24 Ноября 2024

Воскресенье, 15:17

БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Мирная повестка между Азербайджаном и Арменией приобретает очевидные очертания

Автор:

15.05.2022

Совершая очередной визит в Шушу 10 мая, в годовщину со дня рождения общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева, Президент Ильхам Алиев вновь дал понять, что исторические завоевания, достигнутые доблестной Азербайджанской армией, не могут быть пересмотрены, и азербайджанцы навсегда возвращаются в свои родные края, восстанавливая и отстраивая их заново. Это можно считать своеобразным ответом на обращение группы общественных деятелей, журналистов, экономистов, экспертов, аналитиков, учителей и врачей Армении к премьер-министру Николу Пашиняну и своим соотечественникам с целью пояснить, насколько важно и необходимо отказаться от территориальных претензий к Азербайджану. Возможно, это и есть те позитивные сигналы относительно новой постконфликтной реальности, которые слышит и принимает из Армении Азербайджан, о которых совсем недавно, встречаясь с представителями мирового экспертного сообщества, говорил Ильхам Алиев. Таким образом, несмотря на противодействие реваншистских сил в Армении, эта повестка приобретает уже очевидные очертания. 

 

Новая переговорная динамика и борьба за инициативу

Вслед за встречей 6 апреля в Брюсселе лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросоюза в регионе стала наблюдаться довольно интенсивная дипломатическая активность. Так, министры иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов и Армении Арарат Мирзоян дважды напрямую общались по телефону. Обсуждались ход реализации договоренностей по созданию двусторонней комиссии по делимитации и демаркации госграницы между двумя странами и подготовка мирного договора между Азербайджаном и Арменией. В регион наведались все бывшие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, теперь уже не в виде группы, а в качестве спецпосланников МИД своих стран. Также имели место телефонные переговоры Ильхама Алиева и Никола Пашиняна с главой Евросоюза Шарлем Мишелем, а также с президентом России Владимиром Путиным. Пашинян при этом сам слетал в Москву с визитом и пообщался с российским лидером тет-а-тет. В начале мая в Брюсселе встретились также помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев и секретарь совбеза Армении Армен Григорян. И все это за месяц. 

Конечно, думать, что эта активность протекала в обстановке полного единодушия сторон в отношении поставленных задач и реализуемых целей, было бы наивно. К тому же геополитическое соперничество фасилитаторов азербайджано-армянского диалога и внутриполитическая нестабильность в самой Армении выступали в качестве крайне негативного фона для подобной активности. 

Начнем с того, что брюссельские договоренности о работе над мирным соглашением и создании двусторонней комиссии по делимитации и демаркации границы были неоднозначно восприняты в Москве. Спустя несколько дней после встречи И.Алиева и Н.Па-шиняна в Брюсселе, комментируя инициативу ЕС по сближению позиции сторон, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила: «Мы зафиксировали беззастенчивые попытки Брюсселя присвоить себе предмет российско-армяно-азербайджанских договоренностей на высшем уровне и повестку дня, предложенную в прошлом году сопредседателями Минской группы ОБСЕ». По сути, российская сторона дает понять, что для нее важно, чтобы Баку и Иреван воспринимали усилия Москвы по нормализации их отношений как основные.

При этом Захарова напомнила и о негативной реакции главы МИД РФ Сергея Лаврова на посредничество Евросоюза. Спустя сутки после этой встречи, принимая у себя главу армянского МИД, он заявил следующее: «Я обратил внимание на то, что в коммюнике ЕС по итогам встречи в Брюсселе нигде ни разу не упомянута Россия. Это говорит о том, что важнее для руководства ЕС - развивать достигнутое или использовать и карабахскую тему для того, чтобы отмечаться по своей русофобской линии». Комментируя отказ Вашингтона и Парижа работать с Москвой в формате Минской группы ОБСЕ, Лавров также отмечал, что «это их право, если они готовы пожертвовать интересами урегулирования в Карабахе и в целом в Закавказье, если они готовы пожертвовать интересами, в данном случае армянской стороны, - это их выбор. Они в числе своих приоритетов не только этот конкретный конфликт, но и все остальные конфликты и кризисы на земле делают заложниками своей русофобской политики». 

 

Армянские предложения и региональные реалии

Примечательно, что 5 мая глава совбеза Армении Армен Григорян, выступая на брифинге в правительстве, озвучил видение армянской стороной дальнейших переговоров с Азербайджаном по мирному договору и делимитации границы. Тезисы про «статус Нагорного Карабаха», озвученные Григоряном, которые армянская сторона рассматривает в качестве условий для начала переговоров с Азербайджаном по мирному договору, совпадают с подходом российской стороны, которая предлагает свое содействие в этом вопросе. Ранее Мария Захарова, обращая внимание на формат трехсторонних договоренностей на высшем уровне между Москвой, Иреваном и Баку, заявляла: «Принципиальные разногласия между Баку и Иреваном по статусу Карабаха сохраняются. Мы видим свою роль в сближении сторон», - сказала она.

Как известно, Баку категорически отвергает возможность обсуждения статуса сепаратистского формирования, считая неприемлемым не только этот вопрос, но и употребление самого словосочетания «Нагорный Карабах». 

К тому же в итоговом заявлении по завершении Брюссельской встречи ничего о статусе не говорилось. Сейчас армянская сторона, используя внутриполитическую напряженность и аргументируя свои действия «требованием общества», старается внедрить вопрос «статуса» в повестку последующих согласований. Это может крайне негативно отразиться на темпах и характере подготовки мирного договора между двумя странами. Выступая на V Съезде азербайджанцев мира, который проходил 22 апреля в городе Шуша, Президент Ильхам Алиев заявил, что мирный договор с Арменией Баку намерен подписать только на основании ранее предложенных Иревану пяти принципов, которые подразумевают, в том числе, пункт об отсутствии территориальных претензий друг к другу.

Азербайджан не признает никаких оговорок и сносок по этому вопросу. По словам главы азербайджанского государства, если Иреван откажется признать все эти принципы, Азербайджан не подпишет мирный договор. «Это единственный выход для Армении, а может быть, и последний шанс. Если они откажутся, мы не признаем территориальную целостность Армении, мы официально заявим об этом», - подчеркнул Президент Азербайджана.

Оказался ли процесс по подготовке мирного договора на грани срыва, говорить пока рано, однако очевидно, что этот процесс рискует затянуться, что чревато обострением региональной ситуации. 

К сожалению, не найдены и взаимоприемлемые подходы по делимитации и демаркации границы. «Ведутся обсуждения вокруг этого вопроса. Мы надеялись, что будет возможно до конца апреля найти решения и двигаться вперед, но могу отметить, что на данный момент продолжаются интенсивные обсуждения по подходам», - сказал глава армянского Совбеза.

Более того, он озвучил вряд ли реализуемый тезис по решению проблемы анклавов (если быть точным - эксклавов) между Арменией и Азербайджаном. 

«Возможный вариант решения таков: анклавы Армении остаются Азербайджану, анклавы Азербайджана, которые находятся на территории Армении, остаются РА», - сказал Григорян, добавив, что до сих пор вопрос анклавов не поднимался. 

«С обеих сторон есть анклавы: на территории Азербайджана есть анклав Арцвашен (Башкенд) и на территории Армении есть анклавы, и их территории почти равны», - заявил он.

Однако армянская сторона упускает из виду одно важное обстоятельство. Дело в том, что азербайджанские эксклавы на территории нынешней Армении занимают стратегическое положение на карте страны и региона. Так, село Кярки расположено в пределах трассы Армения-Иран и расположено на возвышенности, которая обеспечивает визуальный контроль над всей западной частью границы Армении с Нахчыванской Автономной Республикой Азербайджана.

Ответ замглавы МИД Азербайджана Халафа Халафова на заявления главы армянского совбеза, отметившего невозможность передачи Армении анклавов, является еще одним свидетельством того, что этот вопрос азербайджанская сторона предпочитает рассматривать с учетом собственных интересов. «Это - территории Азербайджана. Переход этих земель под контроль Азербайджана требует процесса делимитации, поэтому будет рассмотрен в данных рамках. Эти вопросы будут решены путем обсуждения», - добавил Х.Халафов.

Эксклавы Юхары Аскипара и Бархударлы обеспечивают контроль над коммуникациями, связывающими юго-восток Армении с Грузией, а также позволяют создавать дополнительный пояс безопасности вокруг азербайджанских стратегических трубо- и электропроводов в направлении Грузии. 

Что касается эксклава Башкенд на азербайджанской территории, то он со всех сторон окружен высотами, контролируемыми азербайджанской стороной, и не представляет особого интереса со стратегической точки зрения, поскольку находится в удаленной от основных населенных пунктов труднодоступной горной местности. 

Таким образом, можно предполагать, что азербайджанская сторона вряд ли согласится на предложения Армении.

 

Баку и Анкара действуют синхронно

Тем временем оглашение Иреваном своей позиции по дальнейшей коммуникации с Азербайджаном в условиях растущей митинговой стихии в стране было не случайным. Для властей Армении важно лишить аргументов своих противников, обвиняющих правящую команду в ущемлении национальных интересов и подыгрывании Баку. 

Это особенно важно также на фоне ведущихся переговоров с Анкарой. 3 мая в Вене прошла очередная, третья по счету встреча спецпредставителей Турции и Армении - посла Сердара Кылыча и вице-спикера Рубена Рубиняна. Стороны в очередной раз подтвердили свое согласие продолжить процесс без предварительных условий.

Как мы уже отмечали, днем ранее, 2 мая помощник Президента Азербайджана - заведующий отделом внешней политики Администрации главы государства Хикмет Гаджиев провел встречу с секретарем совета безопасности Армении Арменом Григоряном в Брюсселе. Очевидно, на этой встрече обсуждалась возможная повестка глав государств, однако позиция, занятая Иреваном впоследствии, не позволяет надеяться на проведение такой встречи в самом ближайшем будущем. 

Тем временем, исходя из плотного режима переговоров и интенсивности армяно-турецкого диалога, можно предположить, что в этом направлении ощутимые подвижки ожидаемы. Более того, стороны могут готовить некий документ.

Возможно, это какая-то декларация о намерениях, которая переводила бы информацию о характере этого диалога в публичную сферу и смогла обозначить его основные направления. 

Появление такого документа можно считать прорывом, так как он будет первым совместным армяно-турецким документом, способным положить начало процессу нормализации отношений в институциональном поле.

Нормализация турецко-армянских отношений дополняет азербайджано-армянский диалог и в целом формирует новую геополитическую, геоэкономическую реальность, которая будет определять вектор политических и экономических отношений в регионе.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

150


Актуально