Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
В качестве одного из факторов региональной политики все более закрепляется выступление Франции с ярко выраженных антиазербайджанских позиций. В угоду, разумеется, Армении, продолжающей препятствовать мирному постконфликтному обустройству региона из-за сохранения в ее политической повестке территориальных претензий к Азербайджану. Однако намерение Парижа перевести свой антиазербайджанский тренд на площадку урегулирования отношений между Баку и Ереваном обречено на полный провал. Азербайджан в таком случае вынужден пересмотреть посреднические усилия этой страны в процессе нормализации азербайджано-армянских отношений.
Амплуа «беспристрастия»
Франция всегда, включая и долгие годы ее «миссии» в качестве сопредседателя безуспешной Минской группы ОБСЕ, выступала, по сути, в поддержку Армении. Не в последнюю очередь именно из-за благосклонной к ней позиции Парижа Армении удавалось безнаказанно претворять в жизнь на протяжении почти 30 лет политику оккупации территорий Азербайджана. Однако Победа Азербайджана в 44-дневной войне осенью 2020 года, ознаменовавшаяся освобождением Карабаха и Восточного Зангезура от армянской оккупации, обрушила поддерживаемый, в том числе и Францией, региональный «порядок». Тот самый, в соответствии с которым Армении позволялось оккупировать земли Азербайджана, уничтожать культурное наследие его народа, убивать мирное азербайджанское население, изгонять сотни тысяч граждан из родных очагов.
Во Франции во время 44-дневной войны культивировалось представление об Азербайджане как об «агрессоре», «мучителе несчастных армян». Целый ряд французских политиков, включая и тогдашнего главу МИД Жан-Ива Ле Дриана, обвинил Азербайджан в «развязывании войны». А Сенат вскоре после Великой Победы Азербайджана и сокрушительного поражения Армении принял резолюцию с призывом к правительству Франции признать незаконную «НКР». Причем французские парламентарии потребовали даже «восстановления границ 1994 года», то есть реанимации прежнего, низвергнутого Азербайджаном «в ад», статус-кво, который сложился в первой половине 1990-х годов в результате оккупации Арменией азербайджанских территорий.
В настоящий же момент готовится новая резолюция французского Сената, голосование по которой назначено на середину ноября. Проект резолюции предусматривает введение против Азербайджана экономических санкций за совершение якобы «многочисленных военных преступлений против армян». Подобное бездоказательное обвинение поражает своей лживостью и цинизмом, особенно с учетом абсолютного игнорирования Францией совершенных Арменией многочисленных военных преступлений против азербайджанского народа. Как за период 30-летней оккупации Карабаха и Восточного Зангезура, так и во время 44-дневной войны. В частности, Франция никак не осудила Армению за Ходжалинский геноцид 1992 года, за ракетные и минометные обстрелы Гянджи и других населенных пунктов Азербайджана осенью 2020 года.
В другом пункте проекта французской резолюции делается попытка навязать Азербайджану обязательство обеспечить право на возвращение армянских перемещенных лиц. Но, во-первых, Баку всегда выступал и выступает за возвращение перемещенных лиц в места их постоянного проживания, что нашло свое отражение и в соответствующем пункте акта о капитуляции Армении в 44-дневной войне - трехстороннем Заявлении лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 года. Во-вторых, Баку справедливо требовал и требует применения этого принципа, прежде всего в отношении почти миллиона азербайджанцев, изгнанных со своих земель в результате длившейся три десятилетия армянской оккупации. Однако Франция, мнящая себя оплотом гуманизма и демократии, придерживается иного подхода к данной проблематике.
Несмотря на неоднократное упоминание в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН трагического положения азербайджанских беженцев и перемещенных лиц, а также содержащиеся в них призывы к мировому сообществу оказать им действенную поддержку, официальный Париж ни разу за 30 лет, начиная с 1990-х годов, не высказался по этому поводу. А французский Сенат ни разу не поднял вопрос о необходимости восстановления элементарных прав азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев. Не говоря уже об осуждении самой оккупации Арменией территорий Азербайджана как причины бедственного положения азербайджанских перемещенных лиц, лишения их законного права жить на собственной земле.
Проект резолюции требует от Азербайджана также «сохранения армянского культурного и религиозного наследия». Между тем азербайджанское государство не нуждается в каких-либо посторонних призывах и, тем более, требованиях подобного рода. Поскольку оно бережно оберегает культурное наследие на принадлежащей ему территории вне зависимости от его национальных и религиозных характеристик. Другое дело, что Франция подобным требованием к Баку лишь вновь проявляет свои двойные стандарты. Иначе чем объяснить тот факт, что это государство ни разу за три десятилетия армянской оккупации азербайджанских территорий не указало Армении на необходимость сохранения азербайджанского культурного и религиозного наследия. А с момента завершения войны 2020 года хранит гробовое молчание по поводу раскрывшейся вследствие восстановления территориальной целостности Азербайджана картины совершенного армянскими оккупантами беспрецедентного вандализма. Целые районы, города и селения Азербайджана разрушены до основания за годы военной агрессии Армении, однако лидеры покровительствующей ей Франции предпочитают отмалчиваться на сей счет.
Но если антиазербайджанские решения французского Сената еще можно «смазать», выставляя их за необязательное к исполнению мнение отдельных политиков, равно как и нападения бандитствующей армянской толпы на посольство Азербайджана в Париже можно преподносить как просчеты в работе французской Фемиды, то несправедливую позицию главы французского государства уже невозможно обелить никакими посторонними соображениями. Позиция президента Франции Эмманюэля Макрона сейчас указывает на то, что возглавляемое им государство посягает на суверенитет Азербайджана, его национальные интересы, законное право на контроль над собственной территорией.
Как угроза региональному миру
Заявления Макрона о том, что Баку, дескать, «развязал страшную войну» в Карабахе, «предпринял несколько нападений вдоль границы» с Арменией в сентябре текущего года, а также о якобы «спорном» Карабахе, вызвали справедливое негодование в Азербайджане. Реагируя на них, Президент Азербайджана Ильхам Алиев поставил точку в истории посредничества Парижа между Баку и Ереваном, подчеркнув, что «мы... не видим дальше никакой возможности, при таком отношении французского правительства, для Франции играть какую-либо роль в деле нормализации азербайджано-армянских отношений».
Действительно, заявления французского лидера наводят на серьезные размышления, прежде всего в контексте азербайджано-армянского урегулирования, свою причастность к которому столь усердно пытается утвердить Париж. «Оскорбительные, неприемлемые, лживые и провокационные заявления» Макрона, как охарактеризовал их Ильхам Алиев, были озвучены спустя неделю после переговоров в Праге. Переговоров, в ходе которых лидерами Азербайджана и Армении при посредничестве главы Совета Евросоюза Шарля Мишеля и самого Макрона были достигнуты договоренности, направленные на скорейший прорыв в деле разработки и заключения мирного договора, а также делимитации азербайджано-армянской границы. Однако последующие заявления французского президента как будто специально направлены на крах обеспеченного в Праге согласования, ключевой частью которого выступило взаимное признание Азербайджаном и Арменией территориальной целостности друг друга (на основе Устава ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года).
Кроме того, при покровительстве и прямом содействии Парижа Ереваном была спровоцирована акция, которая также в корне противоречит целям и задачам мирного процесса. Так, в ответ на приглашение со стороны официального Еревана ОБСЕ направила в Армению «группу по оценке потребностей». Она должна будет выразить свое мнение о ситуации в «определенных приграничных районах» Армении с Азербайджаном. Но проблема в том - и на это четко указал в своем заявлении МИД Азербайджана, - что отправка в Армению данной миссии ОБСЕ не обсуждалась ни одним коллективным органом организации и, следовательно, сама миссия не имеет соответствующего мандата. Азербайджан в ходе пражских переговоров не стал возражать против отправки в Армению миссии ЕС, в задачу которой входят поддержка работы пограничных комиссий, содействие делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Более того, Азербайджан согласился сотрудничать с миссией ЕС по вопросам, которые затрагивают его интересы. Однако на пражских переговорах не было и речи о какой-либо миссии ОБСЕ.
Между тем подоплеку отправки в Армении миссии ОБСЕ раскрыло сообщение французского дипломата, бывшего посла в Армении Джонатана Лакотта. По его словам, решение о развертывании наблюдательной миссии ОБСЕ по оценке потребностей Армении в ее приграничных с Азербайджаном районах является результатом шагов, предпринятых министром Европы и иностранных дел Франции Катрин Колонна «после вооруженного нападения Азербайджана на армянской территории». И это решение, утверждает Лакотт, «внесет дополнительный вклад в обеспечение безопасности и территориальной целостности Армении». Таким образом, Франция подобными действиями вновь подтверждает, что не может оставаться нейтральной стороной и заслуживает отстранения от процесса урегулирования азербайджано-армянских отношений.
Очевидно, что подобные шаги Франции явно для того и предпринимаются, чтобы обеспечить ход мирного процесса по сценарию Армении. То есть такого сценария, который будет учитывать сохранение территориальных претензий Армении на горную часть Карабахского региона Азербайджана. Однако такой подход противоречит самой перспективе заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Ибо оно возможно лишь на основе взаимного признания территориальной целостности.
В позиции Франции присутствуют также антироссийская и антитурецкая составляющие. Действия и заявления официального Парижа, включая и слова Макрона о том, что РФ «сыграла в игру Азербайджана при соучастии Турции, а потом вернулась туда, чтобы ослабить Армению», следуют в логике неприкрытого намерения Запада вытеснить Россию с Южного Кавказа. Причем для достижения этой геополитической цели предпринимается мощная попытка использовать самое слабое региональное звено - Армению, с предоставляемыми ей Западом якобы «гарантиями безопасности».
В то же время демарши Парижа однозначно направлены и на демонтаж новой реальности в регионе завершившегося карабахского конфликта. Одной из ее характеристик является значительное усиление Турции - ближайшего союзника Азербайджана.
Однако Франция, раскручивая свою разнузданную антиазербайджанскую кампанию в увязке с геополитическим противоборством с Россией и столкновением с региональными интересами Турции, допускает серьезный просчет. Открыто и безапелляционно поддерживая Армению в ущерб законным интересам Азербайджана, его суверенитету и территориальной целостности, провоцируя вражду с ним, Франция фактически обнуляет результаты многолетнего и достаточно эффективного сотрудничества с ведущим государством на Южном Кавказе.
Более того, действия Парижа, подрывающие ее двусторонние отношения с Азербайджаном из соображений «особых уз» между французами и армянами, еще больше могут ударить по интересам последних. Вызывая в армянах реваншистские ожидания, ощущение безнаказанности за непрекращающиеся посягательства на азербайджанский суверенитет, Париж лишь обрекает Армению на новые страдания и новые поражения.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: