25 Ноября 2024

Понедельник, 14:48

ВОЙНА ИНТЕРЕСОВ

Что ожидает мировую политику на фоне беспрецедентного кризиса в американо-турецких отношениях?

Автор:

15.11.2019

Визит президента Турции в Вашингтон, можно сказать, до последнего момента оставался под вопросом. Несмотря на приглашение со стороны президента Соединенных Штатов Дональда Трампа посетить его страну и провести встречу тет-а-тет в Белом доме, у Реджепа Тайипа Эрдогана накопился целый ряд аргументов, чтобы ответить отказом. Самый серьезный из них - принятие в преддверии визита двух антитурецких резолюций Палатой представителей Конгресса США. Первая из них ввела новый пакет санкций против турецкой финансовой системы, а второй резолюцией был признан пресловутый «геноцид армян в Османской империи».

 

Ревнивая Америка

Вне всяких сомнений, принятые конгрессменами документы представляют собой своего рода акт наказания Турции за ее независимую политику, прежде всего на Ближнем Востоке. Ведь именно во многом усилиями Анкары практически провалился план расчленения Сирии, одним из условий которого было создание на севере арабской страны курдского государства, откровенно угрожающего безопасности и территориальной целостности Турции. Еще большее негодование Соединенных Штатов вызывает то, что «сирийская» политика Анкары увенчивается успехом в рамках ее тесного взаимодействия с Россией и Ираном. Эти страны совместно с Турцией претендуют на роль гарантов политического урегулирования в Сирии в рамках «Астанинского переговорного формата».

Судя по всему, американских стратегов окончательно вывело из себя заключение российско-турецкого меморандума по Сирии. Этот документ, по сути, полностью перечеркнул последние остатки надежд Запада, прежде всего США, на уничтожение единой сирийской государственности и создание в регионе марионеточного курдского образования - предполагаемого послушного исполнителя воли США. Неизбежными последствиями стратегии Вашингтона обещали стать существенное ослабление региональной державы - Турции, а также практическое выведение России и Ирана из числа влиятельных ближневосточных игроков.

Как известно, ранее Турция усиленно пыталась добиться отвода курдских террористических формирований, пользующихся всесторонней поддержкой Вашингтона, посредством договоренностей с самими Соединенными Штатами. Однако американцы отличились невыполнением взятых на себя обязательств, что и стало причиной принятия Анкарой решения о проведении самостоятельной военной операции «Источник мира», направленной на нейтрализацию курдских террористов и создание условий для возвращения сирийских беженцев на родину. После этого Турция достигла соответствующего соглашения с Россией, что позволило как приостановить военную операцию Анкары, так и начать процесс реального отвода курдских формирований и создания зоны безопасности на севере Сирии.

Таким образом, Москва и Анкара, несмотря на определенные различия в подходах к тактическим аспектам сирийского урегулирования, продемонстрировали способность не просто договориться, но и реализовать на практике достигнутые соглашения. Совместные действия России и Турции выступают, по сути, гарантией восстановления суверенитета и территориальной целостности единого сирийского государства, столь не вписывающегося в реализуемую западными стратегами политику перекройки всего Ближнего Востока в интересах прежде всего США и их региональных союзников.

Между тем еще одним значительным раздражителем для Вашингтона выступает активное военно-техническое сотрудничество Анкары и Москвы, в частности закупка Турцией российских зенитно-ракетных комплексов С-400. США дают понять, что серьезно недовольны политикой президента Эрдогана и налаживание двусторонних отношений возможно лишь в случае свертывания принявшего стратегический характер сотрудничества Анкары с Москвой в военно-технической сфере. Как сообщают американские СМИ, для преодоления кризисной ситуации Трамп даже предложил Эрдогану некую торговую сделку на $100 млрд. и снятие антитурецких санкций взамен на ожидаемое Вашингтоном решение Анкары не вводить С-400 в эксплуатацию. Однако турецкий лидер накануне визита в США прозрачно намекнул, что предложенная Трампом сделка его не устраивает, поскольку российские ЗРК закупали не для того, чтобы затем отказаться от их использования.

 

Беспринципная «армянская карта»

В ряду антитурецких мер США особенно примечательна резолюция, касающаяся признания «геноцида армян». Ее можно считать очередным подтверждением того, что Соединенные Штаты и Запад, в целом, используют «армянский вопрос» исключительно как инструмент давления на Турцию. Так что ни о каких ценностях, таких как историческая правда и справедливость, применительно к позиции американских конгрессменов не может идти и речи.

В процессе принятия резолюции по «геноциду» явно прослеживается внутриполитический аспект. Хотя ее поддержали некоторые однопартийцы президента Трампа - конгрессмены-республиканцы, все же трудно удержаться от констатации того, что резолюция стала частью кампании демократов против администрации Трампа, которая в принципе не заинтересована в дальнейшем ухудшении отношении с Турцией (собственно, признаком этого и является вышеотмеченная готовность главы Белого дома осуществить щедрую сделку с Анкарой). Однако само принятие Палатой представителей Конгресса резолюции «по геноциду» именно сейчас отнюдь не случайно.

Часть американской политической элиты, по разным причинам придерживающаяся проармянских симпатий, уже давно добивается признания «геноцида армян» в ущерб интересам Турции и самой исторической правде. Однако продвинуть этот план удалось в ситуации, когда проармянская резолюция не может существенно навредить отношениям Вашингтона и Анкары. По той простой причине, что они и без того основательно испорчены как никогда. Из этого следует, что «геноцидовая» резолюция ни за что не всплыла бы на поверхность, если бы не было кризиса в американо-турецких отношениях, что лишь подчеркивает ее явно политизированную мотивацию.

Впрочем, использование «геноцида» как средства давления на Турцию, превращение ее в предмет торга между Западом и Турцией, судя по всему, ничуть не бьют по самолюбию мирового армянства. И не случайно представители армянских организаций в США, в частности Армянской ассамблеи Америки и Армянского национального комитета Америки, признают, что в целях принятия резолюции они мобилизовали активистов по всей стране, участвовали в процессе составления документа, «долго работали с членами Конгресса» и «в буквальном смысле обходили все кабинеты на Капитолийском холме». В результате премьер-министр Армении Никол Пашинян приветствовал принятие резолюции о признании «геноцида армян», а армянский МИД выразил глубокую признательность членам Палаты представителей США «за решимость при голосовании по резолюции №296».

Что обещает самой Армении антитурецкая резолюция американских законодателей? Очевидно, что Армения, продолжающая оккупацию азербайджанских территорий, совершившая на глазах у всего современного мира реальный, а не вымышленный, геноцид азербайджанцев в Ходжалы, ничего не выиграет от антитурецких игр американских, да и любых других политиков. Следствием принимаемых резолюций о вымышленном «геноциде армян» будет лишь закрепление невозможности налаживания отношений Еревана с тюркскими соседями. И эта данность лишает Армению всяких перспектив полноценного развития, особенно с учетом того, что Турция ни при каких обстоятельствах не отступит перед «акциями американского возмездия».

 

Непреклонная Анкара

Вероятность прогибания Турции перед американским давлением однозначно отверг президент Реджеп Тайип Эрдоган. Еще в канун своего визита в США он заявил, что «страна, чья история запятнана актами геноцида, рабства и колонизации, не имеет права учить Турцию в любых вопросах».

Американскую резолюцию осудил и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, назвав ее «ошибкой», «документом, лишенным исторической и правовой основы». «Те, чьи проекты были сорваны, обращаются к устаревшим резолюциям. Они ошибаются, веря, что таким образом отомстят», - добавил Чавушоглу.

Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын расценил резолюцию о признании «геноцида армян» как «один из постыдных примеров политизации истории». Он заявил, что Соединенным Штатам следует «сначала посмотреть на свою историю, на кровавое прошлое поддерживаемых Америкой террористических организаций «Рабочая партия Курдистана» и АСАЛА».

Но примет ли Анкара в ответ на антитурецкие шаги США ряд политических решений, способных усугубить и без того значительно осложнившиеся в последнее время отношения с Вашингтоном, предпочтет ли она линию на дальнейшую конфронтацию с крупнейшей мировой державой? Несомненно, это во многом прояснится по итогам визита Эрдогана в США и его встречи с Дональдом Трампом.

Можно лишь предположить, что в случае дальнейшего ужесточения политики Соединенных Штатов в отношении Турции под вопросом окажется будущее американской базы на территории Турции (Инджирлик). Серьезный ущерб может быть нанесен и по членству Турции в НАТО, тем более что МИД Турции расценил санкционную политику Вашингтона против Анкары как «несовместимую с духом альянса».

Сама же Турция не отказывается (во всяком случае, пока) от союзнических отношений с США в рамках НАТО. На это указывает и тот факт, что президент Турции, несмотря на весь набор сдерживающих факторов, все же согласился совершить визит в Соединенные Штаты и провести переговоры с американским коллегой.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

347