Автор: НУРАНИ
За важные торговые пути воевали всегда - как в древности, так и в настоящее время. О чем шла речь - караванных тропах, удобных гаванях, железнодорожных узлах или горных перевалах - зависело от ситуации.
Но случалось и так, что военные конфликты резко меняли логистику. В полной мере это относится и к 44-дневной Второй Карабахской войне, после которой Южный Кавказ оказался на пороге новой «логистической революции». А главным ее содержанием, если угодно стержнем, обещает стать коридор между основной частью территории Азербайджана и Нахчываном. Разблокирование коммуникаций - одна из важных тем постконфликтного урегулирования.
Коридорная география и испуг Пашиняна
Состоявшаяся 6 апреля встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна при посредничестве председателя ЕС Шарля Мишеля подтвердила это в очередной раз. В своем итоговом заявлении Мишель отметил, что «лидеры также обсудили восстановление инфраструктуры коммуникаций /связи в частности между Арменией и Азербайджаном и в более широком смысле - на Южном Кавказе». Мишель приветствовал предпринятые шаги, направленные на восстановление железнодорожных путей, и в то же время призвал Армению и Азербайджан найти эффективные способы для восстановления дорожного сообщения, пообещав содействие Евросоюза.
Совсем недавно с весьма интересным заявлением по «коридорной теме» выступил Никол Пашинян. На заседании правительства Армении 31 марта он представил текущую ситуацию вокруг переговоров с Азербайджаном по разблокированию транспортных коммуникаций в послевоенном регионе: «Вы в курсе, что Армения по этой теме представила всеобъемлющие предложения. Суть наших предложений такова: реконструировать железную дорогу Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз, открыть или восстановить автомобильную дорогу, которая также свяжет восточные части Азербайджана с Нахчываном. Это должно произойти вместе с осуществлением на пограничных пунктах пограничного, таможенного и иного контроля. Азербайджан эти наши предложения и принимает, и не принимает. Это выражается в следующем: они говорят, что согласны с любым правовым статусом использования дороги при условии, что тот же режим должен действовать в Лачинском коридоре». После чего принялся объяснять, как неправ Азербайджан. Он отметил, что азербайджанская сторона ссылается на трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 (10) ноября 2020 года. Но, как уверял Пашинян, «во-первых, в заявлении нет упоминаний о коридорах на территории Армении, а понятие «Лачинский коридор» - есть». Во-вторых, по его мнению, «параллели между Нагорным Карабахом и Нахчываном выглядят странными по нескольким причинам. В первую очередь потому, что Нахчыван имеет сухопутную связь с Азербайджаном через Иран и Турцию, воздушную - через Иран и Армению. Нагорный Карабах имеет только сухопутную связь с Арменией и только через Лачинский коридор». В завершение же Никол Пашинян объявил, что заявление от 9 ноября «не предусматривает никакого коридора через территорию Армении, и мы не приемлем «коридорную логику».
Что же в действительности напугало Никола Пашиняна?
«Коридорная» ловушка
Для начала можно процитировать то самое заявление от 10 ноября, точнее пункт 9: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России». Так что Зангезурский коридор в трехстороннем заявлении обозначен и оговорен.
Между тем в Армении с самого начала всячески давали понять, что ни о каком коридоре не желают даже слышать. Более того, вокруг Зангезурского коридора и вообще в Зангезуре ситуация стала накаляться. Особенно усердствовал в этом теперь уже бывший омбудсмен Армении Арман Татоян. Позже его удалось «выдавить» в отставку, но стало ли после этого меньше политической напряженности - вопрос открытый. Наконец, в Армении прекрасно понимают, что разблокированию коммуникаций должны предшествовать демаркация и делимитация границ. А это для Иревана априори болезненный вопрос. За то время, пока Карабах находился под оккупацией, значительные территории были незаконно присоединены к Армении, теперь их приходится возвращать, что вызывает понятное напряжение в обществе. Ведь правило «не брать чужого» применительно к территориям соседних стран не очень-то соблюдалось.
«Иранский ход» и Лачинский коридор
Но теперь, еще до встречи в Брюсселе, ситуация резко изменилась. Азербайджан, как уже сообщалось, заключил весьма масштабные договоренности с Ираном в сфере транспорта и логистики. Это означает, что Баку прокладывает транспортный коридор не по северному армянскому, а по южному иранскому берегу реки Араз. На тех самых 40 с небольшим километрах, которые отделяют Нахчыванскую АР от основной территории Азербайджана. Но уже при наличии принципа «равного статуса» двух коридоров - Зангезурского и Лачинского.
На практике для Армении такие договоренности означают политическую катастрофу.
В Иреване не очень любят об этом вспоминать, но первой тактику транспортной блокады применила в регионе как раз Армения, лишив Нахчыван связи с Баку. Тогда блокировка Зангезурского участка шоссейных и железных дорог воспринималась в Иреване как средство давления на Азербайджан. Как и сейчас, после 44-дневной войны.
Но теперь ситуация меняется. Азербайджан располагает альтернативой Зангезурскому коридору - и это не только железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и строящаяся ветка Карс-Игдыр-Нахчыван, но и «иранский коридор». Если Армения откажется открыть коридор, то потеряет шанс на разблокирование коммуникаций и дорогу Ерасх (Араздейен)-Нахчыван-Джульфа, о которой говорил Пашинян. Разблокирование коммуникаций односторонним быть не может.
Иреванская игра в «шлагбаум» больно бьет и по интересам Москвы. До последнего времени именно РФ была модератором переговоров по разблокированию коммуникаций. К тому же у России свой интерес - ей принадлежат железные дороги Армении и без разблокирования коммуникаций сделать их рентабельными нет шансов. Как и получить железнодорожную связь между Россией и Арменией, единственной страной на Южном Кавказе, которая входит в ЕАЭС и ОДКБ. И все это по вине Иревана.
Баку сумел продавить принцип равного статуса коридоров. И если Армения будет по-прежнему отказываться предоставить Зангезурский коридор, у Азербайджана есть все основания закрыть Лачинский.
А такой шаг, и в Иреване это хорошо понимают, явится для Армении настоящей катастрофой. И неизбежно вызовет новую волну бегства из той части Карабаха, где сегодня российские миротворцы. Причем для такого бегства необязательно действительно закрывать коридор - достаточно просто обозначить возможность изменения его режима.
И как теперь иреванская правящая верхушка будет выходить из «коридорного» шока?
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: