23 Ноября 2024

Суббота, 07:00

РАСЧЕТ ИЛИ ПРОСЧЕТ?

Армении не удается упрятать экономический кризис в стране за ширмой войны с Азербайджаном

Автор:

01.08.2020

С самого начала спровоцированного Арменией вооруженного конфликта на границе с Азербайджаном в июле эксперты говорили, в том числе, о явно экономических предпосылках внезапного обострения армянской агрессии. И если пройтись по статистическим показателям первого полугодия этой страны, уже долгие годы являющейся беднейшей в регионе, то в правильности этого заключения сомневаться не приходится. Экономика Армении буквально бьет антирекорды, проваливая все попытки горе-правительства хоть как-то удержаться на плаву. И разжигание псевдопатриотических настроений в обществе, пожалуй, единственное, что может ненадолго отвлечь население от осознания наступления экономической катастрофы и дать повод властям выклянчить очередную порцию «помощи» у вечных доноров и спонсоров. 

 

Допандемический кризис

«Пандемия сильно ударила по армянской экономике и социальной сфере, снизилась мобильность населения, затруднена торговля, беспрецедентную нагрузку испытывает местная система здравоохранения. Более чем очевидно, что необходимым условием для успешной борьбы против пандемии и вызванного ею экономического кризиса остается сохранение мира и отсутствие вооруженных конфликтов». Это вполне логичное признание армянского премьера Никола Пашиняна как-то совершенно не сочетается с недавними абсурдными действиями армянских агрессоров на границе с Товузским районом  Азербайджана… 

Но в данном случае армянский премьер, как всегда, слукавил: Армения была в глубоком кризисе еще до пандемии. «Мы помним, что в Армении после революции к власти пришло новое правительство, Никол Пашинян обещал, что добьется экономического прорыва… Но в условиях конфликта с Азербайджаном и экономической блокады (со стороны Азербайджана и Турции) выполнить обещанное очень сложно… Да, армянская диаспора очень богатая, но она не будет вкладывать деньги в форс-мажорную территорию», - отмечает политолог, глава Центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев.

По данным Глобального партнерства в области знаний по миграции и развитию, денежные переводы в Армению из-за рубежа в 2019 году составили 11,4% от общего ВВП страны - это статистика, основанная на официальных данных. По этому показателю Армения занимает 153-ю позицию в мире (25-ю с конца). Помогают Армении в основном диаспора и Россия - достаточно отметить, что наибольший объем (более половины) денежных трансфертов в Армению до прихода Пашиняна к власти осуществлялся оттуда. «Стараниями» нового премьера, как известно, и этот «источник жизни» армян стал истощаться. При этом никакой новой альтернативы пополнения бюджета у Армении, оставшейся в стороне от всех крупных проектов в регионе, тоже нет.

Всего лишь несколько фактов. Сегодня, согласно официальным данным, каждый четвертый гражданин Армении живет за чертой бедности. Чистый коэффициент миграции в Армении (разница между иммигрантами и эмигрантами) составляет минус 5,6 на каждую 1000 человек. Это означает, что в Армении на каждую 1000 человек число эмигрантов превышает количество иммигрантов в 5,6 раза. Возраст эмигрантов в Армении колеблется в пределах 15-65 лет. Отсюда следует, что и для молодых, и для более пожилых, то есть для граждан с более широким возрастным диапазоном, возможность жить и работать в Армении низкая. 

В отчетах Международного валютного фонда отмечается, что в Армении в 2019 году соотношение инвестиций к ВВП было уменьшено на 5% по сравнению с предыдущим годом, а коэффициент сбережений - на 2%. Согласно прогнозу МВФ, стратегические резервы Армении сократятся и до 2025 года не достигнут уровня 2019 года. Наряду со сбережениями в 2017-2020 годах в Армении доля инвестиций в ВВП сократилась на 2,9% и ожидается, что в этом году эта тенденция сохранится. Дефицит счета текущих операций Армении на уровне 8,2% ВВП - достаточно серьезный показатель кризиса. 

Так что пандемия все лишь обнажила и усугубила и без того кризисное положение экономики соседей.

 

Карантин все усугубил

После того как практически во всем мире были введены карантинные меры, Армения потеряла даже те небольшие доходы, что приносил туризм, а из-за низких цен страдает от сокращения экспорта ее горнодобывающая промышленность. При этом на продукты горнодобывающей промышленности в виде сырья приходится $1 млрд. экспортных доходов Армении в год. Начало расследований правительства Пашиняна в этой области чревато сменой владельцев горнодобывающих компаний и подрывает доверие инвесторов. Другими секторами, которые приносят валюту в страну, являются экспорт сельскохозяйственной продукции и азартные игры. Оборот игорной экономики в Армении превышает военный бюджет страны. А экспорт сельскохозяйственной продукции почти целиком зависит от одного рынка - российского. Чем это чревато, наглядно было продемонстрировано как раз на фоне последних событий на фронте, когда несколько крупных российских предпринимателей - выходцев из Азербайджана - на несколько дней закрыли доступ на свои рынки армянской продукции. Потери были настолько ощутимыми, что армяне в панике задействовали все свои дипломатические возможности, чтобы хоть частично вернуть прежние позиции… 

Возвращаясь к статданным, отметим, что только в прошлом году в Армении кредиты, выданные домохозяйствам, увеличились на 32%, а внешние денежные переводы - на 1,5%. Из-за этого высокий уровень потребления в Армении снизил долю сбережений в ВВП с 16,3%, зафиксированных в 2017 году, до 11% - в 2019-м. 

«При этом влияние потребления на экономический рост в 11 раз превышает влияние основного капитала на экономический рост и в 88 раз - влияние чистого экспорта, - отмечает исполнительный директор Центра анализа экономических реформ и коммуникации Азербайджана Вюсал Гасымлы. - Экономический рост, основанный на потреблении, постоянно делает национальную и экономическую безопасность страны внешне уязвимой, ослабляет иммунитет экономики, увеличивает волатильность армянского драма и создает неравенство в обществе».

По данным Национального статистического комитета Армении, показатель экономической активности за январь - июнь этого года по сравнению с тем же периодом 2019-го снизился на 4,7%. Причем в объемах внешнеторгового оборота в январе - июне этого года было отмечено снижение на 10,7%, экспорт сократился на 6,5%, а импорт - на 12,9%.

По данным экспертов, в этом году фискальный дефицит Армении, которая находится среди стран с наихудшими показателями по уровню заражения COVID-19, достигнет 5% ВВП.

Отметим, что еще 29 апреля Национальное собрание Армении одобрило пересмотр бюджетных показателей для противодействия COVID-19. С учетом неблагоприятного воздействия ситуации с коронавирусом бюджетный прогноз по ВВП понижен до спада в 2% (ранее в бюджете был заложен рост в 4,9% на текущий год), а дефицит увеличен до 5% от ВВП (ранее 2,3%). Согласно новому прогнозу Центрального банка Армении, рост экономики в 2020 году составит минус 4% против более раннего прогноза в 0,7%. При этом по более ранним прогнозам ЦБ предполагал, что экономический рост в основном восстановится в 2021 году, составив 7,2%.

 

Безнадежная долговая яма

Что же делает Армения, чтобы хоть как-то выжить в создавшейся ситуации? Конечно, идет «побираться». Только вот «подавать», как было уже сказано выше, особой охоты у прежних спонсоров нет. Поэтому единственным выходом остается брать в долг.

Так, по опубликованной в армянской прессе информации, для предотвращения экономического спада, особенно для закрытия дефицита бюджета и осуществления иностранных платежей, Армения была вынуждена взять кредит Stand-By у МВФ. Эта кредитная линия составляет 100% от 128-миллионной SDR (Special Drawing Rights, т.н. специальные права заимствования) квоты Армении в МВФ. Это означает, что Армения заимствовала максимальную сумму, которую могла получить у фонда. Напомним, что для каждого государства - члена МВФ устанавливается квота, которая в целом основывается на его относительном положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

На этом фоне влиятельная организация «Сеть управления государственными долгами» опубликовала материал о том, что Армения столкнулась с угрозой финансовой безопасности. В частности, экономическое развитие этой страны все больше зависит от привлекаемых из-за рубежа заимствований. Статистика армянского Минфина по итогам первой половины текущего года свидетельствует, что общий государственный долг страны достиг $7,7 млрд., причем доля внешнего долга - $6 млрд. К тому же 80% общего госдолга страны находится в инвалюте, а устойчивая негативная тенденция в этом направлении говорит о том, насколько хрупка ее финансовая безопасность.

Таким образом, в настоящее время внешний долг Армении превышает все нормы финансовой безопасности и составляет около 42% валового внутреннего продукта этой страны. Также в последние годы неуклонно растет отношение общего госдолга к ВВП. По сравнению с 2015 годом отношение общего госдолга к ВВП увеличилось с 48 до 54%, а внешнего госдолга - с 40 до 42%.

Кредиты, привлеченные Арменией из-за рубежа, достигли $4,5 млрд., что составляет 33% ВВП страны. Больше всего кредитных ресурсов Ереван привлек у структур Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития), Азиатского банка развития, Евразийского банка развития, а из стран - у России, Германии и Японии.

«Следуя прогнозам Всемирного банка, в предстоящий период отношение государственного долга к ВВП этой страны ухудшится и к концу года достигнет 57,2%. Согласно же различным сценариям миссии МВФ, в ближайшие пять лет отношение общего госдолга страны к доходам бюджета превысит 200%. Снижение доходов от налогов и рост фискальных расходов еще более усугубят вопрос в связи с дефицитом бюджета, и, по подсчетам экспертов МВФ, в этом году доля дефицита бюджета в ВВП превысит 5%, а доля общего долга в ВВП будет больше 60%», - прокомментировал ситуацию Вюсал Гасымлы. 

При этом валютные резервы страны сокращаются и на сегодня не превышают $2 млрд. 

С учетом этого Армении вряд ли удастся выбраться из глубокой рецессии в ближайшие годы. 

 

Классика жанра

В этих условиях руководство Армении вместо того, чтобы готовить действенные антикризисные программы и начать срочно хоть как-то спасать свою экономику, предпринимает проторенный путь отвлечения граждан от насущных проблем путем переключения на «патриотический пыл». Как отмечал начальник Управления внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев, «руководство Армении пытается обострить ситуацию и отвлечь внимание от внутренних проблем на фоне социально-экономических проблем, усугубленных широким использованием COVID-19 в Армении в результате незавершенной политики».

Только вот попытки эти дают обратный эффект: сегодня Азербайджан в четыре раза опережает Армению по численности населения, в три раза - по территории, в шесть раз - по экономике и в 25 раз - по размеру стратегических валютных резервов. В рейтинге Global Fire Power армия Азербайджана утвердилась на 64-м месте, а Армении - на 111-м. Смешно даже сравнивать возможности ведения войны двух стран. 

Конечно, очевидно, что, начав военную провокацию против Азербайджана недалеко от основных нефтяных, газовых и транспортных проектов, идущих в Европу, Армения пытается каким-то образом воздействовать и на положительный экономический имидж нашей страны. Однако зря. Потому что забывает, что в этих проектах задействованы интересы не только Азербайджана, Грузии и Турции, но с нетерпением ждет азербайджанский газ Европа, а США на протяжении всего времени реализации этих проектов открыто поддерживали их. А какие страны являются основными донорами тех международных фининститутов, к которым Армения бежит за кредитом? 

Есть хорошая пословица «Не плюй в колодец, из которого пьешь воду». В данном случае неуклюжие расчеты Армении выглядят именно так. И раздражая своими выходками те международные организации и страны, от помощи и кредитов которых она сегодня почти всецело зависит, Армения только приближает начало конца своей экономики.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

299


Актуально