Автор: Нигяр ВАГИФ
Март 2020 года стал поистине «черным месяцем» для ми-ровой нефтедобычи. Эпидемия ко-ронавируса оказала огромное влияние на глобальный нефтяной рынок, став причиной снижения спроса на топливо. Определенные надежды на решение этого вопроса были связаны со встречей министров стран ОПЕК и не-ОПЕК. Однако итоги заседания «превзошли» все ожидания: формат сотрудничества ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи, сформированный для обеспечения стабильности на рынке, фактически развалился после трехлетнего существования из-за разногласия его основных инициаторов - России и Саудовской Аравии. А вслед за этим, собственно, обвалились и цены на нефть.
ОПЕК уже не тот
Конечно, предположение, что однажды механизм ОПЕК+ даст сбой и потеряет свою эффективность, звучало не раз за время действия сделки, но что она не получит продолжения в самый неподходящий для рынка момент, стало неприятным сюрпризом для всех.
Условия последнего соглашения ОПЕК+, подписанного в декабре 2019 года, предусматривали общее сокращение нефтедобычи в первом квартале 2020 года на 1,7 млн. б/с относительно октября 2018 года.
Министры стран ОПЕК в ходе встречи 5 марта в Вене согласились, что ОПЕК+ нужно продлить до конца 2020 года, углубив сокращение еще на 1,5 млн. б/с. При этом картель был готов взять на себя дополнительное сокращение добычи на 1 млн. б/с, а остальные 500 тыс. предложил распределить между странами, не входящими в ОПЕК. Активным сторонником более глубокого сокращения добычи нефти выступала Саудовская Аравия. Не исключено, что именно под давлением Эр-Рияда картель дважды за день менял свое решение - днем согласовал дополнительное сокращение на 1,5 млрд. б/с только на второй квартал, а вечером предложил продлить его уже до конца 2020 года.
Россия настаивала на том, чтобы вовсе обойтись без дополнительных сокращений и продлить текущую сделку до конца второго квартала. Разногласия между главными участниками соглашения возникали и раньше, но на этот раз компромисса достичь не удалось. В итоге министерская встреча ОПЕК+ 6 марта закончилась безрезультатно, так как Россия и Саудовская Аравия так и не смогли прийти к консенсусу.
Это означает, что нефтяная сделка, заключенная в конце 2016 года, с 1 апреля теряет свою силу и страны, входящие в ОПЕК+, не будут иметь обязательств по сокращению добычи. Следующее заседание ОПЕК состоится в июне.
Если принять во внимание нежелание, с которым Россия пошла на продление сделки еще в декабре прошлого года, можно сделать вывод, что выход страны из нее был предопределен.
«Мы подписали документ совместный, что будем продолжать работать, взаимодействовать в рамках Хартии по сотрудничеству в рамках ОПЕК+. Что касается сокращений - наверное, с учетом принятого решения, с 1 апреля этого года ни у кого из стран, входящих в ОПЕК и не-ОПЕК, нет обязательств», - подытожил министр энергетики России Александр Новак.
Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо выразил оптимизм и уверенность, что никто из группы ОПЕК+ не хочет повторения ситуации прошлых лет с низкими ценами на нефть. «У нас были дискуссии с Россией, и они привержены декларации о кооперации, и они хотят продолжить. Мы по-прежнему уверены, что они вернутся на этот «Ноев ковчег», - сказал М.Баркиндо.
Он подчеркнул, что 90% государств, не входящих в картель, согласны с решением ОПЕК - необходимо убедить «одну или две страны» принять позицию картеля.
Ситуацию особенно опасной делает тот факт, что эти изменения на нефтяном рынке совпали с шоком, вызванным падением глобального спроса на сырье из-за коронавируса.
Реакция рынка на крах переговоров по ОПЕК+ не заставила себя ждать. По итогам вечерних торгов 6 марта цена нефти Brent резко ускорила падение, рухнув на 7,5%. Стоимость майских фьючерсов на Лондонской бирже снизилась до $46,26 за баррель. Котировки фьючерсов на WTI на апрель на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) опустились на 7,6% - до $42,42 за баррель.
Ответный ход
Первой жертвой резкого снижения цен стала саудовская нефтяная госкомпания Saudi Aramco, стоимость акций которой по итогам торгов 8 марта упала ниже цены IPO впервые с момента выхода компании на биржу. Бумаги потеряли в стоимости около 9,1%.
После краха переговоров по новой сделке ОПЕК+ Эр-Рияд объявил о планах с апреля нарастить собственную добычу с текущих 9,7 млн. до 10-11 млн. б/с (если потребуется и выше рекордных 12 млн. б/с) и предложить покупателям нефть по максимально низкой цене - со скидкой на 20%.
Результатом всех этих действий 9 марта стало крупнейшее падение цен на нефть со времен «Бури в пустыне» версии 1991 года. Мировые рынки погрузились в хаос, акции российских компаний обвалились.
Нефть потеряла почти треть цены, опустившись до $31 за баррель Brent (а американская WTI падала и ниже $30). Затем началась некоторая коррекция, нефть повысилась до $36, но и падение в 20% является историческим. Больше баррель терял только 17 января 1991 года, когда обвал составил почти 35%.
Если принять во внимание, что на нефтегазовый сектор приходится около 80% экспорта Саудовской Аравии и 2/3 поступлений в госбюджет, то становится ясно, что экономика страны может серьезно пострадать, если цены на нефть не восстановятся. Такого же мнения придерживаются и эксперты. Abu Dhabi Commercial Bank подсчитал, что если цены на нефть Brent останутся около $35 за баррель, без корректировки расходов Саудовская Аравия столкнется с дефицитом в размере около 15% ВВП в 2020 году, и ее чистые золотовалютные резервы могут исчерпаться примерно за пять лет при отсутствии других источников финансирования.
По оценкам Goldman Sachs Group Inc., дефицит бюджета Саудовской Аравии в текущем году может составить почти 12%, и потребность правительства в финансировании увеличится на $36 млрд. за год.
Тем не менее, очевидно, что Саудовская Аравия в новых реалиях продолжит борьбу за долю на рынке и за покупателей, уже распорядившись о наращивании добывающих мощностей Saudi Aramco с 12 до 13 млн. б/с. Это позволит компании добывать больше нефти, а с учетом ее малой себестоимости получать прибыль даже в условиях низких цен. У Саудовской Аравии, кстати, очень низкая себестоимость добычи - $10 за баррель. При этом цена, при которой балансируется бюджет, почти вдвое выше, чем у России, - примерно $80 против $42,4 за баррель.
Эксперты BNP Paribas сравнили действия Саудовской Аравии с игрой в покер с Россией, «в которой Эр-Рияд повышает ставки», заставив в конечном счете Москву вернуться за стол переговоров. Российская сторона по-своему оценила правила игры, заявив, что Саудовская Аравия сделала не самый правильный выбор.
Кстати, синдром «наращивания добычи» оказался заразным, и вслед за Саудовской Аравией также ОАЭ и Ирак тоже решили снизить цены на нефть для потребителей в апреле и увеличить экспорт.
«Мы принимаем бой!»
В России выход из сделки ОПЕК+ вызвал неоднозначную реакцию. По мнению сторонников такого решения, это вполне разумно, так как Россия, сокращая объемы нефтедобычи, уступает тем самым место американским производителям сланцевой нефти на мировом рынке.
Противники выхода подсчитывают возможные потери страны из-за резкого спада цен на «черное золото».
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов думает, что ОПЕК+ на заседании Технического комитета 18 марта найдет выход из сложившейся ситуации. А совладелец этой компании Леонид Федун уверен, что в результате несостоявшейся сделки России с ОПЕК об ограничении добычи нефти страна будет терять ежедневно не менее $100 млн.
Глава Минфина Антон Силуанов, между тем, убеждает общественность, что Россия лучше остальных стран с большой долей доходов подготовлена к обвалу цен на мировом нефтяном рынке. По его словам, у РФ «достаточно ресурсов, чтобы обеспечить все планы по бюджетной политике».
Министр энергетики РФ же заявляет о возможности российских компаний в краткосрочном периоде нарастить добычу нефти на 200-300 тыс. б/с, а в перспективе - до 500 тыс. б/с. По словам А.Новака, реакция рынка на отказ от сделки по ограничению добычи нефти в формате ОПЕК+ была для России ожидаемой. Министр подчеркнул, что «сценарий выхода из соглашения по ограничению добычи прорабатывался и текущая ситуация на нефтяном рынке находится в пределах прогноза».
Несмотря на всю подготовленность к негативному сценарию, Москва не отказывается и от возможности обсудить ситуацию на рынке в мае-июне текущего года в ходе запланированных встреч ОПЕК+.
«Роснефть», на которую приходится около 40% российской нефтедобычи, была явным противником новой сделки. Пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев назвал альянс с ОПЕК «мазохизмом», из-за которого добыча американской сланцевой нефти процветает.
По его словам, для России сделка с ОПЕК+ была бессмысленной. Если это соглашение и сыграло позитивную роль, то лишь как психологический фактор на первом этапе - в действительности все объемы нефти, которые выбывали при неоднократном продлении сделки, оперативно и полностью замещались на мировом рынке объемами американской сланцевой нефти.
Сланец в ауте
Вместе с тем, если выход РФ из сделки ОПЕК+ был рассчитан на то, чтобы подорвать нефтяную промышленность США, то удар пришелся в цель. Если снижение цен на «черное золото» продолжится, то можно с уверенностью сказать, что для сланцевой нефти наступают сложные времена.
«Пострадают все, включая Россию, - утверждает глава отдела нефтяных рынков компании Rystad Energy Бьорнар Тунхауген. - Однако преимущество этого решения заключается в том, что оно повредит другим, в первую очередь США».
По мнению аналитиков, при столь резком падении цен на нефть некоторые сланцевые производители будут вынуждены уйти с рынка и останутся лишь наиболее эффективные компании, которые смогут сохранять конкурентоспособность при цене нефти в $35-40 за баррель.
«Мы уже видим намеки некоторых сланцевых операторов о том, что они намерены немедленно скорректировать объемы расходов и бурения, - отмечается в обзоре JBC Energy. - Это позволяет предположить, что для американских производителей сланцевой нефти нынешнее падение цен окажется более болезненным, чем ожидалось».
Несмотря на рекордный обвал цен на мировом рынке, добыча в США в любом случае резко не упадет, прогнозируют аналитики Eurasia Group. «Большинство производителей захеджировали свои риски в период более высоких цен на нефть. По нашему мнению, добыча сланцевой нефти не упадет настолько быстро, чтобы оправдать ожидания России», - заявил Financial Times Айхам Камель из Eurasia Group.
При этом у многих американских производителей сланцевой нефти могут возникнуть проблемы с привлечением нового финансирования и рефинансированием долгов.
Неожиданный выигрыш
В то время как страны-экспортеры с нефтезависимой экономикой принимают меры для защиты себя от рисков снижающихся цен на нефть, всегда найдутся те, кто воспользуется сложившейся ситуацией для пополнения запасов за счет дешевой нефти.
Так, власти Китая рассматривают возможность увеличения государственных нефтяных резервов после падения цен на нефть. Чиновники, отвечающие за государственное планирование, ведут консультации с правительственными учреждениями и государственными нефтекомпаниями относительно покупок резко подешевевшей за последнее время нефти для пополнения стратегических резервов. Окончательного решения пока нет, однако наращивание закупок нефти Китаем может несколько сократить избыток предложения на рынке и ограничить падение цен, считают эксперты.
Падение мировых цен на нефть открывает новые возможности и для Беларуси в переговорах с РФ об условиях поставок сырья на белорусские НПЗ. Такое мнение высказал глава белорусского правительства Сергей Румас. «Это сегодня дополнительные возможности договориться с Российской Федерацией. Потому что ситуация, которая есть сегодня, значительно отличается от ситуации в декабре или январе», - сказал С.Румас.
Надежда умирает последней
В ожидании эскалации ценовой войны между Саудовской Аравией и Россией аналитики снизили прогнозы нефтяных котировок. Разногласия «станут причиной серьезных проблем для цен и выручки всех нефтяных производителей», говорится в сообщении UBS. Агрессивное снижение экспортных цен на нефть саудовцами было «более значительным, чем мы прогнозировали», отмечают аналитики.
Эксперты банка ожидают, что Brent к концу первого полугодия будет стоить $30 за баррель против ранее предполагавшихся $40, WTI - $28 против $37 за баррель. Прогнозы на конец сентября были снижены соответственно до $37 с $45 и до $35 с $42 за баррель.
В Standard Chartered полагают, что развал соглашения ОПЕК+ приведет к «суровой и продолжительной ценовой войне». Эксперты банка ожидают существенного профицита нефти в следующие четыре месяца. Standard Chartered снизил прогноз средней цены Brent во втором квартале до $23 за баррель с $61. По итогам всего 2020 года аналитики банка теперь ожидают $35 за баррель против $64, предполагавшихся ранее. Прогноз на 2021 год пересмотрен до $44 с $67 за баррель.
По мнению специалистов, снижение нефтяных цен приведет к сокращению добычи в США и поддержит спрос во втором полугодии. При этом эксперты банка ожидают, что низкие цены вновь объединят ОПЕК и Россию «с обновленным соглашением об ограничении добычи, которое окажет поддержку нефтяным котировкам до конца 2020 года».
Аналитики Citigroup полагают, что страны ОПЕК+ достигнут перемирия и ограничат добычу. По прогнозу экспертов, участники ОПЕК+ могут сократить добычу даже на 1 млн. б/с в третьем квартале.
Одним словом, единственным верным решением для восстановления стабильности на рынке нефти и возвращения цен на комфортный уровень $55-65 видится формат сотрудничества, который за три года доказал свою эффективность.
Кроме того, сложившаяся ситуация показала, что только общими усилиями ОПЕК и не-ОПЕК можно добиться желаемого результата - в одиночку картелю уже не справиться.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: