Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
Армения сегодня стоит в шаге от экономического дефолта: в отличие от ситуации в зоне боевых действий на оккупированных территориях Азербайджана, правительство страны не в силах прикрыть эту реальность фейковыми заявлениями. Еще до начала спровоцированной ею эскалации в Карабахе страна стремительно падала на самое дно долговой ямы, теряла позиции во внешнем товарообороте, трещал по швам госбюджет, волатильность местной валюты не оставляла никакой надежды на развитие бизнеса и инвестиционную привлекательность.
Спровоцировав же военное противостояние с Азербайджаном, Армения и вовсе пошла на экономическое «харакири». Тут даже «древний армянский» способ управления экономикой - «с миру по нитке» - вряд ли поможет правительству этой страны хоть как-то прокормить свое население в ближайшем будущем.
Самое слабое звено региона
6 октября международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Армении в иностранной и национальной валютах с «BB-» до «B+». Краткосрочные РДЭ Армении подтверждены на уровне «B», потолок странового рейтинга понижен с «BB» до «BB-».
А ведь Азербайджан неоднократно предупреждал: оккупировав 20% наших земель, Армения сама ввела себя в режим экономической изоляции, осталась в стороне от всех важных и крупных региональных проектов. Все эти годы страна еле сводила концы с концами, население в основном выживало за счет денежных переводов из-за рубежа. В этом же году пандемия коронавируса окончательно погрузила экономику Армении в беспросветную тьму - во втором квартале был зафиксирован самый резкий спад с 2009 года (13,7%), а в целом снижение с начала года составило 5,7%.
На сегодня платежный баланс Армении один из худших на постсоветском пространстве, его показатели отражают глубокий экономический кризис в стране. За последние шесть лет в эту страну было привлечено всего $1,6 млрд. прямых иностранных инвестиций, что является самым низким показателем в регионе.
«В Армении налицо синдром экономической недостаточности», - отмечает экономист, глава департамента Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджана (ЦАЭРКА) Ниджат Гаджизаде. Так, согласно данным Статкома Армении, ни разу с момента обретения независимости и по сегодняшний день во внешнем торговом балансе этой страны не было зафиксировано положительное сальдо. «За последние пять лет отрицательное сальдо достигало почти $3 млрд., что с учетом других экономических показателей ясно показывает на явную зависимость страны от импорта и отсутствие каких-либо серьезных экспортных позиций», - подчеркивает Н.Гаджизаде. По данным на июль текущего года, дефицит торгового баланса составил $1 млрд.
Армения всегда была и остается самой экономически слабой страной региона, ее доля в общем экспорте стран Южного Кавказа едва достигает 15%, а в торговом обороте - 17%.
При этом за восемь месяцев этого года объемы внешнего торгового оборота Армении уже снизились на 10,2%.
По данным Статкома Армении, в первом квартале 2020 года основным экспортным товаром были медь и другие полезные ископаемые (35,4% + 13,1% драгоценные и полудрагоценные камни в общем экспорте), 30% -продукция пищевой промышленности.
Касаясь первого пункта, напомним, что большая часть рудников с полезными ископаемыми, за счет которых «кормится» Армения, находится в оккупированном ею азербайджанском Кяльбаджаре или граничащих с ним районах. Все эти годы, несмотря на неоднократные протесты Азербайджана, озвученные через международные организации, Армения активно разворовывала 155 месторождений полезных ископаемых Азербайджана. В том числе пять золотоносных, шесть ртутных, два медных и др., 12 из которых классифицируются как «богатые залежи руд». К сожалению, в этом ей помогали различные иностранные инвесторы - большей частью армяне по происхождению. Извлекали из недр азербайджанской земли золото, медь, ртуть… По сообщениям армянских СМИ, в первый же день начала боевых действий в Карабахе работы на всех рудниках были приостановлены. Учитывая, что армяне вряд ли вернутся обратно, инвесторы, вложившие в эти проекты капитал, остались с носом, так как не имеют никаких законных гарантий на безопасность и возврат своих инвестиций.
Но еще больший ущерб нанесен бюджету Армении, потерявшей свой основной доход. Теперь ей остается торговать лишь сельхозпродукцией, и то не надо забывать, что самые плодородные земли опять же располагаются на границе с Азербайджаном. Следовательно, вряд ли сегодня есть возможность пользоваться ими как до начала боев в Карабахе.
Более того, согласно официальным данным, Армения не способна обеспечить даже собственных граждан продуктами питания, не то чтобы продавать их за рубеж. По информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), удельный вес пищевого импорта в общем экспорте страны составляет 24%, что свидетельствует о низком уровне ее продовольственной безопасности. Если подробнее, то 67% зерна и зерновых, 78% мяса птицы, 50% мясопродуктов, 96% растительного масла Армения импортирует. При этом FAO указывает на высокую волатильность индекса цен на местные продукты питания: дело в том, что армянское правительство подключилось к разным программам по таможенным льготам между странами. Соответственно, цены на ввозимые товары низкие, а их качество существенно выше.
Поэтому и тот небольшой объем экспорта сельхозпродукции (в основном это овощи и фрукты) - это по сути сырье. Причем география поставок в основном ограничивается парой-тройкой стран и первая в списке - Россия. А что это значит, можно легко представить, вспомнив истеричную панику, которую вызвал в Армении краткосрочный бойкот армянской продукции на рынках Москвы, возглавляемых бизнесменами - выходцами из Азербайджана…
Долговая яма
Таким образом, в январе-августе 2020 года доходы бюджета Армении уже сократились на 6% по сравнению с прошлым годом. И на фоне дефицита платежного баланса и низкого объема валютных резервов государственный долг Армении растет как на дрожжах и уже достиг почти $6,5 млрд. Еще до начала войны Минфин прогнозировал рост государственного долга до 60% ВВП в 2020 году.
Следует отметить, что, согласно принятой международной методологии, показатель выше 40% считается опасным для финансовой и экономической безопасности страны. В официальных прогнозах правительства Армении утверждается, что страна не выйдет из этого долгового болота до 2025 года и будет иметь государственный долг в объеме не менее 50% ВВП.
Напомним, еще летом влиятельная организация «Сеть управления государственными долгами» опубликовала материал, что Армения столкнулась с угрозой финансовой безопасности.
Из-за начала боевых действий внешний долг Армении, конечно, вырастет еще на порядок - иначе стране просто не выжить. Согласно обновленному прогнозу Минфина этой страны, из-за роста военных расходов дефицит госбюджета достигнет 7,4% ВВП, и финансировать его планируется за счет внешних заимствований - больше неоткуда. Более того, есть еще вариант дальнейшего удешевления местной валюты - если этот показатель достигнет 30-процентной отметки, это приведет к росту удельного веса внешнего долга в ВВП до 115%.
По словам главы ЦАЭРКА Вюсала Гасымлы, столь опасные показатели уже в ближайшем будущем могут помешать Армении привлекать новые кредиты - заимодатели попросту будут сильно сомневаться в платежеспособности этой страны. Тем более что она в который раз показала себя как агрессор, ведет бои на территории другого государства и внутренняя общественно-политическая стабильность разрушена вконец, - какой кредитор захочет иметь дело с таким ненадежным клиентом?
Между тем объем собственных валютных резервов Армении на август составил всего $2,6 млрд. (золотых резервов нет и в помине), что равно трехмесячному импорту страны. Для сравнения - объем валютных резервов Азербайджана, по подсчетам Moody’s, к концу этого года составит около $39 млрд. - это без золотых запасов.
Слон и моська
Как видно, Армения начала боевые действия против Азербайджана, находясь в полном экономическом кризисе. Тогда зачем ей понадобилось провоцировать дорогостоящую военную операцию? Ответ прост - власти этой страны пытались отвлечь население от надвигающегося банкротства и голода. Судя по всему, они наивно полагали, что подаренной им военной техники хватит на войну с Азербайджаном. И… просчитались, причем так сильно, что сейчас умоляют все мировое сообщество помочь им, но тщетно.
«Как показывает анализ, с экономической точки зрения Армения неспособна даже на ведение краткосрочных боевых действий. Ежедневно на ведение боя требуются миллионы долларов. А у Армении такой экономической мощи нет», - заявил председатель комитета Милли меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Таир Миркишили.
Согласно данным официальной статистики, экономика Азербайджана в три раза превосходит экономику Армении, а по объему военного бюджета - почти в 4 раза: $2,3 млрд. и $658 млн. соответственно.
По словам же Вюсала Гасымлы, в результате ударов, нанесенных по врагу, уничтожены военная техника и боеприпасы Армении на миллиарды долларов. «Самое главное - разрушена военная инфраструктура, на создание которой вражеская сторона потратила десятилетия. Финансовая емкость потерь военной техники и боеприпасов Армении в два раза превышает объем предусмотренных в госбюджете военных расходов. При этом стоимость уничтоженной только за первые четыре дня военной техники и боеприпасов ($1,2 млрд.) составляет половину стратегических валютных резервов Армении и треть государственного бюджета», - добавил экономист.
В.Гасымлы отметил, что для финансирования такой ресурсоемкой войны недостаточно госбюджета Армении: «Поражение в ресурсоемкой войне страны с госдолгом в пределах 60% ВВП и дефицитом бюджета в пределах 5% ВВП неизбежно в короткие сроки. Азербайджан превосходит Армению более чем в 20 раз по валютным резервам, а по объему госбюджета - в 5 раз».
Что получит Армения по итогам войны? Однозначно разгромленную экономику. Объявленная полная мобилизация стянула на поле боя большую часть рабочей силы, с учетом потерь на фронте она вряд ли будет восстановлена в прежнем объеме. Это, в свою очередь, уже влияет на деятельность и так едва существовавших субъектов бизнеса.
Кроме того, еще одним ударом для предпринимательства станет ухудшение финансового положения граждан Армении, четверть населения которой страдала от бедности еще в стабильное время: в условиях войны (в связи с несвоевременной выплатой зарплат и пособий) спрос будет стремительно падать на фоне сокращения покупательной способности населения.
Согласно официальной статистике Армении за сентябрь, только из-за влияния коронавируса было закрыто 1213 торговых объектов, а 5058 временно приостановили деятельность. Это около 50% всех торговых объектов, работающих в стране. Кроме того, в строительном секторе было ликвидировано 23 предприятия, временно приостановлена деятельность 231 предприятия. Деятельность 205 компаний, работающих в сфере недвижимости, временно приостановлена, а пять из них ликвидированы. Список длинный и охватывает практически все сферы армянской экономики.
Красноречиво резюмирует приведенное выше обновленный прогноз Международного валютного фонда (МВФ) относительно экономического спада в Армении. По мнению аналитиков фонда, в 2020 году он составит 4,5%. Отметим, что в предыдущем, апрельском обзоре МВФ World Economic Outlook прогнозировался 1,5-процентный спад ВВП в этом году.
Словом, влезая в войну со слоном, моська явно просчиталась не только насчет своих военных и боевых возможностей, она попала в ситуацию, когда денег нет - нет совсем. И чем раньше власти Армении опомнятся, одумаются и займутся внутренними экономическими проблемами, тем больше будет у них шансов спасти свое мирное население от наступления голодных времен в буквальном смысле этого слова.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: