Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
После того как в январе 2020 года принц Гарри и его жена Меган Маркл заявили, что намерены сложить с себя основные королевские обязанности, покинуть Великобританию и стремиться к финансовой независимости, вновь оживились подзабытые было разговоры о «неладном в британском королевстве». В конце февраля этого года королева Елизавета II подтвердила, что Гарри и Меган действительно больше «не будут исполнять общественные обязанности», но при этом «останутся горячо любимыми членами семьи».
Однако спустя всего несколько недель, 7 марта, стало ясно, что история еще не окончена. Меган и Гарри в скандальном интервью знаменитой американской телеведущей Опре Уинфри поведали много интересного. Причем настолько, что некоторые наблюдатели усмотрели в этом чуть ли не прямую угрозу британской монархии. Теперь, когда страсти уже немного поутихли и начала вырисовываться более широкая картина, не замешанная на эмоциях, попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Не все могут короли
Самым увесистым камнем, брошенным в сторону британского королевского двора внуком Елизаветы II и его супругой, стало обвинение в расизме. Так, сначала Меган пожаловалась ведущей, что уже во время беременности ей сообщили, что их будущему с Гарри ребенку не будет положен титул принца и он не получит охрану, как остальные члены королевской семьи. На вопрос Опры: «Вы думаете, это из-за его расы?» Меган дала довольно однозначный ответ: «В те месяцы, когда я была беременна… были еще опасения и разговоры о том, насколько темной будет его кожа после рождения». Меган отказалась назвать имя придворного расиста (или расистов), но отметила, что «об этом было несколько разговоров».
Гарри в свою очередь все подтвердил, но также отказался назвать имена, лишь после эфира добавив, что к тому разговору не было причастно старшее поколение семьи - королева и принц Филипп. Гарри также сказал, что больше всего его огорчил тот факт, что, в отличие от десятков парламентариев, члены королевской семьи не осудили публикации британских таблоидов, в которых обсуждалась расовая принадлежность Меган. «Это больно», - заявил внук королевы.
Кроме того, Меган призналась, что после свадьбы необходимость следовать всем правилам члена королевской семьи заставила ее чувствовать себя фактически в плену. Причем все было плохо до такой степени, что невероятно одинокая жена принца всерьез думала о самоубийстве. По ее словам, она обратилась к нескольким высокопоставленным сотрудникам королевского двора, прося о возможности обратиться к профессионалам, но ей было отказано. В интервью также последовало еще несколько откровений по поводу отношений Меган с Кейт Миддлтон, женой принца Уильяма, и отношений принца Гарри с его отцом, принцем Чарльзом. Гарри назвал британскую монархию «западной» и посочувствовал своим отцу и брату, что они не могут из нее выбраться.
Тень матери Гарри
Многие посчитали, что по произведенному эффекту интервью Меган и Гарри можно сравнить с легендарным интервью принцессы Дианы в 1995 году. Тем более что параллелей действительно много. Например, мать принца Гарри также 26 лет назад жаловалась на удушающие ее личность условия жизни при дворе, депрессию, булимию, самоистязание и суицидальные мысли. Гарри также заявил, что его беспокоило то, что история его матери повторится с Меган. Младший сын леди Ди сам не раз признавался в психологических проблемах, которые ему постоянно приходилось преодолевать с самого детства, и особенно после того, как Диана погибла.
Впрочем, возможно, страдания Гарри не прошли даром. Как стало известно в конце марта, он получил пост директора по взаимодействию в калифорнийской компании BetterUp, которая занимается коучингом и психическим здоровьем.
Таким образом, по итогам беседы с Опрой Уинфри беглецы из дворца представляются именно как пострадавшая сторона, незлобивые люди, идущие в ногу со временем, стремящиеся к личной свободе и независимости. Королевский двор же, напротив, оказался в очередном кризисе. ВВС приводит слова биографа принцессы Дианы и бывшего редактора издания Vanity Fair Тины Браун о том, что интервью стало «криптонитом для королевской семьи» (криптонит - вымышленное вещество из комиксов, делающее супергероев уязвимыми). Пожалуй, лучше и не скажешь. Но означает ли это, что британская монархия действительно подходит к некой точке невозврата, которая, возможно, еще четче проявится после окончания правления Елизаветы II? И как к этому отнесутся поклонники королевской семьи, которых в Британии, по разным оценкам, как минимум, две трети всего населения?
Примечательно, что если вбить в Гугле слова «почему британцы любят», то одним из первых по популярности окончанием фразы станет «королеву». То есть весь мир может недоумевать, но для самих британцев институт монархии является олицетворением «старой доброй Англии», синонимом традиционных ценностей, неким якорем в бушующем и постоянно меняющемся мире. Вопрос, однако, в том, насколько такая Великобритания соответствует изменениям, происходящим в мире в последнее время, где все чаще вековые идеалы летят в тартары? И что будет, когда поколения, родившиеся при Елизавете II, будут постепенно сменяться новыми?
Так, глава антимонархической организации Republic Грэм Смит заявил, что «ради Британии или ради молодых членов королевской семьи этот гнилой институт должен исчезнуть». «Мы заслуживаем лучшего, чем это. Монархия навсегда останется частью нашей истории. Она не должна быть частью нашего будущего», - отметил Смит. Век печатных таблоидов, папарацци и телевидения, каждый год демонстрирующего поздравление королевы на Рождество, постепенно умерщвляется властью блогеров, для которых нет вечных идеалов. И дорога к такому решению может быть проторена именно вот такими шокирующими откровениями, как те, что прозвучали в ходе интервью Гарри и Меган.
Однако действительно ли позиция герцога и герцогини Сассексских и их высказывания настолько уж из ряда вон выходящие? Если пройтись по тому, что уже удалось пережить британской монархии, все пока что выглядит не так уж и страшно. А сравнивать есть с чем. Например, с признанием Дианы в знаменитом интервью ВВС, что у нее был роман с полковником Джеймсом Хьюиттом. Или с недавними обвинениями в адрес принца Эндрю, связанными с печально известным финансистом Джеффри Эпштейном. Напомним, что Эндрю в итоге пришлось выразить готовность сотрудничать с правоохранительными органами и оставить все занимаемые посты, причем история еще не закончена. Но особенно примечателен жизненный путь дяди Елизаветы II - короля Эдуарда VIII. Его сердце также покорила разведенная американская актриса Уоллис Симпсон, ради женитьбы на которой он даже отрекся от престола в декабре 1936 года. Это могло бы считаться одной из самых красивых историй любви в мире, если бы не неоднозначная репутация самой Уоллис и Эдуарда, их дружба с верхушкой нацистской Германии, а также подозрения, что сам король имел некие психические отклонения.
Кстати, Гарри тоже далеко не так безупречен. И если любовные похождения в прошлом только добавляют ему определенного шарма, то как-то не очень получается списать на молодость и неопытность то, что он в 2005 году (когда ему было 20 лет) выбрал нацистскую форму в качестве костюма для вечеринки-маскарада… Уже после женитьбы на Меган его обвиняли в слишком больших тратах на ремонт нового дома - Фрогмор-коттедж в Виндзорском парке. Обвиняли в том, что он со своей супругой нарушали традиции дворца (например, отказались назвать имена крестных их сына), летали в отпуск на частном самолете (вопреки своим заверениям о приверженности охране окружающей среды). Или же в том, что герцогиня Сассексская якобы выжила своим поведением двух сотрудников Букингемского дворца.
BLM по-британски
Так что в широко обсуждаемом интервью Опры Уинфри по сути не было ничего особо сенсационного, если бы не одно «но», а именно обвинения в расизме. Эти тяжелые подозрения в адрес кого-то из членов или приближенных британского королевского дворца звучат столь серьезно, потому что фоном им служит уже принявшее в США форму национальной идеи массовое покаяние перед чернокожим населением страны.
Летом прошлого года в США после смерти афроамериканца Джорджа Флойда во время его задержания белым полицейским вспыхнули масштабные акции протеста. История с Флойдом породила общественное движение Black Lives Matter (BLM). Движение потихоньку начало переходить как границы Америки, так и самой идеи, что существует ничем не искупаемая вина всех «белых мужчин» перед всеми потомками бывших рабов. И в число «жертв» постепенно включаются другие «угнетаемые» - члены ЛГТБ-сообщества, люди, страдающие от психических расстройств, и т.д. Так что заявления Меган о планах на суицид тоже попали на благодатную почву - случайно или намеренно, но это, что называется, оказалось в мировом тренде.
Неудивительно, что, видя такой поворот, ряд британских депутатов от Лейбористской партии потребовали расследования инцидента, заявив о недопустимости расизма. Также стали раздаваться мнения, что члены королевского двора меркантильные, черствые, интересуются только своей репутацией. Естественно, на это пришлось реагировать и Букингемскому дворцу. Во-первых, заявить, что британская королевская семья всерьез относится к упомянутым в интервью проблемам, и что они будут рассмотрены семьей в частном порядке. Во-вторых, пообещать пересмотреть все существующие программы, связанные с поддержкой прав меньшинств.
То есть никаких особых сомнений не было высказано даже со стороны самой королевы, хотя у Гарри и Меган нет никаких доказательств. Более того, можно также проанализировать, а в какой контекст поставила свой вопрос многоопытная и, кстати, тоже темнокожая Опра. Возможно, интерес кого-то из членов королевской семьи, какого цвета может быть кожа ребенка Гарри и Меган, был просто банальным любопытством, причем довольно естественным, когда браком сочетаются столь разные по внешности люди? Тем временем на репутации королевской семьи появилось очередное внушительное пятно и отвечать на эти вопросы вроде никто не собирается.
Президент Меган Маркл и ее супруг принц Гарри?
Любопытно, что ряд наблюдателей полагают, что скандал в королевском семействе идеально вписывается в происходящие в последнее время глобальные события, отмеченные противостоянием старого традиционного и нового цифрового миров. И если это действительно так, то нетрудно догадаться, кто на чьей стороне. Кстати, на фоне интервью даже появились слухи о том, что Маркл встречалась с представителями Демократической партии США для обсуждения возможности выдвижения своей кандидатуры в будущем на высший пост. На что сразу откликнулся бывший президент США Дональд Трамп, выразив надежду, что супруга принца Гарри действительно будет баллотироваться на пост американского лидера в 2024 году. По словам Трампа, если Маркл действительно объявит о президентских амбициях, он будет также более расположен к аналогичному шагу.
Еще будучи президентом, Трамп заявил, что США не будут оплачивать обеспечение безопасности британского принца Гарри и его супруги Меган Маркл после их переезда в страну. А в сентябре прошлого года прежний глава Белого дома пожелал удачи принцу Гарри, как супругу Меган Маркл, после того как муж и жена записали агитационный ролик перед американскими президентскими выборами. Было отмечено, что пара поддерживала кандидата от демократов Джозефа Байдена, хотя в ролике прямо об этом не говорилось. Сам Трамп не раз говорил о своем уважении к королеве Елизавете II, которая, по его словам, правила «безупречно» и «ни разу не сделала ни одной ошибки».
Возможно, эти разговоры кажутся шуткой, но если вдуматься, то для сегодняшней Америки Меган и впрямь может стать идеальным кандидатом. Красивая, молодая и знаменитая темнокожая женщина, которая не боится идти наперекор и отстаивать свое мнение даже в самых сложных ситуациях. Так что президентские амбиции жены принца Гарри вполне могут быть воплощены в реальность. Косвенно это подтверждает тот факт, что если бы супруги действительно хотели спокойной и незаметной жизни вдали от королевского двора, они наверняка смогли бы этого добиться без всякой шумихи - без громких заявлений, интервью и судебных исков. А так это все выглядит как неплохое начало политической кампании, и возможно, скоро будут говорить не «британский принц Гарри и его супруга Меган Маркл», а «президент США Меган Маркл и ее супруг принц Гарри»…
Действительно, если Трамп для многих олицетворял традиционную консервативную часть Америки, то же самое можно сказать и о королевской семье в Великобритании, которую еще часто называют просто «Фирмой». Под «Фирмой» имеются в виду не только непосредственные родственники Елизаветы II, но и все люди, которые имеют отношение ко двору. Это советники, секретари, работники пресс-службы, различные помощники, обеспечивающие рабочий механизм системы и ее прибыльность. Причем, как отмечается, попасть на службу в «Фирму» очень непросто. С этой точки зрения институт британской монархии действительно ничем не отличается от обычной фирмы или корпорации - со своей иерархией, целями, правилами и внутренней этикой.
Следует уточнить, что Гарри и Меган «восстали» скорее против вот этой системы, нежели против конкретных членов своей семьи - бабушки, брата или отца. Но тогда все разговоры об отсутствии личной свободы кажутся странными. Ведь никому же не придет в голову обижаться на то, что фирма или корпорация, которая дала тебе работу, не дает одновременно по своему усмотрению распоряжаться рабочим временем и проявлять индивидуальность. Ну или постоянно критиковать работу пресс-службы фирмы и СМИ, которые с ней сотрудничают. Поэтому все претензии, высказанные в интервью, кажутся голословными и даже детскими.
Опять-таки за исключением одного - обвинения в расизме и игнорирования личных психологических проблем. Так, британский журналист и телеведущий Пирс Морган ушел из утреннего шоу Good Morning Britain на телеканале ITV именно из-за того, что подверг сомнению слова Меган о ее мыслях о суициде, и о том, что ей отказали в помощи. Вечером 9 марта британский медиарегулятор Ofcom заявил о получении более 41 тыс. жалоб на поведение Моргана. Свой пост также покинул исполнительный директор британского Общества редакторов Иан Маррей. А двумя годами ранее BBC уволила своего ведущего, 61-летнего Дэнни Бейкера, за его расистский твит, связанный с сыном Гарри и Меган. Так что эти моменты, в отличие от обсуждения того, кто расплакался первым - Меган или Кейт, выглядят очень и очень серьезными.
Есть еще один важный момент, о котором в статьях про британскую «Фирму» часто не упоминается. Это то, что королевская власть в Великобритании носит вовсе не номинальный характер, как принято писать в некоторых туристических путеводителях, а порой даже в школьных учебниках. Монарх в Великобритании довольно редко публично высказывает свое мнение по какому-либо поводу. Но вместе с тем имеет довольно конкретное и веское влияние на многие решения, принимаемые кабинетом премьер-министра и парламентом. И если смотреть на происходящее именно с этой точки зрения, то «бегство из дворца» Гарри и Меган начинает, что называется, играть совсем другими красками.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: