24 Ноября 2024

Воскресенье, 07:40

АФРИКАНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Президент Азербайджана напомнил Франции о горьком историческом наследии

Автор:

15.11.2022

Визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Алжирскую Народную Демократическую Республику 1 ноября стал знаменательным и значимым событием во многих отношениях. Глава азербайджанского государства был приглашен для участия в 31-м заседании Лиги арабских государств (ЛАГ) в качестве действующего председателя Движения неприсоединения.

 

Тонкий намек

Помимо участия в заседании Ильхам Алиев посетил также Музей борцов за независимость Алжира, расположенный в столице страны, где в памятной книге музея оставил запись о трагедии, пережитой алжирским народом в период французской колонизации. «Этот музей имеет исключительное значение с точки зрения сохранения и передачи будущим поколениям памяти о проводимой с невиданной жестокостью и безжалостностью колониальной политике против алжирского народа, военных преступлениях и преступлениях против человечности, общенародном сопротивлении колониальным силам и победе в борьбе за независимость, одержанной ценой жизни полутора миллионов шехидов. Борьба за свободу и независимость во имя избавления от беспощадного колониального гнета навсегда вошла в историю Алжира как символ великого мужества, единства, непоколебимой воли и решимости алжирского народа», - говорится в памятной записи Президента Азербайджана. Повторное напоминание о горькой колониальной участи алжирского народа он сделал во время церемонии открытия заседания ЛАГ.

Все это происходило на фоне заявлений действующего президента Франции Эмманюэля Макрона, который обвинил Азербайджан в оккупации Карабаха и назвал Армению «толерантной и миролюбивой» страной. Явное искажение правды о событиях в Карабахе и обвинение Азербайджана в агрессии со стороны главы государства, являвшегося на протяжении десятилетий сопредседателем Минской группы ОБСЕ, ожидаемо вызвали возмущение в Баку. Французским властям и конкретно президенту Макрону по дипломатическим каналам был выражен соответствующий протест. Однако напоминание главы азербайджанского государства о расправе над полутора миллионами алжирцев оказалось эффективнее всех дипломатических и политических заявлений.

Французские власти в настоящее время пытаются освободиться от горького исторического наследия собственного колониального периода. В частности, тяжелым бременем на совести Франции лежит истребление полутора миллиона алжирцев во время войны за независимость (1954-1962). Хотя позиции Парижа на континенте в последние годы стремительно слабеют, тем не менее Франция до сих пор предпочитает вести себя в Африке как империалистическая страна.

 

Французская Африка

В настоящее время французский язык остается официальным в 27 из 54 стран Африканского континента - на нем говорят около 100 млн человек. Франкоязычные страны объединены в международную организацию «Франкофония», благодаря которой Париж продолжает влиять на них.

Многие бывшие колонии Франции до сих пор признают за ней особые привилегии. Так, при размещении государственных заказов приоритет отдается французским компаниям. С 1961 года национальные резервы 14 африканских стран остаются под контролем Парижа. Утверждается, что общий годовой доход Франции от деятельности в Африке составляет около $500 млрд.

Хотя национальной валютой самой Франции на протяжении уже более 20 лет является евро, французский франк по-прежнему используется в Африке. Сырье для 59 действующих АЭС на территории Франции поставляется из Республики Нигер и Мали. Франция продолжает вносить существенный вклад в ядерную промышленность с момента открытия месторождений урана в Нигере в 1956 году. Горнодобывающая промышленность и другие отрасли экономики в бывших колониях могут быть переданы в пользование других стран только после отказа от них французских компаний. В настоящее время в бывших африканских колониях действуют около 100 крупных групп французских компаний, сотрудничающих с более чем 2100 субподрядчиками.

Между тем в последние годы у Франции появились новые конкуренты в Африке. Помимо Великобритании и Германии выйти на африканские рынки также пытаются Китай и Турция. Сейчас в ряду крупнейших стран - инвесторов на Черном континенте стоят Китай ($72 млрд), США ($31 млрд), ОАЭ ($25 млрд) и Великобритания ($17 млрд).

К примеру, рыночная доля Китая в Африке увеличилась с 3% в 2000 году до 18% в 2017 году, у Франции же, наоборот, этот показатель сократился за тот же период с 11 до 5,5%.

 

Африканские горизонты Турции

Итак, еще одной страной, проявляющей серьезный интерес к Африке, является Турция. Объем турецких инвестиций в Африку хоть и невелик, но стремительно растет. Для сравнения: 2003 год - $100 млн, 2017-й - $6,2 млрд. Если в 2003 году объем турецкого товарооборота с африканскими странами составлял $5,3 млрд, то сейчас эта цифра превышает $26 млрд. Причем Турция рассчитывает довести этот уровень до $50 млрд.

В отличие от Индии, Китая и других стран, которые больше задействованы в экономическом секторе континента, Турция также внедряется в военную, политическую, культурную, религиозную, образовательную и другие сферы африканских государств. И это, безусловно, беспокоит «традиционных хозяев» Африки.

В настоящее время в 44 африканских странах действуют посольства Турции, в 22 - представительства TİKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и координации). В 26 государствах Африки функционируют 175 школ в подчинении Фонда просвещения Турции, а в 10 - институты Юнуса Эмре, считающиеся проводниками мягкой силы во внешней политике Анкары. А флагман турецкого авиапрома Türk Hava Yolları совершает полеты в 61 аэропорт 40 африканских стран. Кроме того, в 19 странах действуют военные представительства Турции, а в нескольких из них расположен турецкий военный контингент. За последние годы Реджеп Тайип Эрдоган посетил 30 африканских государств, подписав с ними множество соглашений о двустороннем сотрудничестве.

 

Почему Макрон нервничает?

Несомненно, вышеуказанные причины стали поводом для серьезных разногласий по Африке между Турцией и Францией. Тот факт, что Анкара, в отличие от Китая, усердно работает в области образования и культуры на Африканском континенте, вызывает серьезную озабоченность Парижа, который на протяжении многих лет занимался продвижением там французской культуры. А еще потому, что многие из этих стран являются мусульманскими и до сих пор поддерживают религиозные и исторические связи с Турцией благодаря общему османскому прошлому. Макрон сам тоже это признавал.

В августе Эмманюэль Макрон посетил Алжир, где заявил об инициативах Турции, России и Китая, направленных против влияния Франции на Африканском континенте. Он также обвинил «политических исламистских» активистов в участии во враждебных Франции кампаниях.

А в начале этого года французский депутат Доминик Бильд раскритиковал визит президента Турции в африканские страны, утверждая, что Эрдоган увеличивает экономическую и военную мощь Анкары в Африке, в то время как Европейский Союз и Франция заняты противостоянием с Россией и ЧВК «Вагнер» в Мали.

Париж считает, что Турция восстанавливает отношения с африканскими странами - когда-то бывшими ее территориями, делая упор при этом на критику французского колониального наследия. Безусловно, сравнивая горькую колониальную историю Франции и период правления Османского халифата на континенте, мусульманские народы Африки отдают предпочтение османам и приветствуют инициативы Турции. А это, несомненно, серьезная проблема для Парижа.

Чувствительный подход французского правительства к «армянскому вопросу» также связан с Османской империей. Столкновение турецких и французских кораблей у берегов Ливии в Средиземном море в 2020 году стало наглядным отражением турецко-французского соперничества в Африке. Создается впечатление, что, защищая армян на Кавказе, французский лидер пытается как бы отомстить за неудачи в Африке.  

Несправедливая трактовка «армянского вопроса» и шквал обвинений и угроз в адрес Азербайджана со стороны президента Франции являются демонстрацией империалистического подхода к решению внешнеполитических проблем. Явную предвзятость французского президента по отношению к Азербайджану даже при его великолепной осведомленности о роли Армении в карабахском конфликте в качестве агрессора можно объяснить лишь политикой диктата силы, видимо, глубоко укоренившейся в сознании французских властей и лично господина Макрона. В этом смысле ему стоило бы извлечь урок из того напоминания, которое адресовал ему из Алжира его азербайджанский коллега Ильхам Алиев.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

128


Актуально