25 Ноября 2024

Понедельник, 06:41

КОНЕЦ ИЛЛЮЗИЯМ

Что делать, когда в Армении высохло «Оранжевое море»?

Автор:

01.12.2020

Сегодня об этом неловко даже вспоминать, но два года назад в Армении стартовал «сезон больших надежд». На улицах Еревана бушевали митинги, на глазах рушилась коррумпированная диктатура «карабахского клана». А новый лидер - Никол Пашинян обещал всем и вся золотые горы, молочные реки, кисельные берега, демократию, борьбу с коррупцией, инвестиции, небывалый взлет международного престижа Армении и т.д. Но самое главное, с внутриполитическими «подвижками» в Армении связывали нешуточные надежды на продвижение процесса политического урегулирования в Карабахе. Сегодня эти события вызывают разве что горькую иронию. 

 

Невеселые итоги «революционного шоу»

«У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота» - эту малоприятную истину теперь на своем опыте постигает Армения. Где после поражения в Карабахе начался глубочайший внутриполитический кризис со всеми его проявлениями: отставками министров и военачальников, внутриполитической чехардой, поисками «предателей», где в ход идут самые фантастические версии. И самое главное, в Армении все еще продолжается процесс осознания глубины своего поражения. 

Президент этой страны Армен Саркисян в интервью газете «Аравот» сетует: «Думаю, мы проиграли не только одну войну, которая была на поле боя». По его словам, «мы проиграли также в информационной войне. Я говорю не об Армении, а о международной информационной сфере». Как теперь признает Армен Саркисян, «в последние годы - имею в виду не последние два года - вместо того, чтобы заниматься, создавать так называемую национальную информацию, которая бы противостояла турецкой или азербайджанской пропаганде за рубежом, мы занимались тем, что ругали друг друга, и продолжаем до сих пор. И это поражение, информационное поражение. Мы потерпели поражение также в международной общественной дипломатии. Потому что если в 1994 году существовало так называемое несбалансированное проармянское отношение в различных международных институтах, структурах, странах, то не могу сказать того же сегодня. Турция и Азербайджан годами прилагали усилия, использовали финансы, чтобы достигнуть этого. Мы потерпели поражение также в дипломатии, потерпели поражение очень тяжелым образом».

Возможно, конечно, что далеко не за все эти провалы и огрехи ответственность несет именно Никол Пашинян. Но, тем не менее, факт остается фактом: именно Никол Пашинян подорвал нынешний переговорный процесс и втянул Армению в войну, которая закончилась для нее разгромом по всем направлениям. А еще умудрился проиграть Азербайджану на тех «полях», где преимущество Армении, особенно после «революции», считалось абсолютным.

 

Пашинян не прощается. И не уходит?

Недавний кумир ереванских улиц уже признал свою ответственность за поражение. Не ответив, правда, на другой вопрос: почему Армения раз за разом отказывалась от мирных предложений, когда уже будущий разгром был очевиден? Что мешало ей согласиться на мирные предложения Азербайджана? У Пашиняна банально не хватило решимости? Он боялся реакции собственных граждан? До последнего рассчитывал на помощь извне, которая поможет переломить ход войны?

Тем не менее, покидать свой пост Никол Воваевич не торопится - по крайней мере пока. Он с упоением меняет правительство и публикует в любимом Фейсбуке новую «дорожную карту», где обещает уже за шесть месяцев сногсшибательные результаты во всем - от армейской реформы и инвестиций до демографии. И явно не намерен покидать свой пост, цепляясь за власть до последнего. Что вызывает понятное возмущение его противников. Последние, однако, не торопятся слишком уж активно «валить» Пашиняна, в том числе и потому, что понимают: волшебного плана, позволяющего «отыграть назад» постигшую Армению военно-политическую катастрофу, нет ни у кого. А значит, пусть роль автора исторического провала Пашинян отыгрывает до конца. Тем более что сомнений в его статусе «хромой утки» уже не осталось. 

И тем более нет сомнений в другом. То, что происходит в Армении, - это не просто личная драма персонажа по имени Никол Пашинян, чей бурный карьерный взлет сменяется падением. Крах терпит то, что в последние годы именовалось «оранжевыми технологиями». 

 

«Оранжевое небо, оранжевое море»…

Эту незатейливая детская песенка во время первого киевского Майдана, после которого выражение «оранжевая революция» и стало нарицательным, звучала «из каждого утюга»: «Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая мама, оранжевый верблюд». Волна почти бескровных революций катилась по постсоциалистическому пространству, сметая правительства в Белграде и Тбилиси, Киеве и Бишкеке. «Комсомольская правда» откликалась издевательскими стишками «Майдан, Бишкек и Грузию проспали с бодуна, когда же ты опомнишься, огромная страна?» Правда, не уточняя, как именно эта «огромная страна» должна опомниться. Эксперты с тревогой говорили об опасности «оранжевых технологий», которые способны ввергнуть страну в хаос, и хорошо, если все пройдет хотя бы без полномасштабной гражданской войны. 

А по другую сторону рубежей то ли закончившейся, то ли вновь начавшейся «холодной войны» с восторгом рассуждали о «демократическом порыве масс». Они пребывали в полной уверенности, что такой сценарий едва ли не открывает перед страной двери в рай и обещает решение всех мыслимых и немыслимых проблем. Тут и борьба с коррупцией, и торжество демократии, и гарантии прав человека, и построение гражданского общества…

Наконец, было немало и тех, кто всерьез рассчитывал, продемонстрировав внешние эффекты «оранжевой революции», заполучить от зарубежных покровителей доступ к чудодейственным «оранжевым технологиям», которые помогли бы прийти к власти и одним махом решить все проблемы. Думающим политикам, впрочем, было ясно с самого начала: никаких хитрых политтехнологий, которые позволят гарантированно свалить популярное и легитимное правительство, да еще и по внешнему заказу, не существует в природе. Можно пошуметь, попасть в новости, раздать пару интервью, но не более того. Революция, неважно - пролетарская, исламская или «цветная», должна вызреть изнутри, когда количество недовольных в стране дойдет до критического уровня, а власть окажется не в состоянии на это недовольство адекватно среагировать.

А теперь мировая аудитория в лице Никола Пашиняна получила убедительное свидетельство: нет никакой гарантии, что пришедший к власти с использованием всех революционных прибамбасов и спецэффектов персонаж действительно окажется хоть сколько-нибудь подходящим лидером. 

Вспомним, что Никол Пашинян пытался реализовать в Армении классический «цветной» сценарий. Он обещал своим сторонникам переориентацию Армении на Запад, инвестиции, борьбу с коррупцией и бедностью...

Сегодня, на фоне военного разгрома, многое уходит в тень, но открыто играть на обострение в Карабахе Никол Пашинян начал после провала по всем остальным направлениям. Вдруг оказалось, что «переориентироваться на Запад», пока Россия поставляет Армении нефть, газ и алмазы по внутренним ценам, слишком накладно - для начала надо укрепить экономику. А еще более накладно самим охранять свои границы и покупать по мировым ценам еще и оружие. «Борьба с коррупцией» обернулась заказными арестами политических противников, «торжество демократии» - выстраиванием режима личной диктатуры. А попытки изобразить экономический рост при помощи подтасовки данных обернулись оглушительным позором. Карабах, пьяные танцы в Шуше и фразы вроде «Карабах - это Армения, и точка» казались Николу Воваевичу именно тем полем, где он может набрать очки. Но именно здесь была поставлена точка не только в его политической карьере, но и в очаровании «оранжевыми технологиями».



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

280


Актуально