Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Святая Земля для приверженцев трех религий вновь истекает кровью. Между Израилем и Палестиной снова развернулись военные действия, жертвами которых становятся невинные люди с обеих сторон. Это самый крупный вооруженный конфликт между сторонами после войны 2014 года. И имеет он как внутреннюю, так и внешнюю подоплеку.
Новые жертвы
Поводом к очередному обострению в регионе израильско-палестинского конфликта стали события в Восточном Иерусалиме. Речь идет о решении израильского суда выселить несколько арабских семей из здания в квартале Шейх Джаррах в Восточном Иерусалиме на том основании, что в 1948 году, еще до создания Государства Израиль, здесь проживали еврейские семьи. Хотя израильские власти подошли к ситуации как к спору из-за права на собственность, судебное решение вызвало крайнее возмущение среди палестинцев, считающих Восточный Иерусалим столицей своего будущего государства.
Ситуацию осложнило решение израильской полиции в целях предотвращения уличных беспорядков ограничить, а затем и вовсе перекрыть доступ на Храмовую гору. В результате мусульмане лишились возможности попасть в мечеть Аль-Акса, а иудеи - к Стене Плача. Для мусульман данное решение оказалось совершенно неприемлемым, тем более с учетом того, что события происходили в последние дни священного месяца Рамазан.
В результате был запущен маховик насилия с обеих сторон. Вслед за столкновениями между протестующими палестинцами и представителями силовых органов Израиля начались ракетные обстрелы с территории Палестинской национальной автономии (ПНА). Ответственность за эти удары по израильским городам взяли на себя движение ХАМАС, а также его военизированное крыло - группировка «Бригады Аль-Кассам» и организация «Исламский джихад». Израиль, в свою очередь, стал наносить авиаудары по палестинской территории. В течение считанных дней палестинцы выпустили по израильской территории около полутора тысяч ракет, большинство из которых были сбиты системой ПВО «Железный купол». А Израиль атаковал свыше 130 объектов движения ХАМАС в контролируемом последним секторе Газа.
Однако жертвами взаимных нападений становятся преимущественно мирные жители. Уже в течение первых трех дней с начала военных действий были убиты более 60 палестинцев, включая 17 детей. Раненых около 300 человек, причем, как утверждают власти Газы, половина из них - женщины и дети. Жертвы с израильской стороны составляют 6 погибших, в том числе один ребенок, и свыше 70 раненых.
Серьезные осложнения, с которыми сталкивается Израиль, заключаются и в том, что на фоне вооруженного противостояния с ХАМАС столкновения охватили и израильские города. Их участниками являются израильские арабы, составляющие около 21% всего населения страны. Столкновения приняли наиболее ожесточенный характер в городе Лод, около которого расположен главный международный аэропорт Израиля - «Бен Гурион». Арабы составляют около 30% населения города, и дело дошло до того, что их радикальные представители заменили флаги Израиля на правительственных зданиях на палестинские, а также разгромили магазины иудаики, подожгли синагогу и несколько автомобилей. Власти ввели в Лоде чрезвычайное положение, поскольку реально возникла опасность кровавых разборок между жителями города - евреями и арабами. Неудивительно, что многие расценили события чуть ли не как начало гражданской войны в Израиле - войны, подрывающей основы межэтнического мира, согласия между гражданами еврейской и арабской национальностей.
Однако самым неприятным фактором для Израиля стало то, что палестинские радикалы продемонстрировали возможность длительного ведения массированных обстрелов его территории. Это говорит о наличии у них достаточных ракетных ресурсов для того, чтобы постоянно держать еврейское государство в состоянии напряжения. Для ХАМАС это особенно важно, поскольку подтвердило его воинствующий потенциал - прежде всего в глазах самой палестинской общественности. И произошло это в тот момент, когда внутриполитический противник радикального движения в лице руководства ПНА во главе с Махмудом Аббасом сделал недавно весомый шаг с целью укрепления своих позиций. А именно - были отменены назначенные на 22 мая первые за последние 15 лет президентские и парламентские выборы в Палестине. Главным аргументом Аббаса при принятии данного решения было то, что всеобщие выборы не имеют смысла до тех пор, пока не будет гарантировано участие в них арабских жителей Восточного Иерусалима, что невозможно в условиях израильского контроля. Однако многие наблюдатели убеждены, что лидером ПНА больше двигал иной мотив - предотвратить возможный приход движения ХАМАС к власти на всей территории Палестинской автономии.
Между тем ХАМАС, лишившись возможности стать у руля ПНА в результате выборов, компенсировал эту неприятность оказанием ожесточенного сопротивления Израилю в текущем вооруженном противостоянии. Это подтвердило его реноме как самой бескопромиссной палестинской силы.
В то же время от происходящих событий вольно или невольно выигрывает не только воюющий с Израилем ХАМАС, но и действующее израильское правительство во главе с Биньямином Нетаньяху. Оно также столкнулось с серьезными проблемами на внутриполитическом «фронте». Попытка Нетаньяху создать новую правящую коалицию по итогам состоявшихся в конце марта парламентских выборов не увенчалась успехом, и президент Реувен Ривлин вручил мандат на формирование кабинета лидеру парламентской оппозиции Яиру Лапиду. Тот собирался привлечь к созданию правящей коалиции деятелей из «Объединенного арабского списка». Однако теперь, в условиях очередного всплеска насилия между арабами и евреями, говорить о подобной перспективе практически не приходится. Так что многоопытный политик Нетаньяху объективно оказывается бенефициаром в данной ситуации, получая шансы на дальнейшее премьерство, особенно заметные с учетом проявляемой им достаточно высокой степени жесткости в противостоянии с палестинскими радикалами. Жесткости, импонирующей значительной части электората.
Однако есть ли шанс на скорейшее прекращение военных действий между израильтянами и палестинцами? Он кажется незначительным на фоне выдвинутого ХАМАС условия прекратить ракетные обстрелы Израиля лишь после пресечения действий израильских силовиков касательно мечети Аль-Акса. Масла в огонь подливают также заявления министра обороны Израиля Бенни Ганца о продолжении ударов по позициям палестинских боевиков в Газе до тех пор, пока они не приведут к «полному, долгосрочному спокойствию». Поэтому многое будет зависеть от позиции мирового сообщества, вернее, от тех заинтересованных внешних сил, которые способны так или иначе оказать воздействие на стороны конфликта.
Внешние факторы
Главный внешний фактор, на который стоит обратить внимание, это традиционно сильные позиции США в палестино-израильском конфликте. В данных условиях они проявляются с учетом тех изменений, которые претерпевает американская политика на международной арене после смены главы государства в январе нынешнего года.
Прежняя администрация во главе с Дональдом Трампом всячески содействовала реализации интересов Израиля. Это выразилось в признании Иерусалима столицей этого государства, поддержке строительства еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и усилиях, направленных на нормализацию отношений Израиля с рядом арабских стран. Но приход к власти в США Джо Байдена скорректировал акценты ближневосточной политики Вашингтона. Наблюдается тенденция на возвращение к той линии, которую демократы проводили при администрации Барака Обамы, добивавшейся реализации идеи двух государств для двух народов.
С начала нынешней эскалации напряженности на Ближнем Востоке американцы блокировали принятие Совбезом ООН резолюции, осуждающей израильскую политику в отношении палестинцев и содержащей призыв прекратить выселение жильцов из их домов в восточноиерусалимском квартале Шейх Джаррах. Официальные представители США также сделали ряд заявлений о праве Израиля на самооборону. Вместе с тем в позиции Белого дома явно проглядывается недовольство действиями еврейской стороны.
Государственный секретарь США Энтони Блинкен во время телефонного разговора с Нетаньяху, осудив насилие со стороны ХАМАС, подчеркнул в то же время, что Израиль обязан избегать жертв среди мирного населения. А в ходе переговоров с министром иностранных дел и по делам экспатриантов Иордании Айманом Хусейном Абдаллой ас-Сафади американский госсекретарь высказался за сохранение исторического статус-кво святых мест в Иерусалиме. Он подтвердил поддержку Соединенными Штатами двугосударственного решения палестино-израильского конфликта.
В заявлении же официального представителя Госдепартамента США Неда Прайса вообще было подчеркнуто, что «насилию нет оправдания, но такое кровопролитие особенно тревожно в последние дни Рамазана». К конфликтующим сторонам был обращен призыв избегать любых шагов, которые могут ухудшить ситуацию, таких как «выселения в Восточном Иерусалиме, поселенческая деятельность, разрушение домов и террористические акты».
Таким образом, США дают понять, что не будут безапелляционно поддерживать политику Израиля, даже несмотря на то, что он остается ближайшим союзником Вашингтона на Ближнем Востоке. Эксперты связывают это с тем, что палестино-израильский конфликт в целом перестает фигурировать в числе приоритетов США на фоне их растущего противостояния с Китаем и Россией, а также желания Штатов разрулить кризис вокруг Ирана.
Последний фактор очень важен с учетом, по сути, нескрываемого недовольства Израиля намерением администрации Байдена вернуть США к «ядерной сделке» с Тегераном и ослабить антииранские санкции. Что же касается возможного влияния Исламской Республики на нынешние военные действия между Израилем и Палестиной, то, несмотря на растущее противостояние между Тегераном и Тель-Авивом, выражающееся, в частности, в участившихся ударах израильской армии по позициям проиранских сил на территории Сирии, признаков иранского вмешательства не наблюдается. Во всяком случае, МИД Израиля признал, что не располагает данными о какой-либо непосредственной причастности Ирана к нынешнему обострению конфликта между Израилем и Палестиной.
Однако понятно, что дальнейшая демонстрация хамасовской военной активности, сопровождаемая к тому же расшатыванием внутренней стабильности в самом Израиле, играет на руку Ирану. Не говоря уже о том, что палестино-израильская эскалация объективно устраивает и такие влиятельные проиранские организации в регионе, как ливанская «Хезболла». При подобного рода «заварухах» они стремятся использовать в своих интересах любую потенциальную возможность хотя бы частичного ослабления еврейского государства.
В ряду мировых сил, однозначно выступающих за двугосударственное решение палестино-израильского конфликта, особо выделяются Россия и Турция. Эти две страны, успешно сотрудничающие на различных региональных площадках, а именно сирийского урегулирования и в рамках совместного миротворческого центра в Карабахском регионе Азербайджана, обозначили практически идентичную позицию по нынешней эскалации противостояния на Святой Земле. Это выражается, в частности, в приверженности Анкары и Москвы резолюциям СБ ООН по палестино-израильской проблематике. Примечательно в этой связи обсуждение президентами Турции и России Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным возможности отправки в регион международных миротворческих сил под эгидой Объединенных Наций.
Однако Израиль отвергает любое внешнее вмешательство, касающееся его жизненных интересов, прежде всего по вопросу Иерусалима. Поэтому, с учетом расклада внешних устремлений в связи с палестино-израильским конфликтом, на международной арене практически не видно сил (ввиду отсутствия у них искреннего желания либо достаточных инструментов давления), которые готовы были бы решиться на действия, лишающие Израиль возможности обеспечения им своего «права на самооборону».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: