Автор: Сабира АЛАКБАР
Ложась спать, готовясь видеть во сне свои сладкие сны, эти дети не знали, что у них следующего доброго утра не будет. Играя днем во дворе своего дома, они не знали, что через миг их не станет…
При обстреле Арменией мирных азербайджанских городов за последние два месяца погибли ученица девятого класса школы села Гашалты Гарагоюнлу города Нафталан Фидан Гурбанова и ее двоюродный брат - ученик седьмого класса Шахрияр Гурбанов. В результате ракетного удара смертельные ранения получил ученик девятого класса школы села Тайнаг Агджабединского района Фарид Искендеров.
Обстрел мирной Гянджи унес жизни учащихся городской общеобразовательной школы №29 - десятиклассницы Нигяр Аскеровой, шестиклассника Орхана Халилли, первоклассницы Марьям Халилли, семиклассника Артура Маякова, 10-месячного младенца Мадины Шахназаровой.
Во время очередного обстрела Тертерского района погиб ученик школы села Хорузлу - десятиклассник Орхан Исмаилзаде.
Ракета, выпущенная по селу Гараюсифлы Бардинского района, прервала жизнь второклассницы 8-летней Айсу Искендеровой.
Падение снаряда на частный дом в селе Ени Эйриджа Бардинского района привело к гибели 16-летнего Шахмала Рагимова - ученика 10-го класса агдамской школы вынужденных переселенцев №94 в Барде.
Выжившие в результате этих обстрелов дети получили ранения различной степени тяжести. Четверо из них остались сиротами, потеряв обоих родителей. Эти дети жили в городах, которые находились вне зоны боевых действий. Они имели право на жизнь, на мечту, на живых родителей. Имели право на мирное и безоблачное небо, на право стать взрослыми. При этом Международное право, которое должно было жестко призвать Ереван к ответственности, лишь констатировало эти бесчеловечные, не имеющие никого оправдания преступления, потворствуя, таким образом, армянским ночным бомбардировкам.
Право двойного дна
Давайте представим, что все это произошло, например, в одном из мирных городов стран Европы. Предугадать, какой будет международная реакция, совсем не сложно: это заявления европейских правозащитников всех мастей, руководителей стран «прогрессивного» мира. Осуждение, санкции... Как тут не вспомнить Конвенцию о правах ребенка, которой 20 ноября исполнится 30 лет. Интересное совпадение, не правда ли? 30 лет карабахскому конфликту и 30 лет Конвенции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в которой прописаны основополагающие права ребенка и самое главное - право на жизнь. Совпадение, которое вызывает лишь горькую улыбку.
А если на месте азербайджанских детей были бы армянские? Вывод напрашивается сам собой. Да, все правильно - и в Международном праве применяются двойные стандарты.
Нет!
Азербайджан ни одной стране мира не желает оказаться на его месте. Армия Азербайджана не убивала армянских детей, не бомбила вероломно под покровом ночи места проживания армян на азербайджанских территориях, школы, детские сады, больницы. Мы никому не желали и не желаем зла. Мы боролись на своих землях, претворяя в жизнь резолюции Совбеза ООН, а когда погибали наши дети, призывали к справедливости, на которую имеют право все дети мира, в том числе азербайджанские.
Но нам ли не знать, какое лицо у справедливости и какое у международного права в отношении Азербайджана? В течение последних 30 лет в который раз наша страна хоронит младенцев, малышей и подростков. В чем провинились изгнанные со своих земель, зверски убитые армянскими террористами дети Ходжалы (63 ребенка) и других оккупированных районов Азербайджана? Это невозможно ни забыть, ни простить. И факты - упрямая вещь. В какую оболочку «завернута» Конвенция о правах ребенка, если она неравнозначна для всех? Какие международные организации должны осуществлять контроль за ее соблюдением? Ереван грубо нарушил международные соглашения, участницей которых является и Армения, в том числе Конвенцию о правах ребенка ООН. Но ни одна международная правовая организация не призвала применить к этой стране жесткие санкции в связи с ее преступной политикой. Не секрет, что наличие права, регулирующего социокультурную жизнь людей, делает наш мир цивилизованным, ограждая от применения естественных животных рефлексов. Но в то же время право не сводится лишь к «позитивному» законодательству, определяя права и свободы человека и гражданина. Право призвано также осуществлять правосудие в отношении тех, кто его нарушает. Почему же правовые организации не занимаются поиском тех, кто отдавал приказы убивать детей в Ходжалы и бомбить мирное население Азербайджана, чтобы они предстали перед международным трибуналом?
Что дальше?
Заявление Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) о нагорно-карабахском конфликте, которое было сделано после армянских ракетных обстрелов азербайджанских городов, находившихся за пределами зоны боевых действий в Азербайджане, вызвало лишь негодование.
«В Детском фонде ООН обеспокоены судьбой детей в Нагорном Карабахе и за его пределами. В фонде назвали чудовищным и неприемлемым ущерб, который наносят детям боевые действия. Помимо того, что среди детей растет число погибших и получивших ранения, разрушены и повреждены десятки домов и школ». Возникает вопрос: судьбой каких детей были обеспокоены в ЮНИСЕФ при наличии реально погибших азербайджанских? Не сказано.
«ЮНИСЕФ самым решительным образом призывает стороны к соблюдению режима прекращения огня. Дети, семьи и гражданская инфраструктура, от которой они зависят, должны быть под защитой. Немедленное прекращение боевых действий отвечает интересам всех детей». Что ж, спасибо и на этом. Но даже после этих беззубых призывов Армения, основываясь на своем многолетнем опыте безнаказанности, продолжила подвергать ракетным обстрелам азербайджанские мирные города.
Параллельно Human Rights Watch призвала Ереван немедленно прекратить использование при обстрелах мирных городов Азербайджана кассетных боеприпасов. И все? А что дальше?
Где адекватная реакция?
Азербайджанский омбудсмен Сабина Алиева в своем отчете по армянским ракетным обстрелам отметила, что «подобные бесчеловечные военные преступления Армении представляют серьезную угрозу для жизни и здоровья населения, и этот акт агрессии должен беспокоить международные организации, мировые державы и национальные правозащитные институты, побудить их приложить усилия по принятию конкретных мер для применения против Армении правовых санкций».
По словам омбудсмена, военные провокации Армении - это нарушения фундаментальных прав и свобод человека, включая право на жизнь в безопасной и здоровой среде. В отчете содержался призыв ко всем международным организациям и странам потребовать от Еревана прекратить оккупацию территорий Азербайджана и принять срочные меры по привлечению властей Армении к международной правовой ответственности. Надо ли говорить, что международные организации вновь не откликнулись?
Отчет Сабины Алиевой был направлен генеральному секретарю ООН, Верховному комиссару ООН по правам человека, Верховному комиссару ООН по делам беженцев, руководителям Совета ООН по правам человека, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, руководителям Европейского союза, Совета Европы, ОБСЕ, международным и европейским институтам омбудсменов, Ассоциации азиатских омбудсменов, Организации исламского сотрудничества и Ассоциации омбудсменов государств - членов этой организации, Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества, Европейской сети омбудсменов по правам ребенка, Международному бюро мира, омбудсменам различных стран и национальных институтов по правам человека. И мы до сих пор ждем от них ответа и реальных действий.
Тогда же помощник первого вице-президента Азербайджана Эльчин Амирбеков заявил, что отсутствие адекватной международной реакции на ракетные обстрелы городов, находящихся вне зоны боевых действий, «побуждает Армению наносить новые удары по мирным городам Азербайджана. Азербайджан не понимает и не принимает нейтральной позиции ряда стран в вопросе обстрела мирных городов, находящихся вдали от зоны боевых действий», - заявил он.
Только наша победа
Когда мы одержали победу в Отечественной войне за Карабах, то стали понимать, что требовать у Еревана ответа за совершенные преступления будем сами. И то, что Армения приступила к выводу своих войск с оккупированных азербайджанских территорий, говорит о том, что час расплаты настал. Возникает вопрос: зачем нам международное право, если в ходе и второй Карабахской войны оно дискредитировало себя? Ответ: чтобы неустанно указывать на всех международных площадках, что Армения преступная страна, а такие ее представители, как пропагандист армянского терроризма Зорий Балаян, и другие преступники армянства, предстали перед Международным Гаагским трибуналом. Мы верим, что ради будущего прогрессивного и просвещенного мира, мира без террора и детских смертей, справедливость международного права, пока лишь «бумажная», все же восторжествует.
Победа обошлась нам очень дорого. С начала эскалации конфликта среди мирного населения, кроме детей, погибли 27 женщин, 53 мужчины, 15 погибших - пожилые люди. Из 400 получивших травмы 14 малышей, 36 несовершеннолетних, 101 женщина, 249 мужчин, в том числе 45 пожилых. Помимо этого 428 гражданских объектов, 92 многоквартирных жилых дома и 2442 частных дома пришли в непригодное состояние. Не говоря уже о погибших азербайджанских солдатах-героях, участвовавших в навязанной нам войне; жертвах среди мирного населения; сотнях поломанных судеб за время всего карабахского конфликтах, начиная с конца 80-х прошлого столетия.
Время пришло
Невольно вспомнился американский фильм «Время убивать». Юридический триллер 1996 года по одноименному роману Джона Гришэма. Сюжет. Двое белых изнасиловали чернокожую девочку и пытались ее повесить. Оба были схвачены, посажены под арест. По законам штата Миссисипи за изнасилование не предусмотрена смертная казнь. Насильникам грозит лишь длительный срок тюремного заключения (10 лет). Но по истечении какого-то времени они имеют шанс выйти на свободу. Это не устраивает отца девочки - Карла Ли Хейли. Бывший ветеран вьетнамской войны, притаившись в зале суда, расстрелял обоих насильников, когда их вводили в зал суда для рассмотрения вопроса об их освобождении из-под ареста под залог. Карлу Ли Хейли грозит газовая камера. Дело о хладнокровном убийстве чернокожим двух белых в городке Клэнтон на юге США вызывает громкий политический резонанс. В сонный Клэнтон собираются активисты движения за права чернокожих и боевики ку-клукс-клана, пытающиеся надавить на присяжных и склонить их к выгодному для политиков вердикту.
Единственный шанс адвоката защиты Джейка Бригенса - признание Карла Ли психически невменяемым в момент убийства. Однако эксперт-психиатр защиты попадается в ловушку обвинения - оказывается, в прошлом ему предъявляли обвинение в изнасиловании. Надежды на оправдательный приговор у защиты практически не остается, все юридические зацепки исчерпаны. Однако Бригенсу удается в последней проникновенной речи склонить присяжных на свою сторону, попросив их представить на месте ЧЕРНОЙ девочки БЕЛУЮ, и они выносят оправдательный вердикт. Карл Ли свободен.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: