Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
«Я выступаю за то, чтобы остаться (в ЕС), поскольку считаю, что это в экономических интересах Великобритании и означает, что мы можем сосредоточиться на жизненно важных экономических и социальных реформах у себя дома».
«Мы должны выйти из Европейского Союза, независимо от того, будем ли мы заключать соглашение (с ЕС) или нет, к 31 октября… Возвращение контроля над нашей торговой политикой означает, что британский народ снова находится у руля...»
Первое заявление было сделано в 2016 году до референдума о выходе из ЕС министром окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства в кабинете противника Brexit Дэвида Кэмерона. Второе - в 2019-м министром внешней торговли при Борисе Джонсоне. Автор диаметрально противоположных заявлений - новый лидер Консервативной партии и премьер-министр Великобритании Лиз Трасс.
Кстати, да и консервативных взглядов она придерживалась-то не всегда.
Мэри Элизабет Трасс родилась в Оксфорде 26 июля 1975 года в семье убежденных сторонников лейбористов. Родители часто брали ее на политические демонстрации, особенно против политики премьер-министра Маргарет Тэтчер. Горячо поддерживав в юности взгляды родителей, после поступления в Оксфордский университет Лиз поменяла политические взгляды. Она стала либерал-демократом и даже была избрана президентом студенческого крыла партии в университете. Вместе с тем после окончания Оксфорда Трасс вступила в Консервативную партию.
Ее отец, Джон Кеннет Трасс, профессор математики в Университете Лидса, по его собственному признанию, не мог понять, как его дочь превратилась в тори. Какое-то время он даже думал, что она, возможно, «спецагент лейбористов, старающийся изнутри подорвать консервативный режим». Сама же Лиз Трасс говорит, что поездка в Восточную Европу после распада Советского Союза была ключевым фактором, повлиявшим на ее решение.
Есть у нее объяснение и смене отношений к Brexit. Противницей выхода из ЕС, по ее словам, она была исключительно из-за лояльности к Дэвиду Кэмерону.
Работая в правительствах трех премьеров - Кэмерона, Мэй и Джонсона, Лиз Трасс проявляла лояльность к шефам не только своими высказываниями, но и старалась демонстрировать усердность в работе. Иногда, правда, случался перебор.
Став при Джонсоне министром внешней торговли, после Brexit Трасс активно взялась за перезаключение торговых соглашений с другими странами, позиционируя себя в качестве посла новой «Глобальной Британии». Причем как-то не особо акцентировалось, что соглашения эти не особо отличаются от предыдущих, когда Великобритания была в составе ЕС. Трасс была настолько одержима тем, чтобы делиться своими историями успеха в Instagram, что ее сотрудники начали шутить, будто они работают в отделе Instagramming Truss. Соратники же по партии не возражали, так как это было неплохой демонстрацией того, что Brexit действительно удался.
В качестве министра иностранных дел Трасс полностью поддержала Джонсона в формировании агрессивного ответа Великобритании на вторжение России в Украину. Но когда она стала открыто и настойчиво призывать британцев идти воевать в Украину, кабинет тори вынужден был дистанцироваться от заявлений своего министра, говоря, что это не официальная точка зрения и есть много других способов поддержать Украину.
Кругом проблемы
В непростое для Великобритании время Лиз Трасс взяла бразды правления в свои руки. От предыдущих премьеров она наследует спрогнозированную Банком Англии затяжную рецессию, двузначную инфляцию, рост процентных ставок, кризис стоимости жизни, стагфляцию, кадровый кризис в здравоохранении (NHS), трудности с разделением власти в Северной Ирландии, возобновленные призывы в Шотландии ко второму референдуму о независимости и прочие большие и малые проблемы. И это без учета последствий COVID, который продолжает сказываться на психическом здоровье многих в стране.
Есть и другая не менее важная сложность - новый премьер-министр столкнется с серьезной проблемой доверия. Электорат доверял Борису Джонсону, его министрам, его партии, пока не разразился Partygate (политскандал).
Обстоятельства, конечно же, могут измениться, и новый лидер, возможно, сможет убедить избирателей вновь доверять тори, исправить грядущую затяжную рецессию, оживить NHS, а также укрепить бренд Global Britain как позитивную международную силу. Все это сложно осуществить даже самому популярному политику, и то при наличии у него запаса в пять лет правления.
А у Лиз Трасс и рейтинги не ахти, и максимум два года до следующих очередных выборов. По данным исследовательской компании YouGov, только 12% британцев воспринимают Трасс как хорошего лидера, 52% считают ее плохим. Британцы расходятся во мнении относительно того, будет ли она лучшим премьер-министром, чем ее предшественник Борис Джонсон. Однако считают, что она будет хуже любого другого премьер-министра, начиная с Маргарет Тэтчер.
Есть ли сходство с Тэтчер?
А ведь именно на Тэтчер Лиз Трасс пытается быть похожей всю свою политическую карьеру. В том числе и внешне. К примеру, во время визита в Россию в феврале этого года надела меховую шапку, похожую на ту, что Тэтчер носила на учениях НАТО. В ноябре прошлого года сфотографировалась на танке в Эстонии, прямо как ее кумир. А на первые дебаты в борьбе за кресло премьера надела блузку с бантом - стиль, который нравился Тэтчер.
Свои экономические и политические инициативы в качестве премьера Лиз Трасс тоже позиционирует как продолжение идей Тэтчер. Но вот что интересно - даже среди соратников «железной леди» нет единого мнения о том, действительно ли представления Трасс о реформе британской экономики соответствуют ее идеям.
К примеру, профессор Патрик Минфорд, один из ведущих британских макроэкономистов с 1970-х годов и экономический советник Тэтчер, с которым она консультировалась при преобразовании экономики Великобритании в 1980-х, считает, что Тэтчер поддержала бы экономические идеи Лиз Трасс. «Я думаю, что Лиз Трасс обладает многими качествами, которые отличали Тэтчер, - трудолюбием и стратегическим пониманием того, что необходимо сделать. И я думаю, что она понимает, как трудно бывает добиться желаемого, потому что существующая система ставит так много препятствий. Она имеет все основания претендовать на то, чтобы ее сравнивали с миссис Тэтчер», - заявил он.
А вот лорд Гриффитс, бывший политический советник Маргарет Тэтчер, не видит никаких сходств, обвиняет Лиз Трасс в авантюре с экономикой за ее обещания отменить недавнее повышение национального страхования, а также запланированное повышение корпоративного налога. «Я не могу сосчитать, сколько раз миссис Тэтчер говорила мне, что одним из ее самых больших страхов было то, что однажды один из ее канцлеров (министр финансов) сократит налоги как «ставку на будущее экономики».
Остановить Путина
В интервью The Telegraph новый премьер сказала, что ее подход к решению проблем в стране будет двояким: немедленные действия по преодолению кризиса стоимости жизни и план обеспечения экономического роста. Она заявила, что скоро обнародует «10-летний план реформы государственной службы и 10-летний план изменения темпов экономического роста Великобритании», добавив, что «мы должны расти в среднем на уровне 2,5 процента».
Для решения энергетического кризиса премьер планирует этой зимой заморозить счета за электроэнергию для миллионов домохозяйств. Годовые счета за электроэнергию для среднего домохозяйства должны были подскочить с 1971 до 3549 фунтов стерлингов с октября этого года. Новое правительство собирается заморозить счета за электроэнергию на уровне около 2500 фунтов стерлингов. Покрытие расходов планируется за счет займов на сумму более 100 млрд фунтов стерлингов. Новый канцлер Казначейства Квази Квартенг заверил, что эти меры будут действовать два года и помогут предприятиям и семьям «пережить эту зиму и следующую». Параллельно планируется увеличить объемы бурения газа и нефти в Северном море, чтобы удовлетворить среднесрочные потребности Великобритании в энергии.
Далее Трасс рассматривает возможность сокращения подоходного налога и НДС. Она также планирует снизить бизнес-ставки, чтобы помочь малым компаниям. Премьер отменит повышение национального страхования, вступившее в силу в апреле, и экологические сборы на счета за электроэнергию на два года, что, по ее мнению, поможет предотвратить спад и рецессию. Она также заявила, что пересмотрит налог на наследство в рамках общего пересмотра налоговой системы.
Более того, Лиз Трасс утверждает, что выведет Великобританию из международного соглашения, устанавливающего глобальную минимальную ставку корпоративного налога на уровне 15%. Правда, это соглашение не вступит в силу, пока не будет ратифицировано парламентами всех подписавших его стран. Но даже ярому его стороннику Джо Байдену не удается пробиться через Сенат.
В самой Великобритании данное соглашение встретило сопротивление со стороны правого крыла Консервативной партии, которое утверждает, что это недопустимое нарушение национального суверенитета и вредно для экономического роста.
Еще премьер пообещала направить миллиарды фунтов стерлингов из NHS на социальную помощь, чтобы освободить места в больницах. Она хочет, чтобы 13 млрд фунтов стерлингов в год, предназначенные для NHS в результате повышения национального страхования, были направлены местным властям для оплаты ухода за пожилыми людьми.
Из других планов нового премьера можно отметить следующее. Лиз Трасс уверена, что «необходимо провести дальнейшие миграционные реформы в Великобритании, чтобы убедиться, что мы действительно можем остановить нелегальную иммиграцию». Но в то же время предложила ежегодно разрешать тысячам иностранных рабочих приезжать в Великобританию для временного выполнения сельскохозяйственных работ, таких как сбор фруктов. Считает, что «текущая версия Североирландского протокола подрывает позиции Великобритании». Пообещала, что второго референдума о независимости Шотландии при ней не будет, поскольку она поклялась укреплять и защищать союз. Заявила, что Великобритания увеличит расходы на вооруженные силы до трех процентов от ВВП к концу этого десятилетия и пересмотрит планы сокращения численности армии.
Говоря о войне в Украине, Лиз Трасс назвала себя «борцом за свободу» этой страны, заявив членам Консервативной партии, что они могут доверять ей в том, что она сделает все возможное, чтобы обеспечить поражение Владимира Путина.
Умеет слушать
Как бы ни относились к Лиз Трасс ее критики, они вынуждены признать, что она окружила себя сильной командой политических, экономических экспертов, специалистов по Brexit, внутренней политике, иностранным делам.
К примеру, главным экономическим советником Лиз Трасс стал Мэтью Синклер, который в среде экономических экспертов пользуется уважением за его «безупречное правоцентристское чутье в вопросах расходов, налогов и регулирования, понимание ценности конкуренции, но при этом богатый опыт в структурах госрегулирования».
Судя по всему, сильная сторона нового премьера - умение слушать. Время покажет, умеет ли она делать правильные выводы. Патрик Минфорд, к которому Лиз Трасс частенько наведывается за советом, считает, что «она довольно быстро и решительно взялась за свободную торговлю… она понимает, что нужно делать».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: