Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
В древнейшем узбекском городе Самарканд 15-16 сентября состоялось одно из крупнейших международных мероприятий, когда-либо проводившихся в Центральной Азии, - 22-й саммит глав государств, партнеров и наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
РазноШОСные страны
Естественно, такое событие и состав участников, тем более в столь непростое время на международной арене, привлекли внимание всех крупнейших СМИ. Встреча получила самые разные оценки - создалось ощущение, что каждый в ней увидел именно то, что он хотел увидеть. Но больше всего саммит, конечно, рассматривался с точки зрения создания альтернативы однополярному устройству международных отношений. Что же касается итогов самаркандских дискуссий, то понятно, что они будут корректироваться дальнейшим развитием геополитических и экономических событий в мире.
ШОС, которая появилась на свет в далеком 2001 году, много раз предрекали постепенное угасание. На это назывались две объективные причины, которые действительны по сей день. Во-первых, что организация объединяет слишком большие (географически) территории и слишком разношерстные страны - в своих целях, идеологиях, цивилизационно-культурных традициях, размерах, моделях развития, возможностях и потенциалах. Во-вторых, что многие члены или партнеры ШОС имели конфликты или серьезные проблемы с другими участниками, что априори не может способствовать доверию внутри структуры. И то, и другое верно. ШОС объединяет развивающиеся экономики, представляющие приблизительно 60% Евразии, половину мирового населения и 30% глобального ВВП по паритету покупательной способности. Естественно, что все государства, входящие в столь большое объединение, просто не могут следовать в одном направлении.
Однако мир в последнее время стремительно и непредсказуемо меняется. И то, что раньше казалось слабостью, внезапно может превратиться в источник силы. Кажется, пришло время избавляться от мышления и идеологических предубеждений времен холодной войны. Первый раз мы от них избавлялись сразу после развала СССР, когда появилась надежда на какое-то более-менее мирное сосуществование человечества. Сейчас же, когда на повестке стоит слом однополярной системы и человечество вновь всерьез рассуждает о том, кто первым начнет ядерную войну, становится понятно, что классического противостояния быть не может и не будет. А границы того, что мы определяем как «союзник» или как «противник», все больше размываются. В таком состоянии международной системы есть свои плюсы и минусы, но это - наша реальность.
При этом можно сказать, что ШОС является самой яркой иллюстрацией данной тенденции. Так, например, на саммите Россия и Китай вроде бы подтвердили приверженность двустороннему сотрудничеству, цель которого - противостояние авторитету Запада. Но, тем не менее, классическими союзниками Россию и Китай назвать очень сложно по ряду всем известных причин. То же самое можно сказать о союзничестве России и Турции, России и Ирана, Турции и Ирана, Индии и Китая, Китая и Пакистана. Более того, внутри большого «разноШОСного» ареала расположено такое проблемное и специфическое государство, как Афганистан. Так что принцип, гласивший «враги моих друзей - мои враги», серьезно устарел.
Новые партнеры и Азербайджан
Одними из самых значительных событий в Самарканде стали решение о вступлении Ирана в эту организацию, а также начало процедуры по интеграции Беларуси. Кроме того, члены ШОС предоставили Египту, Саудовской Аравии и Катару статус партнеров по диалогу, достигли договоренности о приеме в качестве новых партнеров по диалогу Бахрейна, Мальдивских островов, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Мьянмы. Присоединение 80-миллионного Ирана можно назвать весомым шагом вперед для организации. Эксперты уже начали предполагать, как ШОС сможет воспользоваться логистическими, энергетическими и ресурсными возможностями Тегерана.
Особую динамику и интригу работе саммита в Самарканде придало участие в ней Реджепа Тайипа Эрдогана, президента страны, которая в последнее время играет все большую роль как в Европе, так и на Ближнем Востоке и в Азии. Многие сошлись во мнении, что внимание Эрдогана к ШОС говорит о росте влияния организации, а сама Турция верно оценивает перспективы ШОС как организации, которая может претендовать на более существенную роль в мире. Поэтому никого не удивило, что турецкий президент своим участием демонстрирует вероятность присоединения Анкары к организации. «Теперь следующий процесс - это шаг к самому продвинутому этапу работы. Этот шаг, возможно, встанет на повестке дня на более продвинутом уровне в Индии, которая будет принимающей стороной в следующий раз», - заявил Эрдоган журналистам по завершении встречи в Самарканде.
Азербайджан в настоящее время обладает в ШОС статусом партнера по диалогу, и Президент Ильхам Алиев также принимал участие в саммите. Напомним, что в 2016 году между Азербайджаном и ШОС был подписан меморандум, отражающий сферы сотрудничества, среди которых борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, обеспечение региональной безопасности и стабильности. Также особое значение для Азербайджана имеют такие вопросы, как межцивилизационный диалог, мультикультурализм и поощрение толерантности, - авторитетная роль Баку в этих направлениях не раз признавалась на разных международных площадках и на самом высоком уровне.
Ильхам Алиев в своей речи на саммите ШОС сказал, что Азербайджан вносит весомый вклад в запуск региональных коммуникационных проектов, таких как коридоры Восток-Запад и Север-Юг. «В настоящее время Бакинский международный морской торговый порт имеет грузопропускную способность 15 миллионов тонн в год, которая может быть увеличена до 25 миллионов тонн. За первые 7 месяцев этого года транзит через территорию Азербайджана увеличился почти на 50 процентов. Азербайджан обладает крупнейшим гражданским грузовым флотом в Каспийском бассейне, насчитывающим 52 судна. Бакинский судостроительный завод может производить все типы судов. За последние 20 лет в Азербайджане построены или капитально отремонтированы автомобильные дороги протяженностью 19 тысяч километров, железные дороги длиной 1400 километров. Сегодня Азербайджан после Победы во второй Карабахской войне в 2020 году строит тысячи километров автомобильных и сотни километров железных дорог на освобожденных от оккупации территориях. Азербайджан имеет один из крупнейших в нашем регионе гражданских воздушных грузовых флотов, насчитывающий 18 самолетов. Количество международных аэропортов к концу 2024 года увеличится с сегодняшних 7 до 9», - рассказал он своим коллегам. Глава Азербайджана также особо подчеркнул, что урегулирование карабахского конфликта в конце 2020 года создало новые возможности для развития транспортно-коммуникационных проектов в регионе, а открытие Зангезурского коридора еще больше увеличит транспортные возможности и будет выгодно для всех стран, расположенных вдоль этого маршрута.
Важные решения
Участники саммита подписали Самаркандскую декларацию, в которой закреплены позиции государств-членов по важнейшим региональным и глобальным вопросам. Лидеры ШОС отметили, что «сегодня мир переживает глобальные перемены, вступая в новую эпоху стремительного развития и масштабных преобразований». Также была подтверждена «приверженность формированию более представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка». Члены ШОС договорились укреплять безопасность и совместно бороться с терроризмом, подтвердили стремление к выработке общих принципов и подходов к формированию единого перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов. Примечательно, что члены организации отметили «недопустимость вмешательства во внутренние дела государств под предлогом противодействия терроризму и экстремизму, а также неприемлемость использования террористических, экстремистских и радикальных группировок в корыстных целях». Отдельно по Афганистану участники заявили, что считают исключительно важным создание в этой стране инклюзивного правительства с включением в него представителей всех этнических, религиозных и политических групп афганского общества.
На полях Самаркандского саммита состоялось множество двусторонних встреч. Как известно, на таких мероприятиях большинство самых интересных переговоров обычно проводится в кулуарах. Примечательно, что хотя ШОС и называют «Восточным НАТО», это не военный и не политический союз. ШОС не требует от членов увеличивать расходы на оборону, а ставит во главу угла экономическое сотрудничество. Главная забота участников саммита - налаживание коммуникационных каналов, логистики.
Как подчеркнул премьер-министр Индии Нарендра Моди, необходимо развитие надежных, устойчивых и диверсифицированных цепочек поставок, для чего потребуются лучшее взаимопонимание и коммуникации. С другой стороны, именно такая экономическая и логистическая интеграция и продвигает многополярность, потому что, как известно, доминирование Запада построено во многом на контроле основных транзитных путей. С этой точки зрения стоит упомянуть такую организацию, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), три члена которой - члены ШОС.
Таким образом, можно смело констатировать, что, несмотря на порой критические различия в политических системах, участники ШОС продолжают встречаться, разговаривать и развиваться, строить планы. Председатель КНР Си Цзиньпин выразил прагматичное стремление превратить блок в «сообщество общей судьбы». Он также отметил, что мир стоит перед лицом «невиданных за всю историю колоссальных перемен». «Человечеству необходимо найти надежный путь к миру», - это общий тезис, изложенный Нарендрой Моди. Президент России Владимир Путин говорил в Самарканде о необратимых переменах в мировой политике и возрастающей роли новых центров силы. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев призвал к конструктивному диалогу для совместной борьбы с угрозами стабильности и безопасности, а также с такими проблемами, как изменение климата, дефицит водных и природных ресурсов, социально-экономические последствия пандемии, кризис энергетической и продовольственной безопасности. Ильхам Алиев в свою очередь заверил всех, что Азербайджан продолжит осуществлять свою деятельность на основе международного права, справедливости и глобальной безопасности. В таком духе высказались практически все участники саммита в Самарканде.
Членов и партнеров ШОС объединяет то, что все они находятся в одном регионе, связаны общими проблемами и возможностями и поэтому заинтересованы в стабильном и поступательном развитии. Организация имеет потенциал для противостояния глобальным вызовам, а значит, может из региональной трансформироваться даже в глобальную.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: