Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
Правительства многих стран планируют направить на восстановление экономик после коронавирусной пандемии десятки, а то и сотни миллиардов долларов, предсказывая долгий путь ремиссии. Однако в Азербайджане относительно перспектив даже на этот год настроены довольно оптимистично.
Так, по словам министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова, если в мае-июне этого года ожидался экономический спад в 4,5-4,7%, то сегодня этот прогноз уже находится в пределах 3,5-3,7%.
Центробанк страны, в свою очередь, делает все возможное для сохранения курса маната и инфляции на стабильном уровне, посылая бизнесу позитивные сигналы посредством снижения учетной ставки.
Соответственно, надежды на восстановление нормальной деловой активности в стране в ближайшие месяцы имеются, хотя для достижения допандемического уровня, конечно, потребуется намного больше времени.
Позитивный сигнал
Между тем, как отметил М.Джаббаров, «все эти прогнозы напрямую связаны с тем, будет ли вторая волна пандемии, и как она пройдет, будут ли соблюдать наши граждане соответствующие правила. Потому что экономика и экономическая активность напрямую связаны с социальной активностью, они не должны быть разделены». Поэтому, обращаясь к предпринимателям, министр призвал их серьезно отнестись к мерам, принимаемым для предотвращения распространения пандемии, поскольку они являются главными факторами, влияющими не только на здоровье, но и на бизнес.
Получается, что пик замедления экономики в Азербайджане уже пройден и начался этап восстановления. Тем более что к концу 2020 года стартует доставка азербайджанского газа по Южному газовому коридору до Европы, то есть в Азербайджан будут поступать новые доходы от нефтегазового сектора.
Иностранные эксперты также придерживаются мнения, что спад ВВП Азербайджана будет не столь критичным, даже несмотря на продление специального карантинного режима.
«Мы прогнозируем, что снижение ВВП Азербайджана в 2020 году будет ограничено 2,9-3,2% (в зависимости от цен на нефть в четвертом квартале). В 2021 году рост экономики может восстановиться до 3,8% при средней цене на нефть $55 за баррель и до 1,5% при $45 за баррель», - отмечают аналитики российского «Газпромбанка» в обзоре по Азербайджану.
Между тем правительство со своей стороны стремится активизировать процесс «пробуждения» бизнеса от карантинной спячки. Так, на фоне довольно низкого уровня прогнозов по инфляции (по обновленным данным 3-3,2%) в сентябре Центробанк вновь принял решение о снижении учетной ставки с 6,75 до 6,5%. «Центральный банк продолжит принимать все возможные меры в соответствии со своим мандатом для поддержания макроэкономической и финансовой стабильности в стране и удержания инфляции в пределах заявленного целевого показателя», - отмечается в сообщении ЦБА.
Как и раньше, этот шаг в основном служит сигналом для бизнеса о намерениях правительства сохранить стабильность макроэкономических показателей и курса маната.
Курс на сохранение
Несмотря на то, что из-за цен на нефть и ослабления доллара вкупе с ожиданиями второй волны пандемии страдают валюты практически всех соседних с Азербайджаном государств (рубль, лира, лари, риал), манат стойко переносит все невзгоды.
На днях были опубликованы предварительные показатели государственного и сводного бюджетов Азербайджана на 2021 год, в которых, с учетом обеспечения макроэкономической стабильности и осуществляемых экономических реформ, снижения долларизации и прочих факторов, курс маната по отношению к доллару США на 2021 год остался аналогичным с прогнозом на этот год - 1,7 AZN/$1.
Правда, как отмечают эксперты, для выполнения этой цели Азербайджану придется расстаться с частью валютных резервов, и процесс этот в принципе уже начался. Как уже сообщалось, за восемь месяцев этого года ГНФАР осуществил продажу валюты на $5 млрд., что на 28,5% больше, чем за тот же период прошлого года.
Причем динамика выброса долларов на валютный рынок со стороны ГНФАР по месяцам отличается. Рекордный уровень был в марте – почти 2 млрд. манатов, что на 78,6% больше аналогичного периода прошлого года.
Осенний марафон на валютных аукционах также начался весьма интенсивно, и уже за первую неделю сентября объем продаж вырос на 16,5% по сравнению с результатами валютного аукциона неделей ранее и достиг максимального уровня с конца марта.
По мнению экспертов, причиной этой активности служит как возобновление деятельности торговых и прочих объектов после карантина, так и более глобальная необходимость обеспечить трансферты ГНФАР в госбюджет.
Напомним, что в августе были утверждены поправки в госбюджет-2020 с тем, чтобы скорректировать статьи на основе новой цены на нефть - $35 за баррель (ранее было $55). И на фоне спада прогнозов по поступлению из Государственной налоговой службы (на 8,7%) и Государственного таможенного комитета (на 4,3%) объем предполагаемых трансфертов из Государственного нефтяного фонда вырос на 7,5%. Притом эти трансферты составляют 98,1% структуры расходов фонда.
«Увеличение трансфертов ГНФАР в бюджет должно поддержать испытывающий в последние месяцы все меньшее давление обменный курс маната к доллару на уровне 1,7 AZN/USD.
Трансферты SOFAZ в госбюджет увеличены до эквивалента $7,2 млрд. с $6,7 млрд., что поможет сохранить стабильность обменного курса. Восстановление цен на нефть с мартовских/апрельских минимумов ослабило давление на обменный курс», - отмечали аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings.
Отметим, что за первое полугодие этого года Госнефтефонд уже перечислил в госбюджет 5,7 млрд. манатов, или примерно $3,4 млрд., и это почти 47% нового плана на этот год.
Хоть все эти меры в конечном счете приведут к некоторому спаду как ресурсов фонда, так и в целом валютных резервов Азербайджана, на текущий момент другого выхода для поддержания экономики и курса маната объективно нет.
Новые инструменты
С другой стороны важно, чтобы «выбросы» финансов в реальный сектор обязательно в конечном счете оседали в ненефтяном частном секторе, поскольку именно на его развитие ориентируется правительство в долгосрочной перспективе.
Сегодня же в условиях пандемии, достаточно сильно ударившей по экономике в целом и по бизнесу в частности, необходимо предпринимать срочные меры, чтобы кредиты стали более доступным и выгодным инструментом для предпринимателей. Ведь они именно сейчас остро нуждаются в дополнительных финансах, чтобы хоть как-то выпутаться из сетей кризиса. Однако пандемия негативно повлияла и на этот сегмент: во всех показателях местных банков на этот год пока прослеживается спад, в том числе и в кредитном портфеле. Согласно данным Центробанка, на 31 августа 2020 года кредитный портфель банков оценивается в 14,3 млрд. манатов, а это на 4% меньше, чем годом ранее. И почти на столько же (4,3%) сокращен портфель бизнес-кредитов - до 8,7 млрд. манатов, или 60,4% всего кредитного портфеля банков.
Что интересно, Центробанк периодически стал проводить встречи с бизнесменами, и на последних из них больше уделялось внимания не столько кажущейся уже нерешаемой проблеме недоступности или дороговизны бизнес-кредитов и кредитов вообще, а созданию альтернативных им инструментов. Например, Центробанк Азербайджана (ЦБА) взялся за реализацию предложения Конфедерации предпринимателей Азербайджана о внедрении в стране опыта по взаиморасчетам на основе чеков. Это популярный в США и Европе метод оплаты товара или услуги - если у покупателя в данный момент нет при себе наличности, он выписывает чек, на котором указаны сумма и конечная дата обналички. Для этого нужно всего лишь иметь счет в одном из банков с гарантированным его пополнением.
Этот механизм и сейчас на Западе с успехом может заменить потребительское кредитование, правда, в отличие от последнего, тут можно расплатиться позже, но не частями, зато без дополнительных непомерных процентов. Как полагают эксперты, в Азербайджане расчетные чеки, скорее всего, будут популярны у юридических лиц для осуществления крупных закупок товаров или услуг. Причем, что интересно, ЦБА изучает опыт Турции по цифровизации расчетных чеков, чтобы у нас в стране сразу начать применение электронных чеков.
Вместе с тем обсуждается и вопрос привлечения не только крупного, но и среднего бизнеса к рынку ценных бумаг, которые также служат хорошей альтернативой бизнес-кредитам. «Обеление» бухгалтерии большинства субъектов предпринимательства, снижение уровня «теневой» экономики решают главную проблему предприятий на пути выпуска собственных ценных бумаг - наличие прозрачной отчетности.
Таким образом, нарушив монополию кредитов на долговом рынке, создав действенную конкуренцию им, ЦБА действительно может добиться и некоторых сдвигов по удешевлению процентов по банковским ссудам.
В любом случае, чем больше доступа будет у бизнеса к финансовым ресурсам, тем быстрее пойдет процесс восстановления экономики и макроэкономические показатели выйдут на стабильный уровень.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: