25 Ноября 2024

Понедельник, 03:03

ПОЛИТИКА ЗИГЗАГОВ

К 10-летию сирийского кризиса, или Почему Вашингтон и Дамаск не могут примириться

Автор:

01.05.2021

Сближение Сирии с СССР во времена холодной войны автоматически включило эту ближневосточную страну в список врагов США. Еще в 1957 году Кремль выдвинул предложение об оказании помощи Сирийской Арабской Республике (САР) в размере $500 млн. Отношения между Москвой и Дамаском еще более улучшились в 1970 году, когда главой страны стал Хафез Асад - выпускник советского военного училища. А в 1971 году было заключено советско-сирийское соглашение о строительстве военно-морской базы в сирийском портовом городе Тартус на побережье Средиземного моря.

 

Последний элемент «треугольника зла» 

На этом фоне ежегодно ухудшались отношения Сирии с США. В частности из-за сирийско-израильских войн и оккупации Голанских высот Израилем в 1967 году. В 1976-м Сирия расквартировала части своей армии в Ливане, сославшись на гражданскую войну в стране, что еще больше усугубило отношения с Вашингтоном. А через три года США включили Сирию в список стран - спонсоров терроризма. После взятия в 1982 году сирийской армией города Хама усилилось и международное давление на Сирию. Наконец, поддержка Дамаском антиамериканских группировок в Ливане нанесла серьезный урон отношениям между США и Сирией.

Определенное влияние на сирийско-американские отношения оказали ослабление и последующий за этим распад СССР. Во время войны, начавшейся в 1991 году в Персидском заливе, Сирия вместе с другими арабскими странами региона присоединилась к международной коалиции против Ирака. И это несмотря на то, что идеологически Хафез Асад и Саддам Хусейн придерживались близких позиций. Итогом этого позитивного жеста сирийской стороны можно считать заметное смягчение отношений САР с США в 1990-х годах, хотя санкции оставались в силе и из Вашингтона часто звучала критика по поводу военного присутствия Сирии в Ливане.

Причиной очередного ухудшения отношений США с Сирией стали события 11 сентября 2001 года и последовавшая за этим активизация внешнеполитического вектора США. После смерти Хафеза Асада в 2000 году на посту главы государства его заменил сын Башар Асад. К тому времени он уже завершил образование в Лондоне и подавал надежды как молодой врач-офтальмолог.

Но ситуация и порядок в регионе изменились. Так, Сирия считалась одним из главных пособников ближневосточных вооруженных группировок, воюющих против Израиля. К тому же она открыто поддерживала военизированные движения вроде «Хезболлы» и ХАМАС. К слову, в Дамаске размещался официальный офис политбюро ХАМАС. Одновременно с этим правительство Асада сближалось с Ираном. Вашингтон раздражало и то, что сирийцы приютили у себя представителей военно-политических группировок, бежавших из Ирака после американского вторжения в 2003 году. Тогда-то президент Буш и объявил Сирию последним элементом «треугольника зла», другими вершинами которого считались Иран и Северная Корея.

В декабре 2002 года президент Буш подписал так называемый закон об ответственности Сирии (Syria Accountability Act). Закон осуждал поддержку Сирией терроризма, разработку оружия массового уничтожения, ввод иностранных боевиков в Ирак и требовал вывода сирийской армии из Ливана.

В мае 2004 года Вашингтон объявил о введении санкций против Сирии, прекратив с ней торговые отношения. Однако эти санкции не вызвали особого беспокойства в сирийском правительстве. Во-первых, противовесом достаточно низкому объему товарооборота страны с США ($300 млн.) выступали торговые отношения с Европой с ежегодными операциями на $7 млрд. Во-вторых, в стране отмечался высокий уровень антиамериканских настроений, поощряемых явной поддержкой правительства Асада Ираном. А оккупация Израилем Голанских высот и бомбардировка пригородов Дамаска в 2003 году только усилили общественную поддержку Асада и его антиамериканской политики.

 

Политика изменения политики

По мере ухудшающихся отношений с США Башар Асад стремился улучшить отношения с Турцией и Европой. В частности, официальный Дамаск выступил с посланием дружбы в адрес Анкары. А после убийства в 2005 году ливанского премьер-министра Рафика Харири и вывода под международным давлением сирийской армии из Ливана правительство Асада еще больше активизировало усилия по налаживанию международных отношений. Кстати, именно убийство Р.Харири заставило США приостановить дипломатические отношения с Сирией и отозвать своего посла из страны.

Пожалуй, отправной точкой череды изменений в ближневосточной политике США можно считать 2008 год. Тогда президента-республиканца Джорджа Буша заменил демократ Барак Обама. Уже в 2009 году новоиспеченный президент США Б.Обама отправился с визитом в Египет и Турцию, по пути заявив об изменении политики США в отношении мусульманского мира. Самые очевидные признаки перемен в ближневосточной политике США проявились в Сирии. Так, после пятилетнего перерыва Вашингтон назначил Роберта Форда новым (и пока что последним) послом в Дамаске. А в феврале 2010 года заместитель госсекретаря Уильям Бёрнс посетил Дамаск для встречи с министром иностранных дел САР Валидом Муаллемом и самим Башаром Асадом.

Однако и эта оттепель в сирийско-американских отношениях продлилась недолго. Протесты, начавшиеся в Сирии 15 марта 2011 года, вскоре переросли в гражданскую войну, вновь ухудшив отношения между США и Сирией. Избегая непосредственного вмешательства в ближневосточные войны, да и вообще конфликты в других уголках мира, администрация Обамы ограничилась ведением осторожной политики в отношении Сирии. Основной же упор делался на региональных союзников, главным образом на Турцию и Лигу арабских государств. В августе 2011 года президент Обама заявил, что «президент Башар Асад должен уйти». А в феврале 2012 года США отозвали своего посла в Дамаске и приостановили дипломатические отношения с Сирией.

Однако Вашингтону не удалось реализовать свои планы в отношении Дамаска. И все из-за блокировки Россией и Китаем механизмов международного политического давления правительства США на Сирию. Эти механизмы включали план генсека ООН Кофи Аннана и резолюции, предложенные на утверждение Совета Безопасности ООН. Более того, в отличие от иракской кампании Джорджа Буша администрация Обамы не решилась на прямое вторжение в САР без соответствующих санкций ООН.

С другой стороны, жесткому сценарию вмешательства Вашингтона в сирийский конфликт помешал ряд локальных факторов. Например, усиление «Аль-Каиды» и аналогичных террористических группировок в Сирии и их преимущество на оппозиционном фронте. Да, Вашингтон продолжал поддерживать сирийскую оппозицию, но не одобрял радикальные исламистские группировки, по возможности дистанцируясь от них. Хотя можно говорить об определенных контактах через Турцию и лагеря боевиков в Иордании на начальном этапе сирийского конфликта. Однако Вашингтон разорвал связи с радикальными группировками после убийства в Бенгази в 2012 году американского посла в Ливии Кристофера Стивенсона.

Очередной всплеск напряженности в американо-сирийских отношениях произошел в 2013 году после обвинений сирийского правительства в участии в химической атаке на силы оппозиции. Вопрос военного вторжения США в Сирию вновь стал актуальным после того, как Пентагон направил военные корабли к восточным берегам Средиземного моря. Однако Совет Безопасности ООН не принял решение о военном вмешательстве, заменив его инициативой России о взятии арсенала сирийского химического оружия под международный контроль.

Более того, формат участия Вашингтона в сирийском конфликте изменился после появления террористической организации ИГИЛ на севере Сирии в 2013 году, а также захвата ливанского города Кусейр армией «Хезболлы». Вследствие этого гражданская война в Сирии переросла в полномасштабный конфликт с участием иностранных войск. Быстрое усиление ИГИЛ в Ираке и Сирии в начале 2014 года подтолкнуло Вашингтон к союзу с курдскими силами, противостоящими боевикам ИГИЛ на севере страны, а не к сирийской оппозиции. Но вместе с тем США продолжали оказывать политическую и финансовую поддержку военно-политической оппозиции в Сирии.

В августе 2014 года Вашингтон сформировал военную коалицию против ИГИЛ, в состав которой вошло более 60 стран. При поддержке тех же курдских сил коалиция провела ряд успешных бомбардировок на территориях Ирака и Сирии. В результате это привело к существенным изменениям как в формате сирийского конфликта, так и подходе к нему официального Вашингтона.

 

Новый президент - новая политика

Очередное изменение в сирийской политике Вашингтона произошло после победы республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре 2016 года. Новый лидер Белого дома занял довольно жесткую позицию в отношении Сирии.

Так, 7 апреля 2017 года два корабля ВМС США выпустили 59 ракет «Томагавк» по военной базе сирийской правительственной армии в аэропорту «Аль-Шайрат» недалеко от города Хомс. Это было сделано в ответ на предполагаемое применение сирийской армией нервно-паралитического газа типа зарин против оппозиции в городе Хан-Шейхун.

После инцидента президент Трамп заявил, что это он приказал нанести воздушный удар по Сирии. Однако продолжения операции не последовало, и американская армия не вторглась в Сирию вопреки ожиданиям. Но ровно год спустя, 14 апреля 2018 года, армия США вновь нанесла бомбовые удары по сирийским военным позициям. На этот раз по лабораториям химического оружия сирийской армии, расположенным вблизи Дамаска, а также по городу Хомс. Вашингтон сослался на применение химического оружия сирийскими вооруженными силами в районе Гута недалеко от столицы. В этой операции армию США поддержала военная авиация Великобритании и Франции. Однако и эти авиаудары не перешли в широкомасштабную военную интервенцию в Сирии.

В ноябре 2020 года республиканец Трамп проиграл президентские выборы, уступив свое кресло демократу Джозефу Байдену, ранее занимавшему пост вице-президента США в администрации Барака Обамы. Иными словами, Байден участвовал в формировании политики Обамы. Несмотря на предположения о возможном изменении внешнеполитического вектора США в отношении Сирии, похоже, что серьезных изменений ожидать не приходится. Однако с начала этого года администрация Байдена запустила процесс переговоров с постоянными членами Совета Безопасности ООН, чтобы ускорить политическое урегулирование сирийского конфликта в рамках резолюции №2254 СБ ООН, предложенной США еще в 2015 году. Правда, Вашингтон отметил, что отношения с правительством Асада восстановлены не будут.

Пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что администрация Байдена поддерживает процесс политического урегулирования, который положит конец войне в Сирии. Страны-союзники продолжают координировать свои действия по этому вопросу, в том числе со спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии. А Вашингтон будет и впредь использовать международные средства для достижения политического решения. Официальный представитель США также заявил, что для прекращения войны правительство Асада должно сначала изменить свое поведение.

Эти заявления дают основание полагать, что ожидать каких-либо существенных изменений в сирийской политике Вашингтона в ближайшее время не стоит. Санкции против Дамаска были ужесточены еще при администрации Трампа. Результатом этого стали резкая девальвация сирийской лиры, а также сложности, возникшие в связи с ввозом в страну товаров зарубежного производства, включая продукты питания. С лета же прошлого года в Сирии ощущается и нехватка зерна.

ООН призвала к созданию международного трибунала для расследования преступлений в Сирии. Первый шаг в этом направлении был зафиксирован в феврале этого года в Германии, когда суд города Кобленц приговорил бывшего офицера сирийских спецслужб к четырем с половиной годам тюремного заключения «за пособничество преступлениям против человечности». А член международной комиссии ООН по расследованию ситуации в Сирии Хани аль-Маджали сообщил, что в настоящее время рассматривается около 300 исков, связанных с Сирией. Видимо, итогом этих мер станет усиление международного давления на сирийское правительство, что еще больше ограничит действия Дамаска.

Сейчас же важным фактором для Дамаска является постепенное ухудшение отношений США с Китаем и Россией. Это, по сути, делает невозможным принятие единогласных международных решений против сирийского правительства. Более того, будучи главными соперниками Вашингтона в регионе, Пекин и Москва будут стараться как можно дольше удерживать Дамаск в сфере своего влияния. Впрочем, у президента Байдена впереди более важные проблемы, чем Сирия.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

216


Актуально