25 Ноября 2024

Понедельник, 10:56

ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, НУЖНО МЕНЯТЬСЯ

Пандемия коронавируса COVID-19 ставит перед мировой экономикой новые задачи

Автор:

01.04.2020

«Шторм пройдет, человечество выживет, большинство из нас все еще будут живы, но мы будем жить в другом мире», - пророчествует автор исторических бестселлеров Юваль Ной Харари, говоря о последствиях пандемии коронавирусной инфекции нового типа COVID-19. Нас ожидает величайшая революция со времен появления жизни на Земле, полагает он. Человечество должно сделать два выбора - между тоталитарной слежкой и расширением прав и возможностей граждан, а также между изоляцией по национальному принципу и глобальной солидарностью.

«И хотя мы уже начали понимать, что для сохранения планеты, а вместе с тем и выживания, нужно изменить саму философию нашей жизни, потребления и производства вещей, способов развлечения, коронавирус заметно ускорит этот процесс и, возможно, сделает то, на что пока не способно человечество по доброй воле», - вторит ему главный мировой тренд-хантер Ли Эделькорт.

Вообще, спрос на предсказания будущего в это непростое для землян время заметно вырос. Правда, пока он уступает потребности в квалифицированных врачах и медсестрах, чьи героические усилия, зачастую ценой собственных жизней, оставляют нам надежду на то, что у нас есть это самое будущее.

 

Границы на замок

Стремительное распространение нового коронавируса стало также одной из самых больших угроз мировой экономике и финансовым рынкам.

Внезапная повсеместная остановка экономической деятельности оказалась намного серьезней финансового кризиса 2007-2008 годов, поскольку она одновременно затронула домашние хозяйства, предприятия, финансовые учреждения и рынки - сначала в Китае, а теперь и во всем мире. Единственный способ покончить с паникой в 2008 году состоял в том, чтобы заверить вкладчиков и кредиторов, что их деньги будут в безопасности, для чего нужно было всего лишь заставить правительства поддержать банки. Сегодняшний кризис - это катастрофа общественного здравоохранения, и единственный способ вернуть круизные лайнеры, отели и фабрики обратно в бизнес - остановить распространение вируса.

А вот к этому, как оказалось, никто не готов. Всего лишь три месяца назад никто не знал о существовании COVID-19. Теперь вирус распространился практически на все страны, заразив около 1 млн. человек, о которых мы знаем, и еще многих, о которых мы пока не знаем. И это еще не предел.

Эпидемия разрушила современное общество в таких масштабах, которые большинство ныне живущих людей никогда не видело. Ситуация в Италии и Испании, считающихся благополучными по уровню жизни, скатывается в гуманитарную катастрофу - в больницах нет свободных мест, не хватает медицинских препаратов и медперсонала. Врачи из-за невозможности спасти всех вынуждены принимать решение, кому жить, а кому умирать. В США, захвативших печальное лидерство по числу зараженных, больничных коек на душу населения меньше, чем в Италии. Трудно себе представить, какая ситуация может сложиться в странах менее экономически развитых.

Чтобы как-то остановить лавину заражений, страны одна за другой стали закрывать внешние границы, останавливать работу предприятий, организаций, транспорта и максимально ограничивать передвижения своих граждан. Эти меры могут помочь в борьбе с вирусом. Но они губительны для экономики. 

 

Неутешительные прогнозы

В отличие от футуристов с их занимательными пророчествами, экономисты не могут дать волю своему воображению. Их прогнозы должны основываться на математически точных расчетах, выверенных алгоритмах и опыте предыдущих явлений. Но с этим как раз сейчас не все в порядке. Ситуация в мировой экономике ухудшается настолько стремительно, что даже самым авторитетным организациям приходится переписывать макропрогнозы практически каждую неделю. 

К примеру, Институт международных финансов (IIF) еще в начале марта уже понижал прогноз глобального роста на 2020 год с 2,6 до 1,6%. Связано это было с резким падением деловой активности в Китае в первом квартале в результате агрессивных карантинных мер. Предполагая восстановление в последующих кварталах, IIF снизил среднегодовой рост в этой стране с 5,9% до чуть менее 4,0%. Также был понижен уровень роста в США с 2,0 до 1,3%. 

Однако вскоре ситуация резко изменилась. Начальный шок в Китае, чья экономика за первые три месяца сократилась более чем на треть, перерос в гораздо больший шок для остального мира. 

К тому же и ценовая война с ОПЕК поспособствовала растущему стрессу на мировых кредитных рынках. Исходя из чего становится очевидным, что уже по результатам первого полугодия окажутся в рецессии экономики США (-0,4%), Еврозоны  (-2.8%) и Японии (-5%). Годовой рост КНР, в свою очередь, ожидает теперь замедление до 3,5%.

Падение спроса в Китае станет катастрофой и для многих африканских стран, чей экспорт сильно ориентирован на эту страну. Замедление торговли, падение туризма и блокировка границ также ввергнут в рецессию крупнейшие экономики Латинской Америки.

В результате IIF всего через две недели понизил прогноз мирового роста уже до 0,4%. И восстановление может быть очень и очень медленным. Экономисты Credit Suisse, Goldman Sachs, Bank of America, Morgan Stanley и других финансовых учреждений дают разные прогнозы, когда мировая экономика начнет выправляться. Самые оптимистические - второй квартал, пессимистические - конец этого года - начало следующего.

 

Саммит G20 и интересы

Несмотря на то, что пандемия вируса так или иначе затронула все страны мира, до прошлой недели практически не было никаких признаков скоординированного международного реагирования на эту глобальную проблему. Страны предпринимали односторонние действия в области здравоохранения и денежно-кредитной политики, иногда конкурирующие, а зачастую даже наносящие вред другим.

Руководство ФРГ было в ярости, узнав, что Дональд Трамп пытается приобрести немецкую биофармацевтическую компанию CureVac, чтобы получить для США «эксклюзивный доступ» к потенциальной вакцине против коронавируса.

Но ошибкой было бы считать, что сама Германия не ставит свои внутренние интересы выше глобальных. Европейской комиссии пришлось пригрозить ей судебным разбирательством за нарушение законодательства ЕС, когда Берлин попытался ограничить экспорт в другие страны Европы медицинских масок и прочих средств индивидуальной защиты. В этом была уличена и Франция. В неприятную историю попала также Чехия, которая чуть было не присвоила гуманитарный груз из Китая, предназначенный для Италии. 

Неблаговидные действия этих и других членов ЕС вынудили главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен отчитать их публично: «Когда странам Европы действительно нужно быть рядом друг с другом, слишком многие поначалу стали заботиться только о себе». Она имела в виду не только запрет на экспорт важнейших медицинских товаров, но и закрытие границ, что привело к задержкам в перевозке продуктов питания и медицинских препаратов, особенно в Центральной Европе.

И вот, наконец, 26 марта лидеры G20, на долю которых приходится 80% мирового ВВП, провели экстренную видеоконференцию, посвященную исключительно выработке совместных действий в борьбе против пандемии вируса COVID-19. В виртуальном саммите приняли участие и главы стран, представляющих разные регионы мира, а также руководители Всемирной организации здравоохранения, Всемирного банка, Международного валютного фонда и Международной организации труда.

Надо сказать, что внешний фон для саммита не был благоприятным. Многие опасались, что напряженность в отношениях между США и Китаем, а также Россией и Саудовской Аравией может помешать консенсусу на переговорах.

Буквально вплоть до начала саммита президент США Дональд Трамп практически в каждом своем выступлении обвинял Китай в первоначальном сокрытии информации о распространении вируса и настаивал на том, чтобы его официально называли «уханьский» или «китайский». За день до встречи в верхах именно это требование стало причиной срыва совещания министров иностранных дел G7.

В ответ китайские официальные лица делали предположения, что COVID-19 был завезен в Китай американскими военными. А за пару дней до саммита государственная газета China Daily обвинила Трампа в ксенофобских атаках на Китай, вызванных желанием «отвлечь внимание от его неспособности подготовить США к неизбежному распространению коронавируса».

Были слухи и о том, что президент США, идя навстречу просьбам американских нефтяных компаний, потребует от Саудовской Аравии прекратить заливать мировой рынок нефтью.

Однако саммит прошел спокойно, без взаимных обвинений, но и без каких-либо прорывных решений. Лидеры G20 обменялись взаимными призывами к сотрудничеству и взяли на себя обязательство «оперативно реагировать и предпринимать любые дальнейшие действия, которые могут потребоваться» для того, чтобы минимизировать социальный и экономический ущерб от пандемии коронавируса.

Лидеры крупнейших стран мира обязались работать вместе для увеличения финансирования исследований и разработок вакцин и лекарств, укрепления международного научного сотрудничества и использования цифровых технологий.

Время, причем самое ближайшее, покажет, какой выбор сделает человечество.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

318


Актуально