Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Определенные сложности в диалоге между Баку и Тегераном продолжают оставаться одной из наиболее острых тем текущей региональной политики. Возникшая напряженность в двусторонних отношениях, судя по всему, в рабочем порядке преодолевается благодаря контактам официальных лиц. Однако реально существующая перспектива расширения азербайджано-иранского сотрудничества требует гораздо больших усилий. И основой для этого должно стать, прежде всего, недопущение никаких проявлений неуважения суверенитета и территориальной целостности Азербайджана со стороны ИРИ.
Кто виноват?
Как известно, новая региональная реальность, утвержденная в результате Победы Азербайджана в 44-дневной войне, выражается и в мерах по уточнению межгосударственной азербайджано-армянской границы. В рамках этого процесса были, в частности, установлены азербайджанские полицейские посты на участках межгосударственной дороги Горус-Кафан. В числе прочих функций они осуществляют и проверку иностранных транспортных средств, проезжающих через границу между Азербайджаном и Арменией. Целесообразность подобных шагов со стороны Азербайджана значительно возросла на фоне сообщений о регулярном проезде через Лачинский коридор - территорию Азербайджана - иранских фур. А курсируют они с целью доставки неизвестных грузов в Ханкенди и прилегающие местности - армянонаселенную часть Карабахского региона Азербайджана, временно входящую в зону ответственности российских миротворцев.
Официальный Баку ранее выражал недовольство и даже предъявлял ноту протеста в связи с незаконными действиями иранской стороны. Однако Тегеран предпочел игнорировать реакцию Баку, и иранские транспортные средства продолжали прибывать в Ханкенди и прилегающие местности в обход азербайджанского законодательства. В ответ Баку и начал принимать решительные меры для предотвращения незаконных грузоперевозок из Ирана в Азербайджан. Включая и взимание налогообложения с иранских грузовиков, въезжающих в Азербайджан на принадлежащих ему участках дороги Горус-Кафан.
Лишь после этого Тегеран на официальном уровне приступил к обсуждению вытекающих из данной ситуации проблем, о чем свидетельствовали встречи посла ИРИ в Баку Сейида Аббаса Мусави с помощником Президента Азербайджана, заведующим отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикметом Гаджиевым и вице-премьером Шахином Мустафаевым. Однако на неофициальном уровне последовали неадекватные выпады против Азербайджана со стороны некоторых представителей иранской муллократии, не скрывающих, по сути, своего враждебного отношения к северному соседу.
Причины этого отношения хорошо известны и вытекают как из недовольства определенных кругов иранской политической элиты укреплением независимой и светской Азербайджанской Республики, выступающей в роли лидера Южно-Кавказского региона, так и опасений в связи с ростом на этом фоне национального самосознания миллионов проживающих на территории Ирана южных азербайджанцев.
Между тем официальный Баку никогда не давал Тегерану повода считать Азербайджан катализатором расшатывания общественно-политических устоев Исламской Республики, в чем, несомненно, были и продолжают оставаться заинтересованными известные глобальные центры силы. После недавнего избрания нового президента Ирана - Ибрагима Раиси Баку направил Тегерану серьезный месседж: в поздравительном письме Президента Азербайджана Ильхама Алиева было выражено удовлетворение состоянием двусторонних отношений, «поднявшихся до уровня стратегического сотрудничества», а также подтверждено стремление Азербайджана к укреплению взаимодействия с Ираном как с «дружественной и братской страной». Официальный Баку позитивно отнесся и к желанию ИРИ принять участие в восстановлении освобожденных территорий Азербайджана.
Однако очевидно, что полноценное развитие дружественных отношений не может базироваться на односторонних устремлениях. Азербайджан ждет от Ирана аналогичного к себе отношения как к дружественной и братской стране, что предусматривает недопустимость со стороны Тегерана шагов, ущемляющих интересы Баку, посягающих на суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики.
Собственно, желание у Баку одно: уж коли Иран провозгласил курс на поддержание баланса в своих отношениях с Азербайджаном и Арменией, то пусть он хотя бы следует ему на практике. Баку уже давно не ждет от Тегерана подлинно справедливого подхода, который на протяжении продлившейся почти 30 лет армянской оккупации азербайджанских земель должен был выразиться в действенном осуждении Ираном агрессивной политики Армении. Азербайджан так и не дождался столь принципиальной позиции от южного соседа, хотя он связан с ним узами культурного и религиозного единства. Десятилетиями заявляя о поддержке территориальной целостности Азербайджана, Тегеран одновременно лишь укреплял отношения с оккупировавшей азербайджанские земли Арменией. При этом в расчет Тегераном, позиционирующим себя как строгого блюстителя исламских ценностей, защитника мусульманской религии и ее культурного наследия, не бралось даже уничтожение и осквернение армянскими агрессорами многочисленных мечетей и исламских святилищ на территории оккупированного Карабаха. Но сейчас, после того как Азербайджан покончил с армянской оккупацией, он тем более вправе требовать от всех соседей уважения своей восстановленной территориальной целостности.
Иранские политические круги часто апеллируют к тому, что сложности в отношениях между Баку и Тегераном провоцируются «третьими силами». Однако при чем тут «третьи силы», если грузовики из Ирана незаконно прибывают в Карабах, на территорию Азербайджана, где временно размещены российские миротворцы? Или в этом движении иранских транспортных средств в стан сепаратистов, все еще окопавшихся в Ханкенди и прилегающих местностях, тоже виноваты мировой империализм с сионизмом в придачу?
Что делать?
Напряженность в двусторонних отношениях, разумеется, не отвечает интересам ни Азербайджана, ни Ирана. Несмотря на все сложности и разногласия, у сторон существует понимание необходимости поддержания и укрепления добрососедства. С этой целью и имели место переговоры, направленные на смягчение атмосферы азербайджано-иранского диалога.
Так, с трехдневным визитом посетил Азербайджан заместитель главы МИД ИРИ Мохаммед Саджадпур. Основной целью визита было объявлено участие в конференции на тему «Трехсторонние отношения Азербайджан-Турция-Иран», что и неудивительно, ведь Саджадпур является также и руководителем Центра политических и международных исследований МИД Исламской Республики.
К слову, состоявшаяся в Баку конференция имеет прямую связь с предстоящей в Тегеране трехсторонней встречей министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Ирана. Соответствующая договоренность была достигнута в ходе проведенных в Нью-Йорке, в рамках 76-й сессии Генассамблеи ООН, переговоров между главами МИД Турции и Ирана Мевлютом Чавушоглу и Хосейном Амиром Абдоллахианом. То, что сотрудничество в данном трехстороннем формате выступает веским аргументом в пользу перспективности взаимодействия Баку и Тегерана, подтвердил и визит Саджадпура в Азербайджан.
В ходе визита замглавы МИД ИРИ посетил и освобожденный Агдам. Он имел возможность наглядно убедиться в беспрецедентном вандализме, учиненном армянскими оккупантами, разрушившими целые города и селения, стершими с лица земли многочисленные памятники культурно-религиозного наследия азербайджанского народа.
Суть проведенных в ходе визита Саджадпура переговоров охарактеризовал помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев: «Мы подтвердили добрососедские отношения между нашими странами, а также подчеркнули важность сотрудничества в области научных исследований». Примечательно и то, что сразу по завершении визита Саджадпура с целым рядом важных заявлений выступил и посол Ирана в Баку Сейид Аббас Мусави. Он, в частности, подчеркнул, что «частным транспортным компаниям, осуществлявшим незаконные перевозки в Карабах, сделано предупреждение о необходимости уважать территориальную целостность Азербайджана». И, кроме того, напомнил о заявлениях иранского руководства, в которых признавалось, что Карабах - неотъемлемая часть Азербайджана.
Еще один позитивный сигнал был получен с полей сессии Генассамблеи ООН, в рамках которой глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов встретился со своим иранским коллегой Хосейном Амиром Абдоллахианом. Последний подчеркнул, что Иран заинтересован в развитии всесторонних отношений с Азербайджаном.
Однако ясно, что реализация иранской заинтересованности будет зависеть от практического учета Тегераном и азербайджанских интересов. Поэтому одним переводом стрелок на «частные транспортные компании» и констатацией факта азербайджанской принадлежности Карабаха Ирану не удастся не допустить впредь «недопонимания» с Баку. Поскольку речь идет о необходимости не только вербального, но и практического уважения иранской стороной суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
Для полноценного развития дружественных и добрососедских отношений с Азербайджаном Ирану следует признать новые региональные реалии, сложившиеся по итогам 44-дневной войны. Тем более что они открывают широкие возможности для достижения стабильности и безопасности на Южном Кавказе, расширения сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах.
НАДО ЛИ БЫЛО ДО ЭТОГО ДОВОДИТЬ?
Президент Ильхам Алиев о незаконном въезде иранских грузовиков в Карабах
Азербайджан предпринял все необходимые меры для пресечения незаконного въезда иранских грузовиков в Карабахский регион страны через Армению, заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
«Иранские грузовики не первый раз незаконно въезжают в Карабах, подобные случаи фиксировались и в период оккупации (Карабаха. - «Интерфакс-Азербайджан»). Грузовики с госномерами ИРИ регулярно въезжали туда. Мы знали об этом. Но, конечно, такой конкретной информации, как сейчас, не было. Мы выражали свое недовольство иранской стороне по различным каналам. Однако этот процесс продолжался», - сказал И.Алиев в интервью турецкому агентству Anadolu, комментируя ужесточение Азербайджаном контроля над иранскими транспортными средствами на участке автодороги Горус-Кафан, которую контролирует азербайджанская сторона.
По его словам, после завершения войны в Карабахе осенью 2020 года у Азербайджана появилась техническая возможность отслеживать передвижение иранских грузовиков через Лачинский коридор.
«Расстояние от наших военных позиций до дороги, ведущей в Ханкенди, составляет 5-6 метров. Мы обладаем достаточными техническими возможностями вдоль Лачинского коридора, а также вокруг Шуши и других регионов. Есть камеры. Мы используем спутник, БПЛА. Мы видели, что после войны туда продолжают ездить грузовики», - заявил Президент.
Глава государства отметил, что поручил сотрудникам Администрации Президента Азербайджана обсудить этот вопрос с послом Ирана в Баку.
«Мы не хотим выносить это на официальный уровень. Пусть поговорят по-дружески и заявят о том, что этому нужно положить конец. Это неуважительно по отношению к нам. Это неуважение к территориальной целостности Азербайджана, это должно быть прекращено. Этот разговор, если не ошибаюсь, произошел в июле. После этого, конечно, мы начали следить за этим и в начале каждого месяца фиксируем данные о том, сколько грузовиков выехало, сколько въехало, что они привезли, что вывезли. У нас есть вся информация, вплоть до их номерных знаков. Эта информация появилась в прессе», - отметил И.Алиев.
Президент добавил, что иранцы попытались схитрить, устанавливая армянские номера на иранские грузовики. «Они прибегли к такому мошенничеству. Пытались нас обмануть. Проделали такую некомпетентную работу, что на цистерне были надписи на фарси, а внизу - армянские номера. Хочу отметить, что на нескольких транспортных средствах были даже установлены одни и те же номерные знаки. Они сделали это так небрежно. А это показывает, что они хотят продолжить свою деятельность, но под прикрытием», - сказал он.
И.Алиев напомнил, что Азербайджан официально направил ноту иранской стороне, посол Ирана в Азербайджане был вызван в МИД.
«Ему выразили претензии и попросили положить этому конец. Это произошло в середине августа. Мы надеялись, что этому будет положен конец. Но в период с 11 августа по 11 сентября около 60 иранских грузовиков незаконно отправились в Карабах. Чтобы это предотвратить, мы перешли к практическим шагам. Наше поведение и действия ответственны и основаны на дружественных отношениях. В первый раз - устное предупреждение, во второй - официальная нота, в третий - контрольно-пропускные пункты, таможня, граница, полиция», - заявил Президент.
Глава государства подчеркнул, что таким образом Азербайджан начал контролировать участок дороги (Горус-Кафан. - ИФ), проходящую по территории Азербайджана, в результате чего количество иранских грузовиков, направляющихся в Карабах, снизилось до нуля.
«Видите, нужно ли было доводить до этого? В Карабахском регионе в зоне ответственности российских миротворческих сил проживает 25 тысяч человек. Так ли важен этот рынок? Неужели эта торговля настолько важна (для Ирана. - ИФ), что вы проявляете открытое неуважение к стране, которую считаете дружественной и братской? Конечно, мы использовали все возможности, определенные международными конвенциями и международным правом. Некоторые говорят, что мы взимаем таможенную пошлину только с иранских транспортных средств. Когда мы едем в другую страну, разве не платим таможенную пошлину? Платим. Если кто-либо пользуется и азербайджанской территорией, то должен платить налоги и пошлины», - добавил Президент Азербайджана.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: