22 Ноября 2024

Пятница, 20:09

ЛАЗЕЙКА УСТРАНЕНА

Социальные сети обязали платить налоги в странах, в которых они зарабатывают

Автор:

15.11.2021

Восстановление мировой экономики, пострадавшей от пандемии коронавируса, идет уверенными темпами. Такое заключение сделали лидеры стран G20, собравшиеся в конце октября в Риме, чтобы обсудить совместные действия в период пандемии, меры по ликвидации ее последствий, а также планы по сдерживанию нарастающего глобального потепления.

Но, пожалуй, больше всего запомнится эта встреча тем, что на ней были одобрены новые правила международной налоговой системы, остававшейся до этого неизменной в течение 100 лет.

 

Все ниже и ниже

Активное развитие цифровых технологий давно уже требует неотложных мер по изменению правил, регулирующих в том числе и экономические отношения. И сфера налогообложения не является исключением.

Последние лет 30 не смолкают дискуссии о том, остаются ли разработанные более века назад правила международного (корпоративного) подоходного налога пригодными для использования в современной глобальной экономике. Когда-то они помогли устранить двойное налогообложение, стимулируя мировую торговлю. Однако появились новые бизнес-модели, которые не укладываются в существующие правила. Кроме того, современные технологии позволяют легко уклоняться от налогообложения за счет перемещения прибыли в юрисдикции с более низкими налогами.

К примеру, фискальные органы многих стран безуспешно пытаются найти способы обложить налогом такие цифровые гиганты, как Facebook и Google, которые зарабатывают практически во всех уголках мира, но не подотчетны местным юрисдикциям, так как не имеют там представительства. Тяжело бороться в одиночку. А координировать свои действия еще сложнее. Ведь право на налогообложение - это суть суверенной власти. 

Впрочем, транснациональные корпорации винить не в чем. Ведь вместо того, чтобы совместно решать общую для всех проблему ухода от налоговых обязательств, страны соревнуются друг с другом в предоставлении этим компаниям как можно больших льготных условий, чтобы те регистрировали свои штаб-квартиры в их юрисдикциях. Может быть, это имело смысл, когда компании могли прийти, основать фабрику и создать рабочие места. Можно сказать, они что-то давали взамен. Но гиганты новой цифровой эры научились просто виртуально перемещать прибыль из регионов, где ведут бизнес, в те, где они будут платить самые низкие налоги.

Если еще в начале 1980-х годов, по данным Tax Foundation, средняя мировая ставка корпоративного налогообложения равнялась 40%, то к 2020 году она снизилась до 22,57%.  Самая высокая ставка - на Коморских островах (50%). Единственная промышленно развитая страна в этой первой двадцатке - Франция (32,02%). А первая тройка стран с самым маленьким корпоративным налогом выглядит так: Барбадос - 5,5%, Узбекистан - 7,5%, Туркменистан - 8,5%.

Однако это не значит, что крупные компании сразу же ринулись открывать свои офисы в странах с наименьшими налогами. Немаловажную роль в выборе играют место расположения, инфраструктура, правовая защищенность и прочие условия. Поэтому такие компании, как Google, Microsoft, Amazon, Apple, Facebook и другие, открыли свои офисы в Ирландии, где налоговая ставка равна 12,5%. В итоге поступления от корпоративных налогов в этой стране выросли с 4 млрд. евро в 2013 году до 12 млрд. - в 2020-м.

 

Все выше и выше

Неконтролируемое мировое состязание по занижению корпоративного налога рано или поздно вполне может привести к его полному обнулению, что, кстати, уже нередко происходит благодаря множеству лазеек в национальных юрисдикциях. Причем все прекрасно понимают несправедливость такого привилегированного положения для крупных транснациональных корпораций на фоне растущих налогов и рисков для более мелких бизнесов. К тому же и пандемия COVID-19 пролила свет на то, как крупнейшие мировые цифровые гиганты продолжают получать прибыль, даже несмотря на то, что мировая экономика переживает тяжелые времена. 

Рост прибыли за последние два года у таких крупных технологических компаний, как Facebook, Amazon, Netflix, Alphabet, Google, Apple и Microsoft, просто ошеломляющий. Стоимость акций Amazon за последний год выросла на 62%, при этом стоимость бизнеса оценивается в $1,7 трлн., что на $650 млн. больше, чем год назад. Акции Apple за тот же период повысились на 70%, в результате чего их оценка превысила $1 трлн. - до $2,3 трлн.

Результаты последних исследований не показывают признаков того, что рост замедлится. 

 

Уговорили Ирландию

Еще в 2012 году на саммите G20 было принято решение выработать универсальные меры, способные помогать странам устранять налоговые лазейки, которые позволяют компаниям манипулировать прибылью. Поручено это было Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако все эти усилия долгое время оставались тщетными. И главной причиной тому было нежелание Соединенных Штатов, крупнейшей экономики мира и родины подавляющего большинства мировых транснациональных компаний, в этом активно участвовать.

Данная позиция изменилась при администрации Байдена, которая в апреле этого года призвала крупнейшие транснациональные компании мира платить сборы национальным правительствам на основе их продаж в каждой стране. США предложили формулу, согласно которой только самые крупные и наиболее прибыльные компании в мире будут подпадать под действие новых правил. Вашингтон захотел также установить глобальную минимальную налоговую ставку в размере 21%.

Однако против такой высокой минимальной планки выступили, естественно, такие страны, как Ирландия и Венгрия, в 2017 году резко снизившая налог с 19 до 9%, что является самым низким показателем в ЕС.   

В процессе обсуждения была предложена формулировка «не менее 15%», что может означать ее повышение в дальнейшем. Но после долгих и ожесточенных споров, в основном с Ирландией, остановились на «ровно 15%».

 

Дополнительные миллиарды

Похоже, что длившиеся почти десять лет споры о том, какой должна быть современная общемировая фискальная политика, подошли к концу. Саммит G20 утвердил план, реализация которого намечена на 2023 год. Впереди - детализация договора и одобрение его национальными парламентами. 

Налоговые изменения состоят из двух частей. 

Первая часть обязывает крупнейшие компании мира с годовой выручкой не менее $20 млрд. платить налоги в странах, в которых они ведут свой бизнес и получают прибыль. Причем независимо от того, есть ли там их представительства, филиалы или дочерние компании. Согласно условиям, таким образом будет распределяться 25% остаточной прибыли, превышающей 10% выручки компании. По оценкам ОЭСР, это положение позволит ежегодно дополнительно распределять около $125 млрд. между национальными юрисдикциями, которые подпишут соглашение. По данным на сегодняшний момент, свое согласие выразили главы 147 стран.

Вторая часть устанавливает международную минимальную ставку корпоративного налога в размере 15% для компаний с годовой выручкой не менее 750 млн. евро. Соглашение о глобальном минимальном налогообложении направлено не на устранение, а на согласованное ограничение налоговой конкуренции. Это позволит странам коллективно получать дополнительно $150 млрд. ежегодных налоговых поступлений. 

Другие преимущества этого соглашения ожидаются за счет стабилизации международной налоговой системы в целом.

 

Дыра размером с Amazon

Нет сомнения, что это огромный шаг вперед в поиске эффективных решений для глобальной экономики. Многие экономисты считают даже, что порог в 15% - слишком низкий и более эффективным был бы в 21 и даже 25%. Однако не все так просто. Даже в таком виде соглашение может не реализоваться.

Хотя G7 было заключено всеобъемлющее соглашение, детали - как разделить доходы крупных корпораций на их составные части для налогообложения - еще не согласованы. Профессор Шеффилдского университета Ричард Мерфи считает, что 10-процентный порог прибыли выглядит неубедительным из-за разных бизнес-моделей у разных компаний. По его словам, разные подходы к отчетности о прибыли в каждой стране позволят компаниям перебрасывать прибыль своим убыточным структурам, чтобы она оставалась ниже 10-процентного порога.

В формулировках соглашения о налоге со сверхприбылей есть дыра размером с Amazon, образно высказалась по этому поводу Guardian. 

Amazon является одним из крупнейших предприятий в мире, чей объем продаж в 2020 году составил $386 млрд. Только в Европе доход от продаж его дочерней компании, зарегистрированной в Люксембурге, составил 44 млрд. евро. При этом заплатила она… нулевой корпоративный налог. Общая же рентабельность компании в 2020 году составила 6,3%. Все потому, что по документам большая часть прибыли реинвестируется в бизнес.

По словам Алекса Кобхэма, исполнительного директора Tax Justice Network, «если ОЭСР не сможет решить проблему с Amazon, она не только не удовлетворит общественное требование справедливости, но и покажет другим крупным транснациональным корпорациям путь, как обходить эти налоговые реформы».

И это, возможно, не самые большие сложности готовящегося соглашения.

Несмотря на то, что именно благодаря США такое соглашение стало возможным, они же могут в значительной степени и похоронить его. Дело в том, что инициатором переговоров стал президент-демократ, в то время как предыдущий президент-республиканец был категорически против них. Часть соглашения, которая направлена на раздел доходов компаний (причем преимущественно американских) по всему миру, должна быть ратифицирована сенатским большинством в две трети голосов. Таковы правила, поскольку это касается международных договоров. У демократов нет столько голосов. Впрочем, министр финансов США Джанет Йеллен уверенно заявляет, что в следующем году администрация президента найдет способ присоединиться к соглашению.

 

Все ждут

Важность принятия глобального налогового соглашения понимают все. Помимо этого ждет своего решения множество других общемировых проблем. В том числе и связанных с изменением климата.

По словам главы ОЭСР Матиаса Корманна, опыт работы над международным налогообложением пригодится при создании всеобъемлющей системы ценообразования на выбросы углерода и других вредных веществ.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

189


Актуально