджана и все более открыто претендующую на грузинскую область Джавахети. Неудивительно, что в переживаемый ныне Грузией тяжелый момент армянские СМИ усиленно стараются рассорить Тбилиси с Баку, а официальный Ереван отчаянно пытается-таки продавить установление наземной связи с Россией через Грузию и ее мятежные автономии.
Недавно глава МИД Грузии Давид Залкалиани вновь признал: «Азербайджан является основным стратегическим партнером Грузии». И добавил: «Мы не можем портить отношения с основным стратегическим партнером». Последняя ремарка весьма резонна с учетом тех усилий, которые прилагают определенные силы не только вне Грузии, но и внутри нее для нанесения ущерба стратегическому партнерству между Баку и Тбилиси. То есть традиционным отношениям дружбы и сотрудничества, цена которых становится еще более очевидной в годину тех испытаний, что переживает Грузия, оказавшаяся на фоне кризиса в отношениях с Россией перед угрозой нарастания политической нестабильности и экономических проблем.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: