Автор: НУРАНИ
Пандемия коронавируса продолжает оставаться ведущей темой новостей и на национальном, и на мировом уровнях. Кроме всего прочего, злосчастный COVID-19 заставил многие страны отложить проведение важных плебисцитов. Так, в Польше отменили намеченные на 10 мая выборы президента страны. Не исключено, что будут отложены также парламентские выборы в Сербии. Из-за коронавируса в Нью-Йорке не состоялись важные «праймериз» Демократической партии.
Возможно, Армении, где пандемия коронавируса вынудила власти отложить намечавшийся на 5 апреля плебисцит, соседство в этом плане с такими странами и покажется лестным. Только вот на деле ситуация здесь крайне далека от того, что на обывательском уровне иронично именуется «как в лучших домах Лондона и Парижа» - в данном случае Варшавы и Нью-Йорка.
Национальные особенности рихтовки конституции
Поясним. Как уточняют эксперты, внесение изменений в текст конституции - не такая уж невиданная вещь. Время от времени свой основной закон корректируют во многих странах. Жизнь не стоит на месте, она ставит новые вызовы, и если конституция - это не просто красивые слова, а работающий документ, ее приходится менять. Но в Армении рихтовка конституции имеет свои национальные особенности. В декабре 2015 года здесь уже проходил конституционный референдум. В ходе его были приняты поправки, превратившие Армению из президентской республики в парламентскую. Пост президента как бы сохранился, но полномочия главы государства были сильно урезаны и всю полноту власти получил премьер-министр. При этом надо отметить, что у тогдашнего президента Армении Сержа Саргсяна заканчивался второй срок пребывания на высшем посту в государстве. Покидать президентское кресло он не планировал, и в его ближнем кругу придумали остроумный выход. Надо было превратить Армению в парламентскую республику, урезать президентские полномочия до декоративных, а главе государства перебраться в кресло главы правительства - вместе с основными реальными полномочиями по управлению страной. И все, вроде бы, прошло как по маслу: референдум провели, конституцию изменили, Сержа Саргсяна премьером назначили. Но… благодаря революции в Армении произошла смена власти.
И вот теперь за переделку конституции уже взялся новый премьер-министр Никол Пашинян.
Премьер против Конституционного суда
Вопрос, который в Армении будет вынесен на референдум, заслуживает внимания. Потому как здесь собираются обсуждать не внесение изменений в конституцию, а этакое «персональное дело» - прекращение полномочий председателя Конституционного суда Армении Грайра Товмасяна и еще шести судей КС. Хотя премьер-министр говорит о том, что когда одни судьи находятся на своем посту 30 лет, а другие - 12, это создает дисбаланс, подрывает авторитет Конституционного суда и т.д., на самом деле речь совсем о другом. Никол Пашинян не на шутку «схлестнулся» с председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном. Председатель суда и большинство его членов заняли свои посты еще до «шашлычной революции» Никола Пашиняна. И КС не выказывает желания рукоплескать всем «революционным идеям» Пашиняна, и это еще мягко сказано.
А ставки для «народного премьер-министра» достаточно высоки. Как глава правительства он возглавляет исполнительную ветвь власти, формирует лояльный кабинет и даже может позволить себе считать президента Армении Армена Саркисяна чем-то вроде декоративной фигуры или «английской королевы, которая царствует, но не правит». После досрочных парламентских выборов фракция Пашиняна «Мой шаг» имеет устойчивое большинство и в Национальном собрании Армении. Другое дело - третья, судебная ветвь власти, которую Пашинян уже не контролирует. А этот контроль «революционному премьеру» нужен как никогда.
Здесь опять необходима небольшая ретроспектива. Едва придя к власти, Никол Пашинян инициировал несколько громких расследований и судебных процессов. Среди них «дело 1 марта», то есть расстрел в ночь на 1 марта 2008 года в Ереване участников акции протеста против победных для Сержа Саргсяна президентских выборов, где главным обвиняемым был Роберт Кочарян. Можно отметить и дело о коррупции в армии, где центральной фигурой оказался уже генерал Манвел Григорян. Тот самый, которого в Азербайджане обвиняют в военных преступлениях и преступлениях против человечности и в чьем доме в Армении нашли ящики с ворованной тушенкой, армейским нижним бельем, туалетной бумагой, автомобиль «скорой помощи» и даже похоронный венок. С помощью денег, отобранных у коррупционеров, рассчитывали изрядно пополнить армянский бюджет. Но главное, Никол Пашинян рассчитывал надолго «закрыть» в тюрьмах своих наиболее опасных противников из числа «карабахцев».
Однако теперь громкие расследования безнадежно буксуют и рассыпаются в судах. И на этом фоне Пашинян намерен «выдавить» Товмасяна с поста главы КС, провести на эту должность своего кандидата - Ваге Григоряна, «зачистить» весь состав Конституционного суда и установить контроль также над судебной властью в Армении.
Хотя полномочиями премьер-министра такая «рокировка» в Конституционном суде не предусматривается, Никола Воваевича это не остановило. Нападению сторонников Никола Пашиняна подвергаются пресс-клуб и редакция газеты, которой руководит сестра Товмасяна. Против Грайра Товмасяна возбуждены два уголовных дела. В его доме проходят обыски. Газета «Айкакан жаманак», которую в свое время редактировал сам премьер-министр, публикует «обвинительную» статью о главе КС. Но вопреки расчетам Грайр Товмасян в отставку не подает. Тогда Пашинян решает действовать хитрее. И на своей пресс-конференции еще в январе интригующим тоном сообщил: дескать, Грайр Товмасян предлагал ему свои услуги, обращался со словом «джан» и даже презентовал элитную ручку Korloff. Товмасян в ответ пообещал подать в суд.
Неизвестно, сколько бы еще длилась эта перепалка, в связи с которой даже Венецианская комиссия Совета Европы выражала обеспокоенность, но Пашинян решил пойти ва-банк. И назначил на 5 апреля тот самый референдум, где бы решился вопрос и об отзыве Грайра Товмасяна с его поста, и об отставке еще шести судей, и о законодательных поправках, которые бы ограничили полномочия КС. Расчет понятен. Большинство избирателей - не без оснований полагают в «ближнем кругу» премьер-министра - просто не станут вникать в тонкости полномочий Конституционного суда и подробности биографии Грайра Товмасяна. А плебисцит превратится в голосование «за Никола» или «против Никола». То есть Пашинян решил сделать ставку на свою «уличную популярность», сокрушить «последний бастион» и взять под контроль не только исполнительную и законодательную, но и судебную ветвь власти в Армении. После чего дорога к установлению личной диктатуры и судебным расправам над политическими противниками может быть открыта.
Коронавирусные проблемы в революционном преломлении
Можно долго спорить, выиграл бы Никол Пашинян референдум по Конституционному суду на волне своей революционной популярности или нет, но в планы премьер-министра вмешался коронавирус. По количеству зараженных и умерших Армения с населением, не дотягивающим до 3 млн., оставила позади не только Грузию, но и 10-миллионный Азербайджан.
В настоящее время в Армении действует режим ЧП - это стопроцентное основание, чтобы отложить голосование. По закону, не состоявшийся из-за ЧП плебисцит должен пройти «не ранее чем через 50 и не более чем через 65 дней после окончания военного или чрезвычайного положения».
Однако, по многим признакам, Никол Пашинян решил не ждать, пока эпидемия пойдет на спад. Министр юстиции Армении Рустам Бадасян обратился к генеральному секретарю Совета Европы, направив в Венецианскую комиссию вопросы, касающиеся разрешения кризиса вокруг Конституционного суда. Что именно предлагает Бадасян, как бы не конкретизируется, но нетрудно догадаться: в команде Пашиняна ищут способ сместить Товмасяна без референдума. Просто потому, что понимают: реальных достижений у «революционного правительства» нет. «Карабахский клан» в лице Микаела Минасяна, зятя экс-президента Сержа Саргсяна, разворачивает «войну компроматов» - Минасян раскрывает интригующие детали соучастия Пашиняна и его окружения в контрабанде сигарет и алмазов. Свои атаки на премьера продолжает Артур Ванецян, бывший глава СНБ. В результате популярность Никола Пашиняна стремительно улетучивается, а в его собственной команде начались «разброд и шатания». Времени у Пашиняна остается все меньше, «запас ходов» на внутриполитической арене невелик и шансов переломить ситуацию в свою пользу не просматривается.
Так что вполне возможно, что революция, устроенная в Армении Пашиняном, не последняя.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: