Автор: Нигяр АББАСОВА
Видимо, не зря говорят, что кто ищет, тот всегда найдет: старания Турции снизить зависимость от импорта энергоресурсов путем добычи их на своей территории увенчались успехом.
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган в телеобращении к нации 21 августа торжественно объявил о том, что страна обнаружила в Черном море на глубине 2100 м крупнейшее в истории страны месторождение природного газа «Sakarya», запасы которого оцениваются более чем в 300 млрд. кубометров.
Данное открытие без преувеличения можно назвать историческим для Турции, поскольку это может существенно изменить расклад сил на газовом рынке Турции, позволив сэкономить миллиарды долларов ежегодно на импорте энергоресурсов. «Верю, что впредь Турция будет смотреть в будущее с большей уверенностью», - подчеркнул Р.Эрдоган.
Кроме того, турецкие власти уже заявили о намерении стать нетто-экспортером энергоресурсов, так что на мировом газовом рынке в обозримом будущем может появиться новый игрок. А пока это открытие может стать важным козырем Турции в переговорах о ценах на импортируемый газ с действующими поставщиками.
Плоды кропотливых работ
Cвои поздравления Турции направил президент Ильхам Алиев, отметив, что открытие нового месторождения является олицетворением промышленного потенциала и растущей мощи Турции. «Это был очередной важный шаг в области энергетической безопасности Турции. Разработка газового месторождения принесет выгоды турецкому народу. Надеюсь, что реализуемые в настоящее время Турцией другие проекты по разведке увенчаются успехом», - говорится в обращении главы Азербайджана Р.Эрдогану.
Турция с 2010 года проводила разведку разных участков в Черном море с привлечением мировых энергетических гигантов - ВР, ExxonMobil, Chevron, Petrobras. На геологоразведку черноморского шельфа Турции было потрачено $4 млрд., из них Турция израсходовала $500 млн., но поиски оказались безуспешными - залежей углеводородов обнаружить не удалось. На какое-то время работы на турецком шельфе Черного моря были заморожены, но в 2017 году Турция решила возобновить исследования самостоятельно, с участием собственных судов. Первое турецкое сейсмическое судно «Barbaros Hayrettin Pasha» провело разведочные работы и выявило богатые запасы природного газа в Дунайском блоке в турецких водах у западного побережья Черного моря.
Турецкое буровое судно «Fatih» 20 июля 2020 года приступило к буровым работам в Черном море на перспективном участке «Tuna-1», расположенном недалеко от пересечения болгарской и румынской морских границ с внутренними водами Турции.
«Cудно «Fatih» («Покоритель». - Прим. R+) направилось в Черное море в годовщину завоевания Стамбула и успешными работами оправдало свое название, вызвав гордость у турецкого народа», - подытожил президент Турции в своем обращении к нации.
При этом турецкий лидер отметил, что запасы нового месторождения могут быть значительно выше заявленных. «Данные со скважины указывают на высокую вероятность обнаружения в том же регионе новых месторождений газа. То есть резервы, обнаруженные в первой скважине, могут быть только частью богатых ресурсов», - подчеркнул Р.Эрдоган.
Первый газ из Черного моря Турция рассчитывает получить уже в 2023 году, а пока предстоит выполнить работу по креплению скважин, определить концепцию добычи и приступить к строительству и монтажу необходимой инфраструктуры.
«Фактически пользоваться источником начнем, как только начнут выкачивать газ. Цель - передать черноморский газ в пользование народа в 2023 году. Таким образом, Турция пожинает лучшие плоды кропотливых работ, которые терпеливо проводила годами», - отметил президент страны.
«Мы сегодня сделали шаг, который избавит нас от энергетической зависимости от третьих стран. Надеюсь, мы избавимся от дефицита платежного баланса, потому что сейчас самые большие средства расходуются на закупку энергоносителей», - не скрывает радости министр финансов и казначейства страны Берат Албайрак.
Министр энергетики, в свою очередь, заявил, что лицензию на добычу газа с этого месторождения получит государственная нефтяная компания TPAO, участие в проекте других компаний не рассматривается. «Вне всяких сомнений, Турция обладает всеми возможностями для освоения новых морских месторождений. Партнеров Турции в этом вопросе нет», - заявил министр Ф.Донмез.
По его словам, для транспортировки газа на сушу потребуется проложить газопровод по дну Черного моря протяженностью 200 км. «Озвучивать точные данные по затратам на данный проект пока преждевременно. Цена на газ обозначится по итогам инженерных и проектных работ. Однако уже сейчас ясно, что отечественный газ будет дешевле импортного», - сказал министр.
Глава Минэнерго уточнил, что пока изучена только четверть из 8 тыс. кв. км всей территории участка «Tuna-1» и в будущем здесь могут быть новые открытия в похожих структурах. «Их глубина и протяженность аналогичны. Новые хорошие новости могут быть через два месяца. Буровое судно «Kanuni» до конца года останется в Черном море, на этой точке планируется бурение до 40 скважин», - сказал министр.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), резервы нового турецкого месторождения в Черном море по объемам больше всех месторождений газа, обнаруженных Норвегией в Северном море с 2010 года.
«В международной классификации месторождения нефти и газа разделяются на определенные категории. Новое месторождение в турецком секторе Черного моря относится к категории крупных. Это самое крупное месторождение, обнаруженное в мире за последние годы», - заявил агентству «Anadolu» глава МЭА Фатих Бирол.
По его словам, с учетом нынешних расценок потенциальная стоимость запасов газа на новом месторождении достигает $80 млрд. «Однако для добычи газа в столь крупных объемах необходимы инвестиции в размере не менее $6 млрд.», - сообщил Ф.Бирол.
По оценке главы МЭА, Турция ежегодно сможет добывать с нового месторождения 10-15 млрд. кубометров газа, что покроет треть потребностей страны в «голубом» топливе.
«Туз в рукаве»
Однако не обошлось и без скептицизма. Ряд газовых экспертов, опираясь на малоуспешный опыт Румынии, Украины, России в разработке месторождений в Черном море, посчитали спекулятивными заявления турецких властей об открытии новых залежей и планы по их скорейшему освоению.
Эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, к примеру, смутил тот факт, что ни одна страна на Черном море «так и не нашла каких-то крупных месторождений, и Турция неожиданно стала тем единственным счастливчиком, кому повезло».
«Даже если газ действительно обнаружен, нельзя забывать об экономической обоснованности разработки нового месторождения и извлечения этого топлива. Далеко не все открытые месторождения в итоге доходят до коммерческой эксплуатации. Черное море - это дорогая глубоководная добыча на шельфе, и какова будет себестоимость добычи этого газа? Возможно, окажется, что выгодней покупать газ у России и Азербайджана, чем добывать этот золотой газ в море», - говорит эксперт.
По его словам, как правило, от начала разработки шельфового проекта до его промышленной эксплуатации проходит пять-семь лет.
«Сама возможность коммерческой добычи газа в Турции находится под вопросом, так как при текущих ценах на газ новое месторождение не сможет конкурировать ни с сжиженным газом, ни тем более с традиционным российским, иранским и азербайджанским газом», - считает консультант Vygon Consul-ting Екатерина Колбикова. По ее оценке, на фоне развития в стране возобновляемых источников энергии и атомной энергетики потребление газа снизится, в то время как контрактные обязательства до 2025 года будут выше потребностей Турции.
Несмотря на эти прогнозы, несомненно, наличие такого мощного актива сильно укрепит позиции Турции на переговорах с поставщиками газа. Глава Минфина этой страны, например, уверен, что скидка в цене может составить до 30%. Кроме того, считает Б.Албайрак, турецкие потребители могут получить выгоду от более дешевых промышленных и бытовых цен на газ и электроэнергию даже до 2023 года.По словам министра, новое месторождение газа положительно повлияет и на имидж ряда местных компаний. «В ближайшей перспективе разработка этих залежей откроет путь для IPO (продажа акций) как для TPAO, так и BOTAS, возможно, сначала внутри страны, а затем - за рубежом. Рост их балансов до уровня, сопоставимого с показателями самых ценных энергетических компаний мира, приведет к IPO. Мы подготовим правовую инфраструктуру», - сказал он.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу высказал возможность экспорта обнаруженных запасов газа в Европу. «Турция не только покупает газ, но мы являемся также транзитной страной. С открытием этого месторождения Турция вошла в ряд огромных энергетических площадок. Мы будем использовать этот газ, чтобы удовлетворить свои собственные потребности, а излишки сможем экспортировать в Европу», - сказал М.Чавушоглу.
Кстати, Турция, согласно заявлениям представителей правительства, и не собирается полностью отказываться от импорта газа. Напротив, Анкара в ближайшие годы планирует нарастить экспорт из Азербайджана. «Азербайджан уже вышел на первое место по поставкам природного газа в Турцию. В предстоящие годы мы увеличим объем закупок азербайджанского газа», - заметил М.Чавушоглу.
Глава Минфина страны в свою очередь заявил о намерениях Турции продолжить сотрудничество в газовой сфере с Россией и Ираном. «Возможно, мы будем сотрудничать как страна-производитель. Россия - надежный поставщик и даже в сложные периоды не бросала нас и не затрудняла поставки», - указал Б.Албайрак.
Море раздора
Турция ежегодно тратит на импорт энергоносителей в среднем более $40 млрд., при этом в 2019 году республика использовала 44 млрд куб. м газа. Успешное открытие в Черном море только раззадорило аппетиты, и теперь страна рассчитывает «повторить успех» также в Средиземноморье.
«Мы придадим еще большее ускорение исследованиям по поиску энергоресурсов. Наша цель - решить все энергетические проблемы в стране», - говорит президент страны Р.Эрдоган. Глава государства подчеркнул, что Турция решительно настроена на то, чтобы продолжить буровые работы.
По словам главы Минэнерго, Турция продолжит бурение в регионах Средиземного моря, имеющих углеводородный потенциал. «Исследования природного газа в основном проводились в Восточном Средиземноморье. Мы ожидаем открытия новых месторождений газа, но это станет ясно после того, как будет проведено бурение», - сказал Ф.Донмез.
Турция посредством NAVTEX (Международная автоматизированная система оповещения) объявила о новых сейсмических работах в Восточном Средиземноморье с 18 августа по 15 сентября. В рамках этих инициатив буровое судно «Yavuz» приступило к исследованиям на юго-западе Кипра в сопровождении военных кораблей «Ertugrul Bey», «Osman Bey» и «Orhan Bey». NAVTEX настоятельно рекомендовала не входить в зону проведения сейсмических работ.
Подобная активность вызвала крайнее недовольство в соседней Греции, обвинившей Анкару в незаконной и несанкционированной деятельности и утверждающей, что Турция ведет нефтегазовую разведку в водах, которые Афины считают своей исключительной экономической зоной. В Анкаре в ответ ссылаются на условия меморандума, заключенного с признанным ООН Правительством национального согласия Ливии о взаимопонимании по морским зонам.
Греция видит возможный выход из сложившейся ситуации в давлении на Анкару путем введения санкций ЕС в отношении Турции. В свою очередь Германия пытается выступить посредником между двумя странами, чтобы возобновить переговоры и избежать дальнейшей эскалации ситуации в этом регионе. Франция, наоборот, в знак поддержки Греции перебросила с кипрской базы на Крит два своих истребителя и подтянула в регион фрегат Lafayette и вертолетоносец Tonnerre.
Греция 26 августа в Восточном Средиземноморье начала военные маневры с Францией, Италией и Кипром. Министерство обороны Греции сообщило, что учения пройдут к югу от острова Крит и продлятся три дня. В тот же день совместные учения в Восточном Средиземноморье провели и корабли ВМС Турции и США.
На стороне Греции в конфликте из-за шельфа традиционно выступают Кипр, Египет и Израиль, имеющие общие планы по доставке газа с шельфовых месторождений в Европу по Восточно-Средиземноморскому трубопроводу. Правда, какую практическую помощь эти страны смогут, а главное, захотят оказать Греции в случае реального военного конфликта с Турцией, остается под большим вопросом.
Президент Р.Эрдоган заявляет, что Анкара не откажется от своих планов по геологоразведке в Средиземном море, несмотря на угрозы введения санкций. «Никакая колониальная держава не может лишить Турцию энергетических ресурсов, которые, как предсказывают, существуют в ее собственном регионе», - заявил Р.Эрдоган, призвав Афины к диалогу.
Лидер страны подчеркнул, что Турция не претендует ни на чьи территории и не стремится к ущемлению прав других стран, однако ни на шаг не отступит от своих интересов.
«Современная Турция уже не та страна, что готова к уступкам. Анкара предпримет все шаги для защиты национальных интересов в регионе и готова заплатить за это любую цену. Турция возьмет то, что ей полагается и в Средиземном, и в Эгейском, и в Черном морях», - сказал глава государства.
Сейчас вооруженные силы обеих стран приведены в состояние повышенной боеготовности. Будут ли санкции в отношении Турции или нет, пока не ясно. ЕС со своей стороны пока не выработал общую позицию по ситуации в Восточном Средиземноморье. Однако, как показывает практика, язык санкций и угроз малоэффективен и не всегда дает желаемый результат, поэтому достижение определенного консенсуса в этом вопросе неизбежно.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: