Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
Внимание экономического сообщества во всех развитых странах мира сегодня приковано к решениям центробанков относительно учетных ставок. Они являются одним из самых действенных инструментов влияния на финансовый рынок, а через него и на всю экономику. Базовая ставка во времена кризиса, особенно как нынешний, приобретает архиважное значение для предотвращения инфляционных процессов. С другой стороны - это своеобразный индикатор и месседж деловому миру о возможных переменах в экономике в краткосрочном периоде.
В Азербайджане до недавнего времени принимаемые ЦБА решения об учетной ставке носили именно такой, информативный характер. Однако с сентября этого года главный банк страны решил несколько изменить свою политику в этом вопросе и добиться хотя бы частичного влияния изменений ставки на рыночные процессы. Как заявил на пресс-конференции глава правления Центробанка Талех Кязымов, цель достигнута, и учетная ставка впервые в Азербайджане превратилась из индикатора в реальный инструмент.
Ключевой фактор
Как известно, учетная ставка - это тот процентный уровень, по которому центробанки выдают кредиты коммерческим банкам, распределяющим, в свою очередь, эти кредиты среди своих клиентов - естественно, по более высоким процентам. Вместе с тем по большей части этот показатель следствие, а не причина текущего состояния экономики. С ее помощью можно остановить, скажем, инфляционные процессы. Схема проста - центробанк снижает ставку, а за ним это делают банки. Бизнес и население берут больше кредитов, ликвидность, то есть количество живых денег в обороте повышается, что влияет на объем потребления, стимулирует продавцов продавать товар/услугу по более высокой цене. Соответственно, если происходят события, негативно влияющие на потребительский рынок, вызывающие анормально высокий рост цен, центробанк принимает обратное решение, и, повысив ставку, может добиться определенного сдерживающего эффекта на инфляцию.
В нынешних условиях практически во всех развитых экономиках как раз происходит последнее - разница, пожалуй, лишь в процентах роста ставки. Федеральная резервная система США, Европейский центробанк и другие крупнейшие их «коллеги» уже давно пустили в ход свой главный козырь для обуздания инфляции.
Как сообщает Bloomberg, на фоне рекордной за последние 40 лет инфляции центробанки массово повышают процентные ставки, несмотря на угрозу замедления экономики и даже рецессии. С начала года ставки уже были повышены более чем в 90 странах мира. Причем в половине из них регуляторы пошли на резкое повышение - на 75 базисных пунктов (б.п.) и более за один раз. Некоторые прибегали к этому неоднократно. Подобные меры - самое масштабное ужесточение денежно-кредитной политики за последние 15 лет.
Самым ярким исключением из правил сегодня является Турция - вопреки рекордно высокой инфляции и обесцениванию местной валюты Центробанк ставку снижает. Объясняется это склонностью властей к альтернативной экономической теории по поводу влияния данного параметра на рост цен и стабильность национальной экономики.
Усиление эффекта
Но все эти моменты «влияния» долгие годы для Азербайджана были не актуальны: объективная ситуация на банковском рынке не позволяла достичь прямой связи между процентной ставкой ЦБА и коммерческих банков. Последние не особо стремятся брать кредит в главном банке. Какой бы низкой ни была процентная ставка, условия предоставления кредитной линии у ЦБА достаточно жесткие, требуется внушительная гарантийно-залоговая база, на которую могут решиться разве что крупные банки страны. А у них на сегодня острой нужды в дополнительных деньгах нет.
Поэтому, как уже отмечалось, у нас учетная ставка была больше параметром индикативного характера, своеобразным месседжем рынку.
Однако с сентября этого года, спустя пару месяцев после назначения на пост главы правления ЦБА Талеха Кязымова, Центробанк объявил о применении новой концепции инструментов денежной политики. Она включает проведение операции репо сроком на 7 дней с целью стерилизации, по которой ставка будет соответствовать нижнему порогу процентного коридора учетной ставки. Также было объявлено о выпуске нот сроком 1, 3, 6 и 9 месяцев (по таким операциям ставка будет формироваться исходя из спроса и предложения на рынке).
Для обеспечения ликвидности на открытом рынке могут быть проведены операции обратного репо сроком на 7 дней. По ним ставка будет соответствовать верхнему порогу процентного коридора.
Именно тогда, в сентябре, ЦБА резко (на 2,25%) снизил нижний порог процентного коридора. Объяснялось это желанием активизировать межбанковский денежный рынок, поскольку доходность по нотам и государственным ценным бумагам существенно меньше показателя нижнего порога процентного коридора. «ЦБА ставит целью поэтапно приблизить межбанковские ставки к показателю процентного коридора. При этом, в зависимости от макроэкономической ситуации и ситуации на межбанковском рынке, а также последствий введения новых инструментов на различные сегменты финансового рынка, ширина процентного коридора будет сужаться», - подчеркивал Центробанк в своем заявлении.
Также ЦБА начал применение однодневных операций по депозитам (в контексте операций по стерилизации) и обратному репо (в рамках предоставления ликвидности). Опять же главная цель - сближение процентных ставок на денежном рынке с учетной ставкой ЦБ.
Рекордные показатели
Откровенно говоря, два месяца назад далеко не все эксперты верили в положительный исход стремлений ЦБА расшевелить денежный рынок. Но как объявил на недавней пресс-конференции Т.Кязымов, впервые за годы независимости ставки межбанковских операций формируются исходя из параметров учетной ставки, конкретнее, ее нижнего коридора.
Причем после внедрения новых конфигураций для необеспеченных сделок в рамках торговой системы Bloomberg банки в сентябре заключили между собой сделки на 788 млн., а в октябре - уже на 1,4 млрд. манатов, что является рекордным показателем для банковского сектора. 97% из них носили краткосрочный характер (1-3 дня).
«Наша конечная цель заключается в том, чтобы учетная ставка могла реально влиять на инфляционные процессы в экономике. Надеемся, что в предстоящие месяцы удастся задействовать трансмиссию на рынок и верхнего порога процентного коридора», - заявил Т.Кязымов.
Сегодня эти процессы, как известно, вызывают тревогу с учетом довольно непростых внешних факторов. Так, в сентябре текущего года годовая инфляция составляла 15,6%, базовая - 14,1%. При этом цены на продовольственные товары выросли на 21,8%, непродовольственные - на 10,5%, услуги - на 11,4%. «На основе нашего опроса 20% компаний ожидают роста инфляции. Наши анализы показывают, что основным фактором инфляции является импортная инфляция, она оказывает влияние как на нас, регион, так и на глобальную экономику. Прогнозируется высокая инфляция до конца текущего года», - сообщил Т.Кязымов.
Правда, высокие цены на нефть обеспечивают профицит платежного баланса Азербайджана и увеличение валютных резервов, объем которых уже достиг $55 млрд., но рост потребительских цен, тем не менее, продолжается.
Поэтому ЦБА не скрывает, что будет продолжать курс на ужесточение денежно-кредитной политики, по которой ключевая ставка решением от 28 октября увеличена на 25 базисных пунктов - до 8%. Также вновь повышен нижний порог процентного коридора, теперь уже до 5%, верхний сохранен на уровне 9,25%.
«Мы стараемся проводить политику так, чтобы наше стремление удержать инфляцию на целевом уровне не воздействовало негативно на экономическую активность в стране», - подчеркнул главный банкир страны.
Вместе с тем многочисленные факторы и прогнозы указывают на рецессию глобальной экономики в будущем году, что в конечном счете означает снижение инфляционных ожиданий. Исходя из этого, Центробанк Азербайджана тоже подтвердил свой прогноз о спаде среднегодовой инфляции в 2023 году. Но в любом случае у него уже больше возможностей для влияния на внутреннюю ситуацию с потребительскими ценами. Рынку же необходимо приучиться прогнозировать будущие шаги Центробанка и принимать решения в соответствии с ними, как это происходит во многих передовых экономиках мира.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: