23 Ноября 2024

Суббота, 06:30

ГАЗОВЫЕ АМБИЦИИ

На фоне падения спроса на «голубое топливо» мировые производители вступают в жесткую конкуренцию за место на рынке

Автор:

01.07.2020

Мировой рынок газа в числе прочих сфер пополнил список пострадавших от коронавируса. Пандемия COVID-19 и карантинные ограничения в большинстве стран ударили по уже ослабленному из-за теплой зимы рынку. В текущем году Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает крупнейшее за всю историю газового рынка падение спроса на «голубое топливо». «Сокращение потребления в годовом измерении станет самым крупным с момента формирования рынка природного газа во второй половине XX века. Мировой спрос на газ в 2020 году может упасть на 150 млрд. кубометров, или на 4%», - говорится в докладе организации.

По оценке МЭА, снижение спроса произойдет в большинстве регионов мира. В первую очередь речь идет о развитых рынках Европы, Северной Америки, Азии и Евразии, на которые приходится 75% глобального потребления газа. На долю электроэнергетики придется половина падения спроса на газ, оценили эксперты.

Вместе с тем, по оценке МЭА, уже в 2021 году мировой спрос на газ восстановится и превысит докризисный уровень. До 2025 года его потребление ежегодно будет расти в среднем на 1,5%. Основным драйвером роста спроса станет промышленность, на которую будет приходиться до 40% дополнительного спроса. Потребление газа промышленностью будет расти в среднем на 2,5% в год.

Между тем борьба за лидерство на мировом рынке газа продолжается. Сжиженный природный газ (СПГ) уверенно вытесняет трубопроводные поставки. Главная же газовая интрига сегодняшнего дня заключается в том, как и когда Россия достроит газопровод «Северный поток-2» (Nord Stream-2) в условиях американских санкций. По оценкам российских экспертов, если газопровод будет завершен в ближайшие месяцы и начнет поставки в ЕС, это принципиально упрочит позиции России в данной сфере и нанесет удар по доминированию США в газовой сфере. 

 

Выживание в условиях санкций

Согласно МЭА, на сегодняшний день США пока остаются мировым лидером по добыче газа. Между тем до 2025 года американское газовое производство будет расти медленнее, чем в России, ежегодно увеличиваясь на 1,2%. Тем не менее, в течение 2019-2025 годов Россия станет вторым по величине источником роста предложения на рынке. Первое место будут занимать США. 

«Во многом благодаря экспортным проектам производство газа будет ежегодно расти на 1,7%, еще больше укрепляя позиции России в числе крупнейших экспортеров газа в мире», - отмечают в агентстве.

Видимо, нежелание уступать лидерство на мировом газовом рынке и толкает США на санкции в отношении российских газовых проектов («Северный поток-2» и «Турецкий поток»). 

Газопровод «Северный поток-2» пропускной способностью 55 млрд. кубометров в год по дну Балтийского моря напрямую свяжет российскую ресурсную базу и европейских потребителей. Ряд государств, в частности Украина, Литва, Латвия, Польша и США, выступили против прокладки данного трубопровода.

Американская администрация в декабре 2019 года ввела санкции против проекта. После этого подрядчик «Северного потока-2» - швейцарская Allseas остановила работы по прокладке труб, опасаясь ограничений. К настоящему времени «Северный поток-2» построен на 93%. 

В июне этого года американские власти разработали проект новых санкций, призванных еще больше затруднить строительство газопровода. 

 По словам министра энергетики России Александра Новака, для завершения газопровода «Северный поток-2» осталось проложить 160 км труб. В настоящее время трубопровод предполагается ввести в эксплуатацию в конце 2020-го или начале 2021 года. 

В Кремле тем временем штрафные меры в отношении «Северного потока-2» считают протекционистскими, а американский газ называют неконкурентоспособным. 

Министр энергетики РФ Александр Новак в интервью немецкому изданию Handelsblatt отметил, что санкции, введенные западными странами, на энергетику России уже не влияют и никак не обременяют ее. По его мнению, страны Запада все чаще пытаются использовать действующие в отношении Москвы санкции в качестве своеобразной дубинки для достижения своих собственных протекционистских целей.

«Газопровод «Северный поток-2» уже можно считать завершенным с точки зрения инвестиционной и экономической деятельности. Все возможные технические средства используются исключительно для физического завершения строительных работ», - подчеркнул министр, добавив, что в остальном трубопровод уже готов.

 

Балтийский ответ России

Ну а пока Россия ищет возможность продолжения строительства газопровода «Северный поток-2», Польша полным ходом приступает к реализации проекта «Балтийская труба» (Baltic Pipe), который называют едва ли не главным конкурентом Nord Stream-2.

Президент страны Анджей Дуда считает, что именно трубопровод «Балтийская труба» позволит Польше полностью избавиться от российской зависимости. «Скоро эта независимость станет полной - когда мы построим Baltic Pipe и будем иметь свободу выбора, у кого покупать газ - у России или других поставщиков. Тогда мы будем полностью независимы», - заявляет польский лидер.

Собственно говоря, для снижения зависимости от российского газа Польша существенно увеличила поставки сжиженного природного газа из США и Катара, построив СПГ-терминал на побережье Балтийского моря, в Свиноуйсьце, активизировав разработку месторождений в регионе Северного моря, а также постоянно инвестирует в строительство газовых транспортных линий, связывающих ее с соседями.

Baltic Pipe планируется ввести в эксплуатацию 1 октября 2022 года. По ней газ будет транспортироваться с норвежского шельфа в Данию, а оттуда - в Польшу. Стоимость всего проекта - 1,6 млрд. евро. Одна треть средств на строительство поступит из европейских фондов. Газопровод «Балтийская труба» рассчитан на транспортировку 10 млрд. кубометров газа в год. 

Эксперт Европейского центра Университета Варшавы Беата Варда, говоря о значимости проекта для ЕС, подчеркнула, что его реализация позволит Польше стать газовым транзитным узлом для Центральной Европы и наладить как можно больше связей со странами Балтии и югом.

 

ЮГК - финиш не за горами 

Между тем близится к завершению еще один проект, направленный на диверсификацию поставок газа в Европу, - Южный газовый коридор (ЮГК). Как известно, проект предусматривает ежегодный экспорт в Европу 10 млрд. кубометров газа. На данный момент успешно задействованы три из четырех компонентов - Стадия-2 разработки месторождения «Шахдениз», расширенная Южно-Кавказская трубопроводная магистраль и Трансанатолийский газопровод (TANAP).

30 июня текущего года TANAP отметил вторую годовщину с момента начала коммерческих поставок из Азербайджана в Турцию. 

Генеральный директор консорциума TANAP Салтук Дюзйол сообщил, что к 30 июня 2020 года суммарный объем этих коммерческих поставок с момента их начала составит 6 млрд. кубометров. Таков же будет объем ежегодных поставок по этой трубе с июля 2020 года.

По словам главы консорциума, TANAP с момента начала своей коммерческой деятельности работает со 100-процентной эффективностью без каких-либо помех. «Экономические и социальные кризисы в мире не вызывают сбоев в нашей торговой деятельности ввиду того, что в рамках 15-летних соглашений о транзите газа объемы и тарифы были определены заранее, поэтому ежегодный стабильный доход от транспортировки гарантирован», - указывает С.Дюзйол.

Кстати, за счет запуска газопровода TANAP Азербайджану удалось укрепить свои позиции на турецком рынке газа. По официальным данным турецкого энергетического регулятора, в марте текущего года Азербайджан стал лидером по поставкам газа в Турцию и занял почти четверть рынка. На втором месте - Катар, на третьем - Иран, на четвертом - Алжир и на пятом - Россия.

«Конкуренция на турецком рынке обострилась после того, как на него вышел Азербайджан: начал работать газопровод TANAP, по которому Турция должна покупать 6 млрд. кубометров газа в год», - считает руководитель информационно-аналитического центра компании «Альпари» Александр Разуваев.

Сейчас TANAP находится в ожидании экспорта азербайджанского газа в Европу и уже начал первые поставки газа для тестирования Трансадриатического газопровода (TAP).

«Мы поставили 21,4 млн. кубометров газа для тестирования TAP. В ближайшие месяцы увеличим объемы поставок тестового газа в зависимости от спроса со стороны TAP. Мы нацелены на то, чтобы начать поставки коммерческого газа в Европу как можно скорее после завершения испытаний и ввода в эксплуатацию газопровода TAP», - сообщил С.Дюзйол.

Тестовая закачка в TAP началась 25 ноября 2019 года. Первый газ стал поступать в 2-километровый участок трубопровода в Греции, а в мае текущего года - в участок газопровода на территории Албании. В скором времени начнется заполнение газом участка TAP в Италии. Тем более что прокладка морского участка трубопровода длиной 105 км, соединяющего Италию с Албанией, завершилась буквально в этом месяце. В целом же работы по строительству газопровода TAP выполнены более чем на 96%. Примечательно, что строительные работы на итальянском участке не прекращались даже в самый разгар эпидемии коронавируса, но велись с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований. С учетом того, что задержек в ходе работ не было, сомнения в том, что поставки азербайджанского газа в Европу начнутся в заявленные сроки, то есть в конце 2020 года, не возникают. 

 

Газовый союз

В то время как поставщики борются за место под солнцем на мировом газовом рынке, наращивая как добычу природного газа, так и производство сжиженного природного газа, ситуация с ценами пока оставляет желать лучшего. 

Перепроизводство газа на фоне снижения спроса толкает спотовые цены к историческим минимумам. Текущей весной из-за избытка предложения на рынке и снижения спроса на газ в Европе на фоне пандемии коронавируса спотовые цены достигали многолетнего минимума, падая до $40 за 1 тыс. кубометров. Однако эксперты не исключают, что цены могут достигнуть отрицательных значений, если объем предложения на рынке будет оставаться высоким по мере заполнения хранилищ. 

«Цены на газ с поставкой на следующий день могут уйти в минус по мере заполнения газовых хранилищ и на фоне больших объемов предложения СПГ со стороны Катара и резко снизившегося спроса из-за пандемии коронавируса», - считает профессор парижского института Sciences Po, специалист по газовому рынку Тьерри Бро. 

В этих условиях возможным выходом из положения может стать выработка единого механизма по регулированию цен на мировом газовом рынке по аналогии нефтяного картеля.

Глава российского Минэнерго назвал ситуацию на мировом рынке газа «более хаотичной и сложной», чем на рынке нефти, именно из-за отсутствия такого регулятора, как ОПЕК.

«Ситуация на рынке газа… очень сложная из-за падения спроса из-за пандемии коронавируса. Рынок газа, как и нефтяной сектор, стал очень волатильным. Когда резко падают цены, сокращаются и инвестиции, а когда сокращается предложение, стабилизируются цены. Я надеюсь, что на газовом рынке самое худшее тоже уже позади. Хотя тут ситуация намного сложнее, так как в газовом секторе нет регулирующих органов вроде ОПЕК и координировать действия разных сторон труднее. Поэтому рынок газа более хаотичен и некоторые компании обанкротятся», - отмечает А.Новак.

Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский в свою очередь полагает, что после успеха формата ОПЕК+ на рынке нефти аналогичную функцию на рынке газа мог бы сыграть Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ).

«Считаем безальтернативной необходимость коллективных взаимовыгодных и согласованных действий участников энергорынков по выходу из сложившейся непростой ситуации. Другим аспектом коллективных действий может стать растущая роль международных энергетических организаций. Если признаются успешными действия ОПЕК+ на нефтяном рынке, возможно, консолидирующую антикризисную роль в газовой сфере мог бы в каком-то формате сыграть и Форум стран - экспортеров газа», - заявил он. 

Форум стран - экспортеров газа, основанный в 2001 году и объединивший в себе 12 крупных производителей «голубого топлива», к сожалению, пока не стал ни выразителем интересов отрасли, ни, тем более, ее координатором. Тем не менее, глава ФСЭГ Юрий Сентюрин считает, что в свете пандемии COVID-19 и значительного падения спроса как на нефть, так и на газ «может быть, сейчас лучшее время, чтобы газовая и нефтяная отрасли внедряли знания и решения нефтяной отрасли».

Эксперты организации считают, что длительный период повышения доступности газа из-за низких цен дает странам-потребителям веские экономические и экологические причины для стратегической перестройки энергетической политики в отношении природного газа. 

Действительно, возможно, настало время для новых решений и крупнейшим производителям газа стоит переступить через собственные амбиции и объединиться, чтобы общими усилиями защитить рынок газа от кризиса. Повторить успех ОПЕК+, может, сразу и не получится, но, как говорится, «лиха беда начало».



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

338


Актуально