Автор: Илаха МАМЕДЛИ
Если, подводя экономические итоги 2020 года в Азербайджане, впрочем, как и всем мире, больше говорили о последствиях пандемического кризиса, то в 2021-м, несмотря на продолжение разгула болезни и сопровождающие ее карантинные ограничения, уже делается упор на восстановление и возвращение потерь. И показатели за прошедший год говорят сами за себя. ВВП Азербайджана в 2021 году вырос на 5,6% после сокращения на 4,3% в 2020 году. В целом ушедший год оказался очень богатым на экономические события. На освобожденных от оккупации землях начались широкомасштабные восстановительные работы, по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан была транспортирована 500-миллионная тонна нефти, Азербайджан и Туркменистан договорились о совместной разработке месторождения «Достлуг», с Турцией было подписано новое газовое соглашение, а в возобновляемую энергетику привлечены первые частные инвестиции. Между тем и 2022-й вроде начался совсем неплохо, да и прогнозы более чем обнадеживающие.
ВВП на все 5%
Поскольку пандемический кризис еще раз показал, насколько экономики отдельных стран зависят от глобальных процессов, итоги прошлого года необходимо рассматривать в общемировом контексте. А он пока совсем не радужный, особенно с учетом того, что антиковидные ограничения повсеместно остались, а правительства программы бюджетно-финансовой поддержки поспешили свернуть. Ну и пресловутая инфляция - главный «хит» макроэкономических показателей практически во всех странах.
Так, в МВФ ожидают, что глобальный рост ухудшится с 5,9% в 2021 году до 4,4% - в 2022-м (ВБ говорит о 4,1%). Аналитики Всемирного банка считают, что темпы роста экономик вернутся к средним допандемийным показателям. При этом в развитых странах они будут выше, чем раньше, а в развивающихся - ниже. В то же время в последнем анализе МВФ отмечается ожидание более длительного сохранения повышенной инфляции, чем предполагалось ранее.
В случае с Азербайджаном результат 2021 года оказался впечатляющим: рост ВВП у нас превысил 5%. «Это отличный результат, особенно для страны, которая вышла из войны. Ненефтяной сектор вырос в прошлом году на 7,2%», - сказал Президент Ильхам Алиев в интервью азербайджанским телеканалам.
По его словам, промпроизводство в 2021 году выросло более чем на 5%, а ненефтяное - почти на 20%. Ненефтяной экспорт и вовсе достиг исторических $2,4 млрд. У страны не было такого показателя за всю историю независимости - предыдущий рекорд составил $1,9 млрд.
Что касается прогнозов, то международные фининституты в среднем сходятся на 3-процентном росте экономики Азербайджана в 2022 году, а это больше среднего показателя последнего десятилетия. Правда, правительство Азербайджана настроено на 0,9% оптимистичнее, а вообще в 2022-2025 годах среднегодовой рост ВВП в стране прогнозирует в 4,2%. Кстати, примерно с такими же показателями видят нашу экономику и аналитики ООН: в опубликованном докладе «Мировое экономическое положение и перспективы 2022» рост ВВП в 2022-м указан на уровне 4%.
Прогнозы пока сильно зависят от ситуации на рынке энергоресурсов - нефть и газ составляют почти 90% экспорта и 50% ВВП Азербайджана. И тут ситуация как раз-таки более чем благоприятная - средняя цена на нефть марки Brent в 2021 году составила $71 за баррель (по сравнению с $43 - в 2020-м). Рейтинговое агентство S&P прогнозирует, что в 2022 году она будет составлять в среднем $75 за баррель. Это, естественно, пойдет на пользу экономическим, фискальным и платежным показателям Азербайджана, тем более что и добыча нефти в стране в этом году должна дойти до 0,77 млн. б/с. Также более чем благоприятны перспективы газового сектора Азербайджана - в период с 2017 по 2021 год добыча газа в Азербайджане вырастет примерно на 73% и до 2025 года увеличится еще на 20%.
«Хит» сезона - инфляция
Что за кризис без роста цен на потребрынке? Тем более в такой мощный, как пандемический, когда спрос упал, производственные и торговые связи оборвались, покупательная способность снизилась… В Азербайджане по итогам 2021 года среднегодовая инфляция составила 6,7%, годовая - 12%. Это был самый высокий уровень с 2016-2017 годов (в 2017-м - 12,9%), когда цены значительно выросли после девальвации маната в 2015 году. Это неприятно, но, к сожалению, ожидаемо на фоне мировых тенденций.
В качестве утешения можно указать, что, по данным Всемирного банка, в прошлом году инфляция во многих странах мира достигла 10-летнего максимума. 80% стран с формирующимися рынками столкнулись с резким всплеском уровня инфляции за последние несколько месяцев, а треть стран - с двузначными показателями. В США годовая инфляция достигла максимума последних 40 лет - 7%, в Еврозоне - 5% (рекорд за последний 31 год), в России - 8,4% (за 7 лет), в Казахстане - 8,4% (за 6 лет). Что происходило в Турции, помнят все - рост цен достиг наибольшего за 19 лет показателя в 36,08%.
Кстати, именно эти пугающие процессы и вынудили правительства прекратить стимулирующие программы и меры финансовой поддержки, дабы рынок не был переполнен ликвидностью.
По мнению аналитиков МВФ, более высокая инфляция должна исчезнуть по мере ослабления сбоев в цепочке поставок, ужесточения денежно-кредитной политики и изменения баланса спроса и потребления в сторону услуг. Ожидается также, что быстрый рост цен на топливо замедлится в 2022-2023 годах, что поможет сдержать общую инфляцию.
Хотя правительство Азербайджана и прогнозирует на 2022 год инфляцию на уровне 4%, Центробанк, исследовав последние тенденции, предрек среднегодовую инфляцию на уровне до 7,5%. «В этом году годовая инфляция в Азербайджане ожидается выше целевого диапазона (4+/- 2%) - 6,6-7,5%», - сказал главный банкир страны Эльман Рустамов на недавней пресс-конференции. Но, по его словам, уже в 2023 году по прогнозам ЦБА среднегодовая инфляция будет близка к целевому диапазону.
Бороться с этим процессом правительство будет в рамках пакета антиинфляционных мер и предотвращением искусственного роста цен.
Прямо по курсу на сохранение
Как и в предыдущие годы, защита финансовой стабильности будет приоритетом азербайджанского правительства и на данном этапе. Высокие цены на энергоресурсы позволят сохранить и без того стабильный курс национальной валюты. Хотя давление на манат оказывает как удорожание доллара, так и изменения в курсе валют соседних стран - Казахстана, России и Турции.
За стабильностью курса пристально следит Центробанк, регулируя его при необходимости посредством валютных интервенций. К тому же признание маната самой стабильной и надежной валютой региона повышает ее платежную и накопительную функции.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев также отмечал, что курс маната уже много лет стабилен: «Доверие у населения к манату существенно возросло, объем банковских вкладов в национальной валюте растет, составляя преимущество в общем депозитном балансе. Также стабильность маната очень важна для инвесторов, так как это влияет на рост иностранных инвестиций», - отметил Президент.
Для справки: по данным ЦБА, в 2021 году банковские вклады населения в инвалюте сократились на 8,7%, или до 41% всех вкладов населения, тогда как по итогам 2020 года удельный вес вкладов в инвалюте составил 50,8%. А вот объем вкладов в национальной валюте вырос на 35,4%, или до 59% всех вкладов.
Агентство S&P также считает, что в Азербайджане сохранится де-факто привязка маната к доллару США на уровне 1,7 маната/$1, поддерживаемая регулярными интервенциями Центрального банка страны на валютном рынке.
По итогам 2021 года валютные резервы ЦБА превысили $7 млрд. (рост на $2,5 млрд.) и, по прогнозам, в этом году вырастут еще как минимум на полмиллиарда.
«Мое поручение правительству заключалось в том, чтобы не допустить сокращения валютных резервов, и, если будет необходимость, сократить инвестиционные расходы. Рост валютных резервов дает нам экономическую независимость, без которой нельзя говорить о политической независимости. Азербайджан является одной из редких стран, у которых положительное сальдо внешнеторгового баланса: во многих странах импорт превосходит экспорт, в то время как у нас по итогам 2021 года экспорт значительно превысил импорт - более $10 млрд.», - сказал по этому поводу Президент Ильхам Алиев.
В настоящее время стратегические валютные резервы Азербайджана превышают $52 млрд., из которых свыше $45 млрд. приходятся на долю средств Государственного нефтяного фонда, а другая часть - Центробанка.
Долгосрочный рейтинг
Сохранение валютных резервов очень важно. Правда, сделать это в последние годы не удавалось на фоне пандемии, Отечественной войны и дальнейших вопросов, связанных с восстановлением освобожденных территорий. Однако как бы там ни было, именно резервы - это тот самый мощный буфер, который отражает внешний и внутренний экономические негативы, удерживая ситуацию на стабильном уровне. Поэтому, по мнению экспертов, умеренный подход к использованию этих средств будет и дальше главенствовать над, скажем, желанием сиюминутного удержания темпов инфляции.
Эта позиция властей является определяющей также для прогнозов и оценок международных аналитиков относительно ситуации в азербайджанской экономике. «Мы считаем, что бюджетные и внешние фискальные позиции Азербайджана остаются одними из самых сильных среди суверенных государств, которые мы оцениваем в категории «BB». В распоряжении правительства имеются значительные ликвидные государственные активы, прогнозируемые в среднем на уровне около 70% ВВП до 2025 года», - заявило, в частности, S&P Global Ratings, разъясняя свое решение о подтверждении долгосрочных рейтингов дефолта эмитента (РДЭ) Азербайджана в иностранной и местной валютах на уровне «BB+/В». Прогноз по рейтингам подтвержден «стабильный». По оценкам агентства, госдолг Азербайджана в среднесрочной перспективе будет ниже 30% ВВП, а это, как известно, более чем удовлетворительный уровень.
Также крайне важно, что ЦБА придерживается крайне осторожной политики в отношении учетной ставки, которая в условиях Азербайджана выступает в качестве макроэкономического показателя. Так, в конце января она опять была повышена всего на 0,25% - до 7,5% с сохранением нижнего порога процентного коридора на уровне 6%, верхний повышен с 8,25% до 9%. Это стало четвертым повышением учетной ставки со стороны ЦБА, начиная с осени 2021 года.
Словом, судя по всем показателям, Азербайджан выходит из омута проблем последних двух лет, связанных с пандемией и Отечественной войной в Карабахе, достаточно уверенно и без крупных потерь. И пока страна способна без поддержки отражать возникающие в экономике негативные ситуации и, более того, помогать дружественным странам их решать, кризисы, даже глобальные, ей не страшны. Ведь любой кризис при желании и умении можно обратить себе на пользу.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: