Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов за-явил, что намерен уступить свой пост «молодым руководителям, воспитанным в духовной среде и в соответствии с высокими требованиями современности».
Одновременно в стране были объявлены досрочные президентские выборы, назначенные на 12 марта. Как известно, очередные выборы президента должны были пройти в Туркменистане в 2024 году.
Между тем ЦИК Туркменистана завершил регистрацию кандидатов на пост президента страны. На предстоящих в марте досрочных выборах за голоса избирателей будут соревноваться девять кандидатов. Трое из них выдвинуты политическими партиями, шесть - инициативными группами граждан, сообщает агентство Trend.
Почему сейчас?
После внезапного объявления о внеочередных президентских выборах многие стали задаваться вопросами: почему именно сейчас президент Бердымухамедов вдруг решил оставить свой пост и оставит ли он все свои посты?
Известно, что одновременно Гурбангулы Бердымухамедов, 15 лет занимающий пост президента Туркменистана, также исполняет обязанности председателя Кабинета министров и Халк Маслахаты, главы Государственного совета безопасности и Верховного главнокомандующего Вооруженными силами.
Есть неподтвержденные мнения, что причиной внезапного решения уйти с поста может быть состояние здоровья туркменского лидера. В прошлые годы СМИ, передавая информацию о длительном отсутствии президента Туркменистана «перед камерами», допускали возможность его болезни. Летом 2019 года Бердымухамедов не появлялся на публике несколько недель, что позволило впервые громогласно предположить его тяжелую болезнь. С тех пор эта тема периодически появлялась в СМИ, в том числе вперемежку с другими темами, могущими подтверждать эту версию.
В частности, стремительный карьерный рост единственного сына Аркадага, так в Туркменистане еще называют своего президента, - Сердара объяснялся необходимостью подготовки преемника. И быстрота принятия решений свидетельствует о том, что к транзиту власти в Туркменистане все было подготовлено заранее.
Уже 14 февраля на внеочередном IХ съезде Демократической партии Туркменистана вице-премьер Туркменистана Сердар Бердымухамедов был выдвинут кандидатом на пост главы государства. А сам кандидат заявил, что намерен претворять в жизнь начинания действующего главы государства. Таким образом, он подтвердил преемственность курса, что может быть сигналом для местных элит и внешних интересантов о том, что ожидать разительных перемен и резкой смены приоритетов во внешней и внутренней политике Туркменистана не следует.
Выгодная кандидатура
Впрочем, сам Г.Бердымухамедов не заявлял, что собирается уходить из политики и полностью устраниться от процессов управления страной. Существует устойчивое мнение, что он сохранит за собой должность председателя верхней палаты парламента, а, возможно, и главы Государственного совета безопасности.
Сам Сердар, скорее всего, будет собирать вокруг себя ближний круг и постепенно продвигать своих людей на важные ключевые посты.
Если же говорить о внешней политике, допускается, что Сердар Бердымухамедов может строить особые отношения с Россией, о чем свидетельствует часть его биографии, тесно связанная с учебой и работой в Москве. В 2008-2011 годах он работал в посольстве Туркменистана в Москве и параллельно, вплоть до 2014 года, учился в Дипломатической академии МИД Российской Федерации. Одновременно в целом во внешней политике страны серьезных изменений или корректировок традиционного курса государственного нейтралитета ожидать не приходится.
Он считается человеком, не замеченным в публичных скандалах или компрометирующих себя действиях. По своему имиджу в общественной среде Сердар Бердымухамедов сильно опережает других потенциальных претендентов на пост президента. При этом, судя по публикациям местных СМИ, большинство туркменских избирателей, а главное, политическая элита страны морально подготовлены к такому транзиту власти. Его реализация представляется делом соблюдения лишь технических формальностей.
Кроме того, Сердар Бердымухамедов был вице-премьером, главой Ахалского вилаята - все это говорит о том, что он прошел различные этапы карьерного роста и имеет представление о том, как работают государственные институты.
В то же время полагать, что при новом президенте Туркменистана никаких изменений не будет, было бы неверно. Изменения будут. Даже когда к власти пришел Бердымухамедов-старший, он также менял многое из того, что было на тот момент достаточно устаревшим и не соответствовало его личным представлениям о характере государственной политики. Однако какие именно последуют изменения, говорить сложно. Новый президент, скорее, будет проводить более либеральную политику, в частности, он сегодня отвечает за сферу цифровых коммуникаций, а это такая сфера, которая должна быть открытой.
Сейчас перед Туркменистаном стоит задача по привлечению иностранных инвестиций, а для этого страна должна соответствовать определенным международным критериям прозрачности. Поэтому новому президенту, если он захочет привлечь иностранный капитал, придется менять определенный порядок вещей внутри страны.
Благоприятствующая экономика
Между тем Туркменистан является одной из немногих стран, значительно улучшивших свои макроэкономические показатели в период выхода из коронавирусных ограничений в 2021 году. Произошло это в значительной степени по причине стремительного роста цен на газ - основный экспортный товар страны. Такая ситуация, в той или иной степени, влияет и на общественную стабильность, и на положение дел в социальной сфере.
И хотя общий уровень жизни далек от идеала, все же в стране не наблюдается социальных катаклизмов, вызванных массовой безработицей или нищетой. С другой стороны, дефицит продовольствия на внутреннем рынке и рост реальной потребительской инфляции оказывают негативное влияние на уровень жизни населения. Государство старается индексировать зарплаты и пенсии не только с тем, чтобы предотвратить возможный взрыв общественного недовольства, но также чтобы стимулировать внутренний потребительский рынок.
Так, с января текущего года в стране были повышены размеры заработной платы, пенсий, государственных пособий, стипендий студентов и слушателей на 10%. А это значительная часть трудоспособного населения. И индексация выплат для них может сыграть стимулирующую роль, чтобы в предстоящую электоральную кампанию они с большей мотивацией голосовали за кандидатуру Сердара Бердымухамедова.
Хотя данные о реальной инфляции не публикуются, по разным данным, она остается достаточно высокой. Это связано и с тем, что большинство продуктов питания пока еще завозится из-за рубежа. А на фоне роста цен на продовольствие в мире повышение стоимости основных продуктов питания в стране, как и в регионе, может носить продолжительный характер, подстегивая также потребительскую инфляцию.
Власти стараются держать фиксированные цены на основные продукты питания, что в ряде случаев приводит к их дефициту. Однако, с другой стороны, они стимулируют собственное производство, чтобы за счет внутренних источников покрыть растущий дефицит и способствовать развитию предпринимательского сектора.
Президент страны неоднократно давал поручения держать под постоянным контролем работу по улучшению обеспечения внутреннего рынка продовольствием и не допускать повышения цен на товары и продукты питания. Это не так-то просто в условиях, когда внутреннее производство далеко не полностью покрывает собственные потребности, а себестоимость производства продукции в условиях жаркого климата в стране и рост цен на удобрения остаются высокими.
Тем не менее определенный оптимизм вселяет то обстоятельство, что конъюнктура мировых цен на газ и рост доходов туркменской казны от его продажи позволяют производить закупки недостающих видов продовольствия за рубежом.
В 2020 году Туркменистан только из России импортировал 219 тысяч тонн продукции агропромышленного комплекса. Объемы закупок продовольствия в сравнении с 2019 годом увеличились в 2,8 раза. Другими импортерами продовольствия для Туркменистана выступают также государства СНГ, Иран, ряд других стран. Вряд ли это было бы возможным при отсутствии достаточной ресурсной базы.
Ашхабад жмет на газ
Введенный в эксплуатацию в конце 2009 года магистральный газопровод Туркменистан-Китай, проходящий по территории Казахстана и Узбекистана, открыл путь Ашхабаду к постоянному и стабильному источнику доходов. В настоящее время международный газопровод (МГП) Туркменистан-Китай включает в себя уже три параллельные линии (А, В и С), пролегающие по маршруту Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. Основной объем поставок газа в КНР составляет 35-40 млрд. кубометров в год, который в значительной степени обеспечивается Туркменистаном. Всего со времени эксплуатации этого газопровода в Поднебесную было экспортировано свыше 320 млрд. кубометров туркменского газа.
Между тем потребление «голубого топлива» в Китае растет, и туркменский газ востребован в еще больших масштабах. Национальная компания PetroChina предсказала, что ежегодный рост спроса на газ в Китае составит до 600 млрд. кубометров к 2030 и 620 млрд. - к 2035 годам. И Туркменистан рассматривается в качестве основного источника удовлетворения этого спроса.
В связи с этим в дополнение к уже существующим трем веткам газопровода из Туркменистана в Китай прокладывается еще одна. Согласно достигнутым ранее договоренностям, после ввода четвертой ветки поставки туркменского природного газа в Китай должны увеличиться до 65 млрд. кубометров в год.
Если цены на природный газ будут стабильно высокими, то это сулит немалые прибыли Ашхабаду. А если учесть рост динамики потребления газа в странах Азии и в самом Китае, даже при условии увеличения предложений со стороны других производителей «голубого топлива», вероятность высоких цен остается большой.
По данным компании Wood Mackenzie, цена природного газа, поставляемого Туркменистаном в Китай, которая в январе 2021 года составляла $192 за тысячу кубометров, в июле выросла до $238.
Недавно президент Туркменистана высказался за диалог с Пекином по определению новой цены за газ. По всей видимости, в предстоящий период главным человеком, отвечающим за поставки туркменского газа в Китай, да и в любом другом направлении, будет уже Сердар Бердымухамедов. Это, по сути, и определяет геополитическое, а также геоэкономическое значение происходящих в Туркменистане изменений.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: