Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
За потоком новостей по поводу случившегося в самом начале года ирано-американского обострения, тревожных новостей из Сирии, наконец-то свершившегося Брекзита и спорно-мирного ближневосточного плана Дональда Трампа сообщения о борьбе США и Китая за первенство в строительстве сетей 5G остаются практически незаметными для широкой аудитории большинства СМИ. Между тем именно эта битва (а по-другому ее сложно назвать) за следующее поколение мобильных сетей, кажется, может помочь лучше ориентироваться в текущем международном геополитическом раскладе. Ведь ставки необычайно высоки - речь идет о том, кто будет иметь в ближайшем будущем технологическое преимущество, а значит, и мировое экономическое и политическое лидерство. Согласно новому ежегодному интернет-отчету Cisco, к 2023 году доступ к интернету будут иметь 66% населения, а 5G поддерживать более 10% мобильных подключений. Первыми странами, в которых был официально запущен 5G в апреле 2019 года, стали Южная Корея и США. Как ожидается, к концу нынешнего года первые сервисы 5G будут доступны почти в 140 европейских городах. Самое важное, что нужно знать про интернет 5G, - это то, что он будет в 10-100 раз быстрее, чем на 4G, так что перед человечеством откроются совершенно новые возможности. Например, станет реальностью так называемый «интернет вещей» - концепция среды, в которой все электронные устройства имеют доступ в интернет, могут передавать данные и взаимодействовать между собой без вмешательства человека. Речь идет не только, к примеру, об «умном доме», но и о совершенно новом подходе к городской инфраструктуре, транспорту, системам ЖКХ, здравоохранению, образованию, безопасности, финансам и производству. То есть 5G для XXI века будет примерно тем же самым, что электричество для XX века, - основой для человеческой деятельности во всех сферах во все более цифровой глобальной экономике. И поэтому, как легко догадаться, тот, в чьих руках будет эксплуатация новых коммуникационных сетей, сможет диктовать остальным свои условия.
Экономическое будущее 5G
На данный момент самое современное и доступное оборудование для внедрения 5G готовы предоставлять два китайских телекоммуникационных гиганта - Huawei и ZTE. Таким образом, впервые в истории Соединенные Штаты могут лишиться лидерства в области инноваций и технологий, и последствия такого отставания Вашингтоном воспринимаются весьма серьезно. Как заявил американский генпрокурор Уильям П. Барр, разрешить Китаю установить господство в этой области - значит не просто подвергнуться «монументальной опасности», что Пекин может использовать технологии для мониторинга и наблюдения - «ставки намного выше, чем это, экономическое будущее поставлено на карту». «Подсчитано, что промышленный интернет на базе 5G может создать новые экономические возможности в размере $23 трлн. к 2025 году. Если Китай установит единоличное доминирование над 5G, он сможет доминировать над возможностями, открывающимися в связи с ошеломляющим спектром новых технологий, которые будут зависеть и переплетаться с платформой 5G. Чем больше Китай будет становиться поставщиком инфраструктуры 5G, тем больше он будет становиться поставщиком всех технологий, которые лежат в основе инфраструктуры 5G», - заявил Барр в своем докладе.
Помощник директора контрразведывательного отдела ФБР Джон Браун в свою очередь подчеркнул, что мир должен решить, будут ли его сообщения проходить через Китай или Соединенные Штаты. Что касается Трампа, то для него 5G - это гонка, которую Америка должна выиграть.
Американские санкции и осечка
И США стараются победить всеми возможными способами, не давая китайскому гиганту выйти на свой 5G-рынок и рынок союзных стран. Такое противодействие, в первую очередь, объясняется тем, что Huawei занимается промышленным шпионажем и тесно связана с китайским правительством. Причем основатель компании - член компартии Китая, военный инженер, который в свое время занимался информационными технологиями в китайской армии. Один из последних шагов США - сообщения о том, что администрация Трампа рассматривает вопрос об изменении правил, которые бы позволили блокировать поставки чипов в Huawei Technologies от таких компаний, как крупнейший в мире контрактный производитель чипов - тайваньская TSMC. Отмечается, что согласно проекту поправок правительство США вынудит иностранные компании, использующие американское оборудование для производства чипов, запрашивать лицензию в США, прежде чем поставлять продукцию Huawei. До этого еще в декабре 2018 года в Канаде была арестована Мэн Ваньчжоу, дочь основателя Huawei и финансовый директор компании. Предлогом послужили подозрения в том, что корпорация нарушала санкции в отношении Ирана.
В мае прошлого года Министерство торговли США внесло Huawei в черный список, перекрывающий компании путь к покупке компонентов и технологий американских производителей. США таким же образом призывают действовать своих ближайших союзников, среди которых Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
И вот тут случилось самое интересное, потому что ближайший партнер США - Лондон открыто пренебрег просьбами и предупреждениями Вашингтона. Британцы заявили, что, во-первых, допустят Huawei к развитию своей сети 5G, потому что после консолидации отрасли слишком мало глобальных конкурентов (Nokia и Ericsson). И, во-вторых, китайская компания не будет иметь допуска к чувствительным частям сети, связанным с национальной безопасностью. Великобритания пришла к выводу, что «потенциальный риск для национальной безопасности, создаваемый китайским телекоммуникационным гигантом, был перевешен предполагаемым ростом экономики на 126 млрд. фунтов стерлингов ($164 млрд.)», если развертывание 5G будет идти в соответствии с планом. Как отмечали местные СМИ, сразу после оглашения этого решения во время телефонного разговора с Борисом Джонсоном американский президент Дональд Трамп был в ярости и в конце просто швырнул трубку. В свою очередь госсекретарь США Майк Помпео заявил, что, допуская Huawei к 5G, Лондон ставит под угрозу суверенитет Великобритании.
Предупреждение об утрате возможностей свободного распространения информации при использовании телекоммуникационного оборудования Huawei сделала спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в ходе недавней Мюнхенской конференции по безопасности. США также подчеркивают, что последствия такого шага британцев могут отразиться на сотрудничестве в рамках так называемого альянса по обмену разведданными Five Eyes. Недавно руководитель аппарата Белого дома президента США Мик Малвани заявил, что решение Лондона будет иметь «прямое и существенное влияние» на обмен разведданными между США и Великобританией. Причем все намеки и предупреждения делаются максимально публично, что само по себе довольно необычно, поскольку подобные «разборки» между союзниками обычно происходят скрытно. Особенно, если учитывать, что в разведке многое построено именно на коммуникации и наблюдении.
Прибыль или нацбезопасность?
С другой стороны, примечательно, что внутри самих США отношение к Huawei далеко не единодушное. Так, например, генпрокурор Уильям П. Барр, заявивший, что доминирование Китая над сетями 5G является одной из главных угроз национальной безопасности и экономики США, также отметил, что разведка говорила об этом давно, но Трамп все пропускал мимо ушей. Многие американские СМИ опять-таки отмечают, что администрация нынешнего президента придерживается противоречивого подхода к Huawei и ZTE, и приводят конкретные примеры, связанные с препятствиями использованию американских компонентов за рубежом. Припоминают и то, что в 2018 году Трамп отменял жесткие санкции, введенные США в отношении ZTE, которые нарушили ограничения в отношении Ирана и Северной Кореи.
Возможно, все дело как раз-таки в том, что в противостоянии вокруг 5G национальная безопасность очень тесно переплетена с финансовыми интересами. Так, например, Барр предлагал США рассмотреть возможность инвестирования в Nokia, Ericsson, чтобы противостоять Huawei. А если дословно, то «путем присоединения США к Nokia и/или Ericsson через американское владение контрольным пакетом акций, либо напрямую, либо через консорциум частных американских и смежных компаний». Но чем тогда это бы отличалось от обвинений Huawei в тесных связях с китайским правительством? Позднее в Вашингтоне отвергли предложенную Барром идею, а главный экономический советник Белого дома Ларри Кудлоу признал, что США тесно сотрудничают с Nokia и Ericsson, но американское правительство, конечно, не занимается покупкой компаний. Однако факт остался фактом. За противоречивым подходом администрации Трампа к Huawei, как получается, кроется точно такая же логика, которой руководствуется Лондон. Он говорит, что «потенциальный риск для национальной безопасности, создаваемый китайским телекоммуникационным гигантом, был перевешен предполагаемым ростом экономики».
В 2015 году китайское руководство запустило план «Сделано в Китае-2025» по оттеснению Соединенных Штатов в качестве доминирующей технологической сверхдержавы. Он оказался успешным, поскольку КНР все дальше отходит от имиджа мирового производителя дешевого ширпотреба. И довольно быстрыми темпами - если несколько лет назад за китайский смартфон в руках могли засмеять, то теперь последние модели того же Huawei являются гордостью многих гаджетоманов. Но возможности телекоммуникационного гиганта - далеко не единственное, что беспокоит США. Так, например, недавно стало известно, что американская администрация рассматривает возможность прекращения поставок авиационных двигателей компании General Electric Co для самолета СОМАС, который разрабатывают в Китае. По одной из версий, с помощью ограничений США могут подорвать процесс разработки самолета СОМАС, ведь Китай выражал уверенность в том, что местные компании смогут конкурировать в продажах с Boeing и Airbus. И это только один из примеров.
Кстати, один из источников сообщил изданию WSJ, что General Electric Co выступает против прекращения поставок в Поднебесную, поскольку, как считают в компании, перенять передовые технологии сложнее, чем думают члены администрации. Что еще раз подтверждает высказанную ранее мысль о приоритете именно финансовых интересов. США действительно обеспокоены технологическим рывком Китая, но разговоры о национальной безопасности или свободе распространения информации в этом контексте - это лишь один из слоев.
Примечательно, что в этой истории вокруг 5G особняком пока стоит Россия, которая, с одной стороны, активно сотрудничает с Китаем. Huawei запустила испытательную зону 5G в Москве, а Владимир Путин даже выступал в поддержку компании, заявив, что США пытаются «нагло вытеснить ее с глобального рынка». 2020 год Кремль объявил годом российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества, один из приоритетов - искусственный интеллект.
С другой стороны, что касается 5G, то в России по-прежнему нет решения по выделению ресурсов в диапазоне ниже 6 ГГц, пригодных для создания таких сетей. Минобороны РФ выступило против передачи операторам мобильной связи частот в диапазоне 3,4-3,8 ГГц, на которых работают военная спутниковая связь, спецслужбы и «Роскосмос». Минкомсвязи РФ предлагает развивать новый стандарт на частотах 4,4-4,99 ГГц, но для этого диапазона нет оборудования, а отечественное появится, примерно, через 5 лет. Возможно, таким образом Россия также маскирует свое недоверие к китайскому соседу. Причина тут и в промышленном плагиате. Например, российский государственный оборонный конгломерат «Ростех» обвинял Китай в копировании своих технологий. Вместе с тем вопрос и в технологической асимметрии - понятно, что Китай не будет считать Россию равным партнером. Но если Россия, как и все остальные, не осуществит цифровизацию производства, особенно в значимых для нее добывающей и перерабатывающей областях, она начнет серьезно проигрывать конкурентам. Поэтому в чем заключается тактика (если это так) России, понять пока сложно.
Но в целом картина складывается вполне определенная и довольно примечательная. Новые сети пятого поколения превращаются в определенный маркер, позволяющий понять причины и следствия. Союзники в будущем будут определяться (или автоматически ими становиться) исходя из того, кем будут разрабатываться применяемые ими новейшие технологии. Ну а в текущей ситуации свои коррективы, можно сказать, внесла сама природа, а именно вспышка коронавируса в Китае. Вирус, как уже считают многие наблюдатели, может, хоть и временно, но подорвать доверие к Китаю как к научной и технологической державе. Впрочем, время - это как раз то, что сейчас очень нужно США.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: