Автор: Нигяр АББАСОВА
Текущая договоренность нефтедобывающих стран о сокращении добычи вкупе с постепенным выходом мира из карантина позитивно повлияла на котировки нефти, подтолкнув их к отметке выше $40 за баррель Brent.
Тем не менее, для полной стабилизации рынка этого оказалось недостаточно. Дисбаланс между спросом и предложением все еще сохраняется, хотя разрыв сократился. «Спрос возвращается, поскольку крупные страны - потребители нефти выходят из локдауна. Но опасность все еще остается и впереди нас могут ждать проблемы», - отмечает принц Абдулазиз бен Салман, министр энергетики Саудовской Аравии.
Масла в огонь подливает напряженность между США и Китаем, которая серьезно обострилась после принятия Пекином решения о создании собственного закона о национальной безопасности для Гонконга.
На настроения трейдеров влияет и неопределенность относительно снятия карантинных мер в мире на фоне опасений второй волны COVID-19.
В сложившейся ситуации июньское решение альянса ОПЕК+ продлить сокращение нефтедобычи на 9,7 млн. б/с еще на один месяц сверх оговоренных сроков стало глотком свежего воздуха для рынка нефти.
Закрепить успех
Первоначально страны ОПЕК+ 12 апреля 2020 года договорились о сокращении нефтедобычи на первом этапе, т.е. в мае-июне, на 9,7 млн. б/с, на втором этапе (июль-декабрь 2020 г.) – на 7,7 млн., на третьем (январь 2021 - апрель 2022 г.) - на 5,7 млн. б/с.
По итогам министерских встреч 6 июня нефтедобывающие страны, входящие и не входящие в картель и не-ОПЕК, единогласно поддержали продление первого этапа сокращений до конца июля. Как ожидается, эти действия должны со временем привести к балансу спроса и предложения на рынке углеводородов.
«Было принято решение о том, чтобы те параметры, которые были на май-июнь месяц, продлить еще на один месяц, на июль этого года для того, чтобы усилить влияние сделки, чтобы рынок балансировался, чтобы снизить риски, неопределенности, которые мы еще видим. Единственное, что мы продлеваем, - это вместо 7,7 млн. б/с в июле будет 9,7 млн. б/с вместе с Мексикой», - прокомментировал решение альянса ОПЕК+ министр энергетики России Александр Новак.
Остальные условия сделки остались без изменений. По словам российского министра, набранные темпы по сокращению добычи позволят снизить огромные запасы на рынке нефти, которые весной выросли более чем на 1 млрд. баррелей.
«Думаю, что это правильное решение. Рассматривались разные варианты - предварительные и более длительные сроки, но мы договорились, что мы будем мониторить ситуацию на рынке ежемесячно», - отмечает А.Новак.
В рамках сделки основные объемы сокращения приходятся на Россию и Саудовскую Аравию. Каждая из двух стран снижает производство энергосырья на 2,5 млн. б/с от базового уровня 11 млн. б/с. В мае, по словам российского министра, уровень исполнения сделки был достаточно высок, с рынка было убрано 9 млн. б/с.
Предполагается, что в июле добыча нефти странами ОПЕК сократится на 6,1 млн., не-ОПЕК - на 3,6 млн. б/с.
Рынок достаточно позитивно отреагировал на новости о новом соглашении ОПЕК+. 8 июня цена нефти Brent впервые с 6 марта достигла $43,4 за баррель, а фьючерс на WTI вплотную приблизился к $40.
«Признание необходимости продления масштабного сокращения добычи на месяц или даже больше свидетельствует о том, что, несмотря на недавний подъем нефтяных цен, крупные производители все еще обеспокоены неустойчивым состоянием нефтяного рынка», - считает аналитик AxiCorp's Стивен Иннес.
Исполнение на все «100»
Однако эффективность новых договоренностей вызывает определенные сомнения с учетом того, что не все участники сделки добросовестно относятся к своим обязательствам. В разряд «двоечников» по итогам мая вошли Ирак, Нигерия, Казахстан.
Поэтому перед участниками сделки было поставлено условие - строгое соблюдение всех обязательств и компенсация объемов невыполненного снижения производства со стороны нарушителей. Иначе соглашение разваливается. Страны, не выполнившие свои обязательства за май-июнь по сделке ОПЕК+, должны компенсировать добычу за счет показателей июля, августа и сентября.
«Поэтапное смягчение карантинных мер и частичное восстановление экономики привели к тому, что спрос на нефть начал восстанавливаться. Мы видим положительный эффект от совместных действий по ограничению добычи. Но важно отметить, что рынок по-прежнему находится в хрупком состоянии и нуждается в поддержке. Поэтому сегодня как никогда важно, на мой взгляд, 100-процентное исполнение взятых на себя обязательств всеми странами-участницами», - заявил А.Новак.
По данным главы Минэнерго РФ, страны ОПЕК+ в мае исполнили сделку на 90%. При этом Россия выполнила ее на уровне около 96% и рассчитывает в июне уже выйти на 100-процентный результат.
Между тем принц Абдулазиз бен Салман был весьма категоричен, заявив, что страны ОПЕК+ не будут терпеть неисполнения сделки ее участниками. Так, те из них, которые не исполнят сделку, скажем, в июне, должны будут компенсировать эти объемы в любое время - в июле, августе или сентябре. По его словам, это означает, что реальный уровень сокращения в августе-сентябре будет выше, чем в июле.
По мнению аналитиков, ужесточение мер в отношении стран, не придерживающихся условия соглашения, и компенсация несокращенных объемов в последующие три месяца являются позитивным сигналом для рынка, поскольку ускорят восстановление баланса предложения и спроса.
Чтобы соблюдать своевременное и справедливое исполнение сделки, министерский комитет (JMMC) попросили следить за рыночными условиями на рынке. Для этого JMMC будет собираться ежемесячно до декабря 2020 года. Следующая встреча назначена на 18 июня.
Азербайджан сокращает авансом
В то время как Казахстан и Нигерия готовятся к сокращению собственной нефтедобычи, Азербайджан уже с мая запустил этот процесс. Правда, домашнее задание страна за минувший месяц выполнила на 98%, снизив добычу на 160,8 тыс. б/с при требуемых 164 тыс. б/с.
Суточная добыча нефти в Азербайджане в мае без учета конденсата составила 557,2 тыс. б/с, из которых на долю блока «Азери - Чираг - Гюнешли» пришлось 437,6 тыс. б/с, с месторождений, разрабатываемых компанией SOCAR, а также совместными предприятиями и операционными компаниями, действующими на суше, - 119,6 тыс. б/с.
«Выполнение Азербайджаном условий сделки ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи в мае составило около 100% и это очень хороший показатель. Добиться такого сокращения за один раз - это большое достижение. Нам не хватило всего около 3 тыс. баррелей в сутки для 100-процентного выполнения своих обязательств в рамках сделки ОПЕК+», - отмечает советник министра энергетики, глава пресс-службы ведомства Замина Алиева.
Вместе с тем в Минэнерго заверяют, что Азербайджан нацелен на 100-процентный результат и, возможно, в июне дойдет до нужных показателей.
Кстати, официальный Баку в числе прочих участников формата ОПЕК+ поддержал продление первого этапа сокращения на июль. По словам министра энергетики Пярвиза Шахбазова, такое решение было принято ввиду кризиса на нефтяном рынке и дисбаланса между спросом и предложением.
При этом, указывает глава Минэнерго, участникам сделки следует продолжить «чуткий и гибкий подход в регулировании нефтедобычи до восстановления повышающей спрос на нефть экономической активности и баланса на нефтяном рынке». Это, скорее всего, говорит о том, что Азербайджан готов в случае необходимости оказать необходимую поддержку рынку и в будущем.
Отметим, что американский инвестбанк Goldman Sachs прогнозирует скорое падение текущих цен на нефть, объясняя это неопределенностью спроса и ее «пугающими» запасами. Банк указывает, что Brent, вероятно, будет стоить $35 уже в ближайшие недели. Так что варианта продления сделки еще на месяц или больший срок исключать нельзя, особенно если темпы восстановления спроса на нефть не оправдают ожиданий.
Продлению быть?
Правда, в Москве с осторожностью комментируют такую возможность. Министр А.Новак призывает не делать преждевременных прогнозов, а внимательно следить за развитием ситуации на рынке. «Мы только приняли решение на июль, внимательно изучали ситуацию на рынке. Серьезно мониторим ситуацию с восстановлением спроса как воздушного транспорта, так и автомобильного. И во многом от этого будет зависеть та ситуация, которая будет складываться в июле-августе», – сказал министр.
А.Новак считает, что продление текущих квот ОПЕК+ на август будет зависеть от восстановления рынка, запасов нефти и выполнения обязательств всеми странами - участницами сделки.
«Главное условие, помимо исполнения в полном объеме соглашения, - это текущая ситуация на рынке и мониторинг скорости восстановления спроса и ситуации в тех отраслях, где у нас обеспечен спрос. И, конечно, это остатки. Запасы за последние несколько месяцев существенно нарастились», – подчеркнул он.
Аналогичную позицию российская сторона занимает и в вопросе изменения общих сроков сделки ОПЕК+. «Мне кажется, сейчас преждевременно говорить о том, что будет через 2 года. Рынок настолько непредсказуем, волатилен, зависим от экономической ситуации в мире, поэтому мы и так приняли большой и длительный срок действия соглашения: было 6 месяцев, максимум 9, а сейчас 2 года, - это сигнал рынку, что в течение двух лет как минимум будем смотреть и принимать совместные действия по балансировке рынка. А там - как жизнь покажет, как будет развиваться ситуация», - говорит А.Новак.
Эр-Рияд же, напротив, не исключает увеличения сроков сделки ОПЕК+ до 2023 года. «Страны ОПЕК+ остаются бдительными относительно ситуации на рынке. В декабре 2021 года может быть принято решение о продлении до конца 2022 года сделки, которая сейчас действует до мая 2022 года», - заявляет Абдулазиз бен Салман.
Аналитики, в свою очередь, считают, что продление сделки не на один месяц, а хотя бы еще на два и более может увеличить цены на Brent до $40-45 за баррель.
Конечно, продление сделки до августа, возможно, и не приведет к резкому скачку цен на нефть, но эта договоренность продемонстрировала готовность ее участников гибко и оперативно реагировать на ухудшение ситуации на нефтяном рынке, что уже само по себе немаловажно. Теперь же, когда альянс ОПЕК+ нацелился на стабильный рост цен, конечный результат зависит от самих участников соглашения, а точнее от их добросовестного отношения к своим обязательствам. Причем отказ ряда ближневосточных стран добровольно сокращать в июле добычу в дополнение к установленным квотам только прибавляет ответственности.
Рынок уже отреагировал снижением цен на предупреждения Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Омана не сокращать в июле добычу сверх квот еще на 1,2 млн. б/с. При таком положении дел несоблюдение условий соглашения ОПЕК+ только осложнит ситуацию.
«Рынок был разочарован тем, что Саудовская Аравия решила не продлевать дополнительное снижение добычи на 1 млн. б/с, которое она осуществляла помимо согласованной квоты», - отмечают эксперты финансовой компании ANZ.
Сланец оживает
В то же время, по мнению аналитиков AxiCorp, основной проблемой для ОПЕК+ является возможное восстановление добычи сланцевой нефти. Как известно, многие нефтяные компании в США были вынуждены сократить или приостановить добычу нефти из-за обвала цен.
Фьючерсы на WTI в мае действительно продемонстрировали рекордный рост, после того как 20 апреля стоимость контракта впервые в истории упала ниже нуля. За первую неделю июня WTI прибавила в цене еще более 11%.
По данным The Wall Street Journal, на фоне роста нефтяных цен американские производители сланцевой нефти начали частично восстанавливать добычу. К примеру, один из крупнейших независимых нефтедобытчиков в США EOG Resources Inc. планирует восстановить производство в третьем квартале 2020 года. Конкурирующая Parsley Energy Inc. недавно сообщила инвесторам, что уже компенсирует большую часть сокращения добычи в Пермском бассейне в западном Техасе, которое в прошлом месяце составило примерно 26 тыс. б/с.
В то же время WSJ отмечает, что этого наращивания будет недостаточно, чтобы достичь рекордного уровня добычи в 13,1 млн. б/с, который был зафиксирован в США в марте. К концу мая в стране добывалось 11,2 млн. б/с, свидетельствуют данные Управления энергетической информации Минэнерго США.
Кроме того, учитывая, что компании приостановили бурение новых скважин, можно ожидать снижения добычи в США в 2020 году, даже несмотря на рост производства этим летом за счет существующих скважин. Технология добычи сланцевой нефти такова, что требует постоянного бурения новых скважин, так как действующие быстро истощаются. В США количество буровых установок в мае сократилось на 218 относительно предыдущего месяца - 348. Это рекордно низкий уровень.
Между прочим, согласно прогнозам EIA, в 2020 году добыча нефти на 100 тыс. б/с будет ниже по сравнению с майским прогнозом - на уровне 11,6 млн. б/с, что на 0,7 млн. б/с меньше показателя 2019 года. Прогноз на 2021 год также скорректирован в сторону снижения на 100 тыс. б/с, то есть до 10,8 млн. б/с.
В целом, несмотря на текущий рост, сланцевой добыче требуется более высокая цена, чтобы восстановиться. Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко считает, что для возвращения добычи сланцевой нефти к устойчивому росту нужны цены в $50 за баррель нефти или выше.
По мнению главы Центра разработки стратегий Газпромбанка Егора Сусина, сланцевая отрасль будет восстанавливаться при устойчивой стабилизации цен в диапазоне $40-50 за баррель, однако из-за сильной закредитованности ряда компаний многое будет зависеть от объема господдержки.
Постепенное восстановление нефтяных цен и медленный возврат спроса, безусловно, вызывают оптимизм у всех участников рынка нефти, включая США. Немалая роль в этом процессе принадлежит странам ОПЕК+. Неудивительно, что Вашингтон с удовлетворением воспринял новость о продлении сделки, ведь стабильный рост цен - это то, в чем сейчас очень нуждается американская нефтяная промышленность. Однако прежде чем нефтепроизводители смогут снова спокойно вздохнуть, им предстоит пройти долгий путь. Быстрого восстановления не будет. Плюс американская нефть - это серьезная угроза для других участников рынка, которые вряд ли захотят потесниться и непременно придумают механизм, ограничивающий рост производства сланцевых компаний.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: