24 Ноября 2024

Воскресенье, 15:05

ШАГ К МИРУ

Готовы ли в Ереване отказаться от претензий на азербайджанские земли, несмотря на брюссельский процесс?

Автор:

01.06.2022

22 мая в Брюсселе, столице единой Европы, прошел еще один раунд переговоров по постконфликтному урегулированию. Третья по счету встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и председателя Европейского Совета Шарля Мишеля продлилась пять часов. 

Итоговое заявление, с которым после ее окончания выступил Шарль Мишель, прозвучало весьма оптимистично: «Первое заседание пограничных комиссий по вопросам границы состоится в ближайшие дни на межгосударственной границе». По его словам, «лидеры пришли к договоренности о необходимости продолжения работы, направленной на открытие транспортных сообщений». Они также договорились «о транзитах между западной частью Азербайджана и Нахчываном и через территорию Азербайджана между различными частями Армении, а также принципах, которые будут регулировать международные транспортные перевозки посредством коммуникационной инфраструктуры обеих стран». Кроме того, «лидеры пришли к договоренности продолжить обсуждения относительно будущего мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. В ближайшие недели делегации, возглавляемые министрами иностранных дел, продолжат данный процесс». От себя господин Мишель добавил: «…я, обращаясь к обоим лидерам, подчеркнул, что, на мой взгляд, важно решение вопроса прав и безопасности этнического армянского населения Карабаха». И в качестве вишенки на торте Мишель пообещал, что «Европейский Союз вместе со сторонами будет развивать работу Экономической консультативной группы, старающейся продвигать экономическое развитие на благо обеих стран и их народов. Я также подчеркнул важность подготовки населения к долгосрочному устойчивому миру, и Европейский Союз готов усилить свою поддержку». Следующую встречу Мишель обещал провести в июле-августе. 

 

Но что за кадром?

Безусловно, достигнутые в Брюсселе договоренности - в интересах всех участников переговоров, и не в последнюю очередь Евросоюза. Брюсселю, по понятным причинам, хочется добиться успеха в своей посреднической миссии. А, во-вторых, обезопасить азербайджанские трубопроводы и железные дороги от «неприятных неожиданностей» - здесь сделали выводы и из июльских боев 2020 года, и из 44-дневной войны, когда Армения целилась по стратегически важной для Европы инфраструктуре Азербайджана. Наконец, теоретически, да и не только, постконфликтное урегулирование в Карабахе - тот случай, когда вполне возможен сценарий win-win, то есть решение в интересах обеих сторон. 

Тем не менее очевидно, что переговоры идут в русле и рамках позиции Азербайджана. Именно Баку настаивает на демаркации и делимитации границ, что теснейшим образом связано с их признанием и отказом Еревана от территориальных претензий к Азербайджану. 

Открытие коммуникаций, без сомнения, - в интересах обеих сторон. Но то, что Мишель отдельной строкой упомянул транзит между западной частью Азербайджана и Нахчываном, то есть Зангезурский коридор, но при этом никоим образом не коснулся Лачинского коридора, тоже несомненный успех Баку. 

Наконец, Армении, несмотря на все старания, не удалось протолкнуть в брюссельские итоги ни отсылку к Минской группе ОБСЕ, ни, тем более, обсуждение некоего обособленного статуса Карабаха. Заявление, которое сделал Шарль Мишель от себя лично, показало, что в Европе рассматривают данный вопрос лишь в контексте обеспечения прав и безопасности армянского населения. Президент Азербайджана неоднократно подчеркивал, что в Баку считают армян Карабаха своими гражданами и готовы обеспечить им и безопасность, и гражданские права, и культурно-гуманитарное развитие. 

 

Упустит ли Армения шанс?

Казалось бы, итоги брюссельской встречи дают хороший повод для оптимизма. Тем более что уже состоялась первая встреча вице-премьеров Азербайджана и Армении Шахина Мустафаева и Мгера Григоряна на границе. 

Однако в Баку уже напоминают: точно так же оптимистично завершились переговоры в Брюсселе 6 апреля. И встреча Мустафаева и Григоряна должна была пройти еще в конце апреля, но ее, как заявил накануне Президент Ильхам Алиев, дважды срывала Армения. Сегодня встреча как бы состоялась, только вот готов ли Ереван пройти свой путь к миру? 

Причина тоже понятна. Уже через несколько дней после Брюсселя Ильхам Алиев подчеркнул: «24 мая на азербайджано-армянской границе состоялась первая встреча комиссий. Это имеет очень большой смысл. И в том плане, что мы определим границы, это очень важно. Так как эти границы тоже были оккупированы армянами. С другой стороны, это автоматически официально положит конец территориальным претензиям к Азербайджану реваншистских, фашистских сил в Армении. Потому что если мы определяем границы, то о каком статусе «Нагорного Карабаха» может идти речь?!»

 

«Переговоры» пишем, а что в уме?

Тут уже повода для оптимизма поменьше. Делимитация и демаркация границ под эгидой Евросоюза - далеко не первая такого рода миссия. Уже по горячим следам 44-дневной войны ведущую роль в процессе брала на себя Россия. Тем более что у Москвы был существенный козырь - карты Генштаба СССР, где с максимальной точностью указаны границы. Однако процесс был сорван Арменией - Еревану не хотелось терять территории, незаконно «прихватизированные» и в советские годы, пока границы республик не обозначались на местности, и позже, уже во время оккупации сопредельных с Арменией Зангиланского, Лачинского и Кяльбаджарского районов. За полтора года, прошедших после окончания военных действий, были и события у озера Гарагель, где армянских солдат в прямом смысле слова гнали пинками, и «однодневная война» в Кяльбаджарском районе, и многое другое. В результате российское посредничество оказалось если и не сорванным, то серьезно заторможенным. Сегодня первую скрипку играет уже Брюссель. Однако есть ли у Армении воля к реальным шагам по демаркации границ и отказу от незаконно присвоенных территорий - вопрос пока открытый. Тем более что в Ереване на фоне переговоров продолжаются и митинги местных реваншистов, которые обвиняют Никола Пашиняна в «предательстве армянского дела» и т.д. Пока еще их активность не дошла до красной черты. Рискнут ли в команде Пашиняна поставить подпись под документами, которые подразумевают отказ от притязаний на азербайджанские земли?

Не все гладко и в таком, казалось бы, бесспорном вопросе, как открытие коммуникаций. Уже после завершения переговоров в Брюсселе на эту тему высказался секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, один из ближайших соратников Пашиняна. По его словам, на территории Армении не может быть дороги или транспортного маршрута с логистикой коридора. Затем Григорян добавил: «В контексте открытия региональных сообщений договоренности касались пограничного, таможенного контроля, взимания платы, международного транзита. Эти важные вопросы касаются реализации проекта «Армянский перекресток», и правительство Армении последовательно будет двигаться в этом направлении». 

 

«Регулируемый перекресток»

Что же представляет собой идея «армянского перекрестка», о которой так любят говорить в Ереване? Впервые ее представил Никол Пашинян еще в феврале 2022 года. Тогда он пообещал соединить в один проект и дорогу Араздейян («Ерасх»)-Джульфа с последующим выходом на Иран и на азербайджанский Зангезурский коридор, а далее на железные дороги России, и армянский проект автодороги «Север-Юг». Последний, как рассчитывают в Ереване, позволит создать сообщение от России и Европы до Персидского залива. 

Намеренно вынесем за скобки наличие такого «бутылочного горлышка», как КПП «Верхний Ларс» на границе России и Грузии. Не станем напоминать также, что стратегическая дорога Ереван-Кафан проходит по территории Азербайджана. Важно другое. Открытие коммуникаций - вопрос комплексный. И у Армении даже теоретически не получится открыть дорогу на Джульфу, получить выход на железные дороги России через Азербайджан. 

Более того, если до 44-дневной войны на реальном продвижении переговоров и освобождении оккупированных Арменией территорий настаивал Азербайджан, то сейчас ситуация принципиально иная. Баку, безусловно, заинтересован в продвижении постконфликтного урегулирования, но сегодня положение изменилось. Открытие коммуникаций нужно Армении куда больше, тем более что Азербайджан за годы оккупации выстроил альтернативную логистику через территорию Грузии и уже договорился с Ираном. Причем если Армения сорвет делимитацию границ на основе советских карт, в Баку могут поставить вопрос о возвращении к картам Парижской мирной конференции. 

44-дневная война отправила в архив те самые предложения Минской группы, по которым сегодня вздыхают в Армении. А значит, завтра там, вполне возможно, придется вздыхать по тому, от чего она отказывается сегодня.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

142


Актуально