Автор: НУРАНИ
В лихие девяностые, когда коммерческая реклама по телевидению только начала входить в жизнь, наиболее удачные рекламные слоганы становились крылатыми. В их числе и реклама некоего научно-производственного объединения «Альтернатива»: «При всем богатстве выбора другой альтернативы нет!» Чем занималось это объединение, никто уже и не помнит. Тем более что в те годы одна и та же коммерческая структура могла сегодня торговать куриными окорочками, завтра - компьютерами, послезавтра - колготками, а через неделю - играть в финансовую пирамиду. Это заставляло рекламщиков в свою очередь искать нетрадиционные ходы и пиарить бренд, а не продукт как таковой.
Помнят ли эту рекламу в сегодняшней Армении, сказать трудно. Но сам по себе слоган очень уж подходит к ситуации, сложившейся в сегодняшней Армении.
«Тактическое отступление» Пашиняна
Во внутриполитической жизни Армении новый поворот. Премьер-министр Никол Пашинян после встречи с руководством оппозиционной «Процветающей Армении» все же назначил на 20 июня досрочные выборы. Теоретически после такого армянская оппозиция должна была бы праздновать победу. Но…
Термин теперь уже бывшего пресс-секретаря Минобороны Армении Арцруна Ованнисяна «тактическое отступление» практически сразу же стал одним из самых ярких мемов минувшей 44-дневной войны. Но если Арцрун Ованнисян этой фразой пытался затереть сам факт разгрома и бегства своей армии, то объявленные Пашиняном досрочные выборы - немного другой случай, где действительно куда больше тактического маневра, чем, казалось бы, ожидаемой внутриполитической капитуляции.
Пашинян на самом деле согласился на выборы и предоставил народу решать, кого он хочет видеть на посту «варчапета», то бишь премьер-министра. И сопроводил это целым градом театрально-эмоциональных заявлений. Сказал, что остается исполняющим обязанности премьер-министра до голосования, избрания очередного парламента и формирования нового правительства. Но такой вариант категорически не устроил армянскую оппозицию. В частности, Вазгена Манукяна, кандидата в премьер-министры Армении от объединенной оппозиции, помпезно именуемой «Движение по спасению Родины». Он заявил, что пока не уйдет Пашинян и не придет кто-либо не из его команды, выборы проводить нельзя. «Если Никол Пашинян уйдет в отставку, но власть останется в руках его команды, то ни в коем случае нельзя будет проводить выборы. А если Пашинян (будет проводить выборы), то тем более нельзя», - цитирует его news.am.
Гонка без лидера
У армянской оппозиции есть серьезная причина для скепсиса в отношении предстоящих выборов. В ее среде так и не появилось яркого харизматичного лидера, способного, как это сделал весной 2018 года сам Пашинян, повести за собой, прежде всего, тех, кого в Армении непочтительно именуют «погосами». А это представители городских и сельских низов. Рафинированные противники Никола Пашиняна отпускают шпильки в его адрес, мол, деревенщина. Могут язвить, что электорат нынешнего премьера - «это тот народ, который способен развесить на проспекте Маштоца в центре столицы свое нижнее белье», «купается в Севане в халатах» и т.д. Но, во-первых, именно этот народ вполне может обеспечить как победу, так и поражение на выборах. Во-вторых, подобные словесные эскапады позволяли выпустить пар, но сторонников оппозиции точно не прибавляли. А в-третьих, без лидера, который поведет за собой именно этот народ в майках-«алкоголичках» и халатах, рассчитывать на выборах особо не на что.
В Армении нет недостатка в политиках, которые с удовольствием раздают интервью, вещают от имени народа и т.д. Но вот кто из них располагает солидной электоральной поддержкой - большой вопрос. «Человек из прошлого» Вазген Манукян - это компромиссная фигура, при помощи которой оппозиция пытается смягчить противоречия в собственном лагере. Оппозиция желает отодвинуть хотя бы на год (именно такой срок премьерства отводит себе Манукян) трудное решение вопроса, кому из оппозиционных лидеров возглавить правительство, а кому - «отодвинуться». Лидеры карабахского клана, которые сейчас раздают интервью, претендовать на народную любовь не могут. Тем более что у граждан Армении слишком свежи в памяти реалии установленного ими режима криминальной хунты. Можно, конечно, рассуждать, что до июня еще далеко и за это время в Армении вполне может выскочить этакий «черт из табакерки». Но времени на то, чтобы развернуться, у этого предполагаемого персонажа тоже мало.
Теоретически Пашинян вроде может вздохнуть спокойно. Причем он почувствовал себя настолько уверенно, что возглавил список кандидатов своей партии «Гражданский договор». Но лишь теоретически, поскольку есть история с увольнением начальника Генштаба ВС Армении Оника Гаспаряна.
«Игра в перетягивание Генштаба»
Интрига эта тянулась давно. Оник Гаспарян уже пытался уйти в отставку по горячим следам проигранной войны, но затем передумал и призвал уйти в отставку самого Пашиняна. Тот в свою очередь решил уволить Гаспаряна и в конце концов довел процедуру до логического завершения. Но тут уволенного начальника Генштаба (ГШ) поддержал Административный суд. Между тем Никол Пашинян назначил нового начальника ГШ - Артака Давтяна, который уже успел побывать в этой должности и распрощаться с ней (после свадьбы сына, устроенной вопреки карантинным мерам). Новоиспеченный начальник Генштаба тут же заверил: армия во внутриполитических баталиях останется нейтральной.
Но верится в это не очень. Тем более что у армянской армии уже два начальника ГШ, и кого поддержат отдельные офицеры и части, когда станет горячо, - вопрос открытый. Особенно если вспомнить, что армия в Армении втянута в политику аж с 1998 года, когда не без участия генералитета «отодвигали» первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. В 2008 году чистку армии от сторонников Тер-Петросяна устраивал Серж Саргсян. А через 10 лет свои армейские чистки вел уже Никол Пашинян, пытаясь избавиться от карабахцев, но безуспешно.
А тем временем ставку на силовой сценарий делают уже и гражданские политики. В армянской политической верхушке не без оснований убеждены: если на момент проведения выборов реальная власть будет находиться в руках Пашиняна, то победу «нарисуют» его сторонникам. В самом деле, многочисленные правозащитные НПО в надежде на финансовые вливания от армянского лобби могут, конечно, петь дифирамбы сногсшибательному уровню демократии в Армении. Но в реальности выборы в стране лишь подтверждают статус тех сил, которые уже находятся у власти.
Так было в 1998 году, когда в результате «ползучего переворота» был смещен со своего поста первый президент Армении Левон Тер-Петросян. А в ходе выборов была «проштемпелевана» победа Роберта Кочаряна, на тот момент уже и.о. президента. В 2017 году уже Серж Саргсян провел «управляемые парламентские выборы», где победу «нарисовали» его Республиканской партии. Парламентские выборы 9 декабря 2018 года закрепили победу Никола Пашиняна, который уже находился у власти в результате своего «уличного переворота». Все это диктует оппозиции понятную стратегию: сначала брать власть, а уже затем проводить выборы.
Это меняет дело и расклад сил в немалой степени в пользу карабахского клана, для которого Вазген Манукян и его крикливая паства вполне могут сыграть роль спойлера. Роберт Кочарян, напомним, уже дважды приходил к власти путем заговора и политических убийств. В первый раз он таким способом возглавил оккупационный режим в Карабахе, во второй - занял пост президента Армении. И теперь вполне может повторить опыт, особенно с учетом по-прежнему сильных позиций карабахцев в армии и силовых структурах.
В этих условиях карабахскому клану волей-неволей придется следовать своим обещаниям реванша и играть на обострение. А это уже может привести к новой военной катастрофе для Армении, которая вполне может получить в одном флаконе и гражданскую войну, и второй удар «Железного кулака».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: