22 Января 2025

Среда, 04:06

«Я ВЫБРАЛА НАУКУ, А НЕ БИЗНЕС»

Айсель РАМАЗАНОВА: «Немцы часто поражаются тому, что мы знаем и русскую, и европейскую научную литературу»

Автор:

01.03.2022

Айсель РАМАЗАНОВА - одна из немногих молодых ученых, представляющих Азербайджан в европейской науке. Она работает в Университете Дуйсбурга-Эссена (Германия). После окончания механико-математического факультета Бакинского государственного университета (БГУ) здесь же, в Азербайджане, получила степень доктора философии. Но это достижение не могло удовлетворить ее. После защиты диссертации в 2018 году Айсель отправила несколько исследовательских проектов в пять немецких университетов и получила приглашения от трех из них. Остановив свой выбор на Университете Дуйсбурга-Эссена, она всего за полгода успешно завершила годичную грантовую программу и получила от университета предложение на постоянную работу. В настоящее время она преподает в том же университете и продолжает там свою научную деятельность. Айсель  многократно выступала на международных научных конференциях, автор статей, опубликованных в престижных изданиях. В 2024 году планирует защитить докторскую диссертацию. Как говорит сама Айсель, она намерена полностью посвятить себя науке, и это неспроста.

- Почему вы выбрали науку? Не лучше было бы, например, добиться большего успеха в бизнесе?

- Вы правы. В Германии большинство докторов философии так и делают - через некоторое время переходят на работу в частный сектор, так выгоднее. Я тоже, если буду работать на частные компании, смогу получать в четыре раза больше, чем сейчас. В Европе большой спрос на специалистов по программированию, и я получаю много предложений на работу. Но я хочу заниматься наукой. Существуют и грантовые научные программы. Например, вместе с азербайджанскими профессорами мы выиграли одну из таких программ, которая обещала достаточно большой доход. Но не это причина того, почему я предпочла науку бизнесу… (останавливается на мгновение, глаза наполняются слезами. Потом берет себя в руки и продолжает разговор)...  Я выбрала этот путь благодаря отцу - профессору Тельману Рамазанову. Хотела пойти по его стопам. Он мой идеал. В области механики было много известных ученых. Папа читал лекции в России, Иране, Турции, был участником конференций в Германии. Каждый раз по возвращении из Германии он расхваливал страну и говорил, что и меня возьмет с собой туда учиться. Но он скоропостижно скончался. К счастью, мама осуществила мечту отца - отправила меня в Германию. После этого я решила выучить немецкий язык и продолжить там свои научные изыскания. Пять дней в неделю посещала интенсивные курсы немецкого языка - с 6 до 11 вечера, усердно готовилась. Считала, что могу вписать свою фамилию в ряд ученых мирового уровня, прославив, таким образом, и Азербайджан. Я все еще так думаю. Да, на конференциях я выступаю от имени немецкого университета, но те, кто слышит мою фамилию, знают, что я из Азербайджана, и проявляют большой интерес.

- И какая у них реакция? Насколько хорошо знают об Азербайджане в Германии?

- Конечно, Азербайджан тут больше известен как страна, богатая нефтью. Когда я впервые встретилась со своим профессором, заметила, что у них есть сведения об Азербайджане. Особенно известны ученые советского времени. Наше близкое знакомство с русскоязычной советской научной литературой является нашим преимуществом в их глазах. Например, они очень ценят то, что я могу говорить по-русски на конференциях. Большинство известных ученых в области оптимизации родом из России и Франции. А среди них более известны российские математики. Поскольку область исследований сложная, немцы часто поражаются тому, что мы знаем и русскую, и европейскую научную  литературу. Кроме того, математика не похожа на медицину. Женщин в этой сфере немного. Даже в Германии иногда удивляются, что женщина из Азербайджана защищает докторскую степень по математике в Европе.

- А между Германией и Азербайджаном большая разница с точки зрения научного подхода?

- Все дело в том, что немцы покупают мозги. Смотришь, 95% сотрудников университета - иностранцы. Да, их работой руководит профессор-немец. А кадры - иностранцы.

Но сначала нам следует развивать свой научный потенциал, а потом уже думать о приобретении мозгов за рубежом. Каким образом? Я, например, окончила мехмат БГУ. В одном потоке бакалавриата со мной учились еще 90 студентов. А тут в Германии на моих лекциях присутствуют максимум 12 человек. Вопрос: что лучше - обучать 90 человек или вырастить 12? Немцы поступают так: они их отсеивают, в итоге оставляя, допустим, всего пятерых, но самого высокого качества. А у нас сложился стереотип, что каждый человек должен непременно окончить вуз.

- Поддерживаете ли вы контакты с коллегами из Азербайджана? Молодые ученые довольны здешними условиями?

- В Азербайджане тоже созданы хорошие условия для развития молодых ученых. Я знаю и поддерживаю связи с несколькими специалистами, работающими в той же области, что и я. Они также участвуют в международных конференциях и публикуют свои научные работы в престижных изданиях. Например, оптимизацией занимается Самин Малик из Университета ADA. Знаю, что у него много научных достижений. Университет ADA также предоставляет ему возможность выезжать за рубеж. В любом случае уровень развития в Азербайджане нормальный. Разница в том, что работа в Европе больше способствует развитию. Там удобнее выезжать за границу. В течение года университет отправляет вас на конференции как минимум в три разные страны.

- Вы общаетесь с соотечественниками в Германии?

- Конечно, мы поддерживаем связи. Иногда я готовлю наших студентов к защите. Во время 44-дневной войны я была участником различных мероприятий, чтобы поддержать наше государство и донести правду до жителей Германии. Азербайджанцы, проживающие за границей, наверное, еще сильнее переживали военные будни. Вы были рядом с театром военных действий, у вас был доступ к информации, вы могли помочь. Нам же всего этого недоставало. Так как по-другому помочь своей родине я никак не могла, приходилось оставлять комментарии на страницах немецких изданий в социальных сетях. Кстати, некоторые из них меня даже заблокировали. Наверняка армяне и там приложили свою руку.

- Думаете ли вы о возвращении в Азербайджан?

- Применение математических наработок в области оптимизации управления, программирования - довольно новая, очень сложная и менее популярная в Азербайджане область науки. Специалистов, одновременно владеющих теорией и применяющих свои знания в программировании, мало не только в Азербайджане, но и в Германии. Поэтому университет не отпускает меня. Я продолжаю работать над собой и пока намерена остаться в Германии. Здесь больше возможностей посещать международные конференции и участвовать в исследованиях, чтобы получить звание профессора. Но не исключено, что в будущем я вернусь в Азербайджан.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

297