Автор: Нигяр АББАСОВА
Наступивший год обещает быть событийным для мирового газового рынка, особенно в свете решений, принятых буквально на исходе предыдущего.
В первую очередь речь, конечно же, идет о потолке цен на газ, введенном странами Европейского Союза, в то время как Россия активно продвигает идею создания российско-турецкого газового хаба на территории Турции.
В этом году также ожидается расширение географии экспорта азербайджанского газа, который с 1 января уже начал поступать и в Румынию. Теперь на очереди другие страны Балканского региона, включая также Сербию.
Кроме того, пополнится и число производителей «голубого топлива» - в новом для себя качестве планирует выступить братская Турция.
Газ нашел свой потолок
Страны Евросоюза, очевидно, вдохновившись введением потолка цен на российскую нефть в $60 за баррель (решение от 2 декабря), после многомесячных дискуссий в преддверии католического Рождества договорились о применении аналогичного механизма и в отношении природного газа.
Договоренность была достигнута на пятом экстренном заседании Совета министров ЕС по энергетике 19 декабря. Участники встречи, в частности, согласовали потолок цен на газ на всех европейских хабах в размере 180 евро за мегаватт-час (около $2 тыс. за 1 тыс. куб. м). «Мы приветствуем договоренность министров ЕС по потолку цен на газ в размере 180 евро за мегаватт-час, эта договоренность предусматривает лимит цен в отношении всех европейских хабов», - говорится в заявлении польского постпредства.
Потолок, как предполагается, будет работать в рамках европейского механизма коррекции газового рынка. Под потолком подразумевается стоимость, по достижении которой включится этот механизм. Ограничение будет вводиться, если фьючерс на виртуальном рынке для покупки и продажи газа (TTF) будет превышать этот порог в течение трех дней. Применение потолка начнется с 15 февраля 2023 года и поначалу не будет распространяться на внебиржевые сделки.
Агентство ЕС по сотрудничеству органов регулирования в области энергетики (ACER) взялось постоянно следить за ситуацией на рынках, и в случае, если заметит, что произошло применение механизма коррекции, опубликует «сообщение о коррекции рынка» на своем веб-сайте. К 23 января 2023 года Европейское управление по ценным бумагам и рынкам вместе с ACER опубликуют предварительный доклад о его внедрении.
Утвержденный механизм, как объясняют в Брюсселе, предназначен «для защиты граждан и экономики от чрезмерно высоких цен». Он, как ожидается, должен ограничивать «завышения цен на газ в ЕС, которые не отражают цен на мировом рынке, обеспечивая при этом безопасность энергоснабжения и стабильность финансовых рынков». В Еврокомиссии уверены, что с новым механизмом страны сообщества будут лучше подготовлены к следующей зиме и новому этапу заполнения хранилищ, который, по их ожиданиям, будет сложнее, чем в 2022 году.
Похоже, радость коллег совсем не разделяет министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, назвавший потолок цен на газ бессмысленной и вредной мерой, поскольку отопительный сезон уже начался и вводится механизм задним числом. Он добавил, что Венгрия всегда была против подобных ограничений, поскольку это может поставить под угрозу энергоснабжение Европы. Министр опасается, что это решение может повлиять на долгосрочный контракт о поставках 4,5 млрд кубометров ежегодно в течение 15 лет, который Будапешт заключил с «Газпромом» в сентябре 2021 года.
По мнению ряда экспертов, вводимая мера нацелена в основном против «Газпрома», поскольку его контракты преимущественно привязаны к форвардным котировкам на месяц вперед и далее (именно их касается потолок).
Вместе с тем есть мнение, что для понимания влияния на Россию потолка цен, установленного ЕС, нужно доподлинно знать, какие контракты «Газпром» подписал со странами, что не является достоянием общественности. Указанная в этих договорах цена вполне может быть привязана к мировым ценам на нефть, а значит, совершенно не зависит от ограниченной Евросоюзом цены на спотовом рынке TTF. Кстати, аналогичная логика применима и к азербайджанскому газу, который в основном транспортируется в Европу на основе долгосрочных контрактов, хотя частично присутствуют и спотовые поставки.
Впрочем, реакция Москвы на новое решение ЕС была ожидаемо негативной. Озвучивший официальную позицию Кремля пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия «никогда не согласится с искажением и уничтожением рыночного процесса ценообразования».
«Хотя они установлены достаточно высоко, но это дело принципа - это вмешательство в процессы рыночного ценообразования. И если сегодня согласиться на такой щедрый потолок, то завтра придется согласиться на потолок, который ущемляет интересы. Поэтому об этом речи идти не может. Мы никогда не согласимся на такое искажение и уничтожение рыночного процесса ценообразования», - заявил Дм.Песков.
Вице-премьер РФ Александр Новак со своей стороны отметил, что решение имеет «популистский характер, европейские партнеры так до конца и не понимают, как будет работать этот механизм», и введение потолка цен на европейском рынке может привести к переходу поставщиков газа на другие площадки, где нет таких ограничений.
«Европейцы это делают как бы против России или роста цен, обвиняя ее в этом. А фактически это затронет в первую очередь европейских потребителей и европейских поставщиков. Потому что на сегодняшний день основные поставщики в Европу - это Норвегия, Алжир, американский сжиженный природный газ (СПГ). И речь идет о том, что эти поставщики в первую очередь пострадают, если это будет как-то их касаться», - добавил он.
В целом оценить эффективность нового механизма и его влияние на рынки пока не представляется возможным, поскольку цены на газ в Европе и близко не подошли к критическому уровню.
В ЕС в конце августа 2022 года они были выше 275 евро ($3025 за тысячу кубометров по текущему курсу), когда операторы спешили достигнуть 80-прцентного уровня заполнения, а в сентябре - более 180 евро ($1980 за тысячу кубометров).
На данный момент цена на европейском рынке - около $800 за тысячу кубометров. Однако с ухудшением погодных условий и возобновлением промышленной активности после рождественских и новогодних праздников совсем не исключен дальнейший рост стоимости газа.
Новые потоки
Наряду с введением механизма коррекции газового рынка, призванного сдерживать цены, в ЕС не забывают и о мерах по диверсификации источников поставок: заключены новые договоры на закупку СПГ и трубопроводного газа.
Как следствие, по итогам минувшего года ЕС стал крупнейшим в мире покупателем СПГ, обойдя Китай, Японию и Южную Корею. В мировом импорте СПГ доля Евросоюза составила 24%, Японии - 17%, Китая - 15%, Южной Кореи - 11%. Причем по сравнению с 2021 годом в 2022-м Европа нарастила объемы импорта аж на 58% - до 101 млн тонн, что эквивалентно 137 млрд кубометров газа. Эти объемы близки к тем, что поставлялись в Европу из России в 2021 году (около 140 млрд кубометров).
Что касается трубопроводного газа, то первым в этом году получателем нероссийского «голубого топлива» стала Румыния. С 1 января компания SOCAR начала транспортировать газ в эту страну по договору с Romqaz, подписанному в декабре прошлого года. Договор предусматривает закупку 300 млн кубометров азербайджанского газа в течение первого квартала текущего года.
Между тем 31 декабря 2022 года Азербайджан и партнеры по Южному газовому коридору (ЮГК) отметили вторую годовщину начала коммерческих поставок газа в Европу. Азербайджанский министр энергетики Парвиз Шахбазов по этому случаю сообщил в Twitter, что за два года по Трансадриатическому газопроводу (TAP) потребители в Италии, Греции и Болгарии получили свыше 19,4 млрд кубометров азербайджанского газа.
Следует отметить, что российско-украинская война существенно повысила интерес европейских покупателей к газу из Азербайджана.
«После начала российско-украинской войны к нам поступили обращения более чем из 10 стран. Из стран, которые сегодня покупают у нас газ и хотят дополнительных поставок, и из стран, которые никогда не покупали у нас газ, но желают подключиться к этой программе. Естественно, роль Азербайджана здесь возрастает, и нам, конечно, необходимо воспользоваться этим», - констатировал Президент Ильхам Алиев в интервью местным телевизионным каналам.
«Конечно, наше экономическое и политическое значение растет, и если мы посмотрим на газопроводы, питающие Европу, то увидим, что их не так уж и много. Существующие поставщики просто увеличивают добычу газа, потому что в Европе есть большой спрос. Азербайджан же - единственный среди новых поставщиков», - добавил глава государства.
Для наращивания экспорта, а это один из главных приоритетов правительства, Азербайджан в следующие 5-6 лет рассчитывает дополнительно добыть как минимум 10 млрд кубометров газа. Причем дополнительная добыча ожидается как с «Шахдениз», так и из ряда других месторождений.
«Например, в этом году, если все пойдет по плану, должна начаться добыча с месторождения «Абшерон», а в следующем году, опять же, если не будет никаких форс-мажорных препятствий, мы ожидаем добычу газа с месторождения «Азери-Чыраг-Гюнешли», так называемый «глубокий газ» (deep gas)», - отметил И.Алиев.
Рассказал Президент и про планы Азербайджана по экспорту газа на текущий год. Общий объем его составит около 24 млрд кубометров, из которых почти 12 млрд будет отправлено в Европу.
Глава государства напомнил, что после открытия интерконнектора Греция-Болгария (IGB) азербайджанский газ стал поступать на болгарский рынок, а с этого года - и в Румынию.
«Ведутся работы над интерконнектором, который соединит общую систему с Сербией. И переговоры в том числе и с Сербией также начались. Мы начали и активные переговоры по газификации Албании, так как эта страна является только транзитной. В Албании не существует газовой сети, и это дело достаточно затратное. И мы в данном случае предложили свои услуги», - сказал Президент, добавив, что в настоящее время идет вопрос согласования мест газификации.
В феврале текущего года Баку вновь станет площадкой для обсуждения его вклада в газоснабжение Европы и необходимости расширения мощностей Южного газового коридора. Министр горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Дубравка Джедович уже подтвердила намерение участвовать в заседании Консультативного совета по проекту ЮГК.
Кроме того, президент Болгарии Румен Радев анонсировал, что на встрече министров энергетики стран - участниц проекта ЮГК 3 февраля в Баку будет представлен и проект дополнительных поставок азербайджанского природного газа в Европу.
«Это проект, который позволит с минимальными средствами и сразу начать перекачку дополнительных объемов природного газа из Азербайджана в Европу. По инициативе Болгарии к этому проекту присоединились Румыния, Венгрия, Словакия и Австрия», - отметил Р.Радев.
Болгария, еще весной 2022 года отказавшаяся от российского газа, также позаботилась о диверсификации источников поставок «голубого топлива». Помимо ввода в эксплуатацию газопровода IGB, позволяющего получать азербайджанский газ в полном объеме (1 млрд кубометров в год), Болгария в первых числах нового года успела подписать еще и 13-летнее соглашение об импорте сжиженного природного газа через приемные терминалы в Турции. Речь идет о возможности получения около 1,5 млрд кубометров природного газа в год. Он будет идти по старому Трансбалканскому газопроводу, по которому до запуска «Турецкого потока» шел российский газ.
Газовому хабу быть?
Турция имеет развитую систему импорта СПГ - в стране работают четыре приемных терминала. Подписанием вышеуказанного соглашения Анкара рассчитывает увеличить свою роль в обеспечении энергобезопасности Болгарии и Европы в целом. Кроме того, в Турции придают большое значение этому документу в контексте создания российско-турецкого газового хаба.
При этом в стране не прекращается работа по превращению Турции в стратегический энергетический узел на пересечении Европы и Азии.
В июле 2022 года Анкара открыла нефтяное месторождение Cukurova на юге страны. В середине декабря сообщалось об обнаружении месторождения со 150 млн баррелей нефти на $12 млрд.
В конце декабря турецкий лидер объявил об открытии нового газового месторождения в Черном море в 58 млрд кубометров. Это открытие, по словам турецкого президента, увеличило запасы газа Турции в Черном море до 710 млрд кубометров. Стоимость их оценивается в $1 млрд. Теперь страна рассчитывает в течение четырех лет выйти на максимальный уровень добычи газа в Черном море, что позволит сократить импорт «голубого топлива» на 30%.
«Мы полны решимости превратить Турцию в энергетический центр Каспия, Средиземноморья и Ближнего Востока. Наша конечная цель - провозгласить энергетическую независимость Турции, полностью отказавшись от иностранной нефти и природного газа. Мы объединим Восток и Запад не только нашими мостами в Стамбуле и Дарданеллах, но и энергетическими мостами», - заявил Реджеп Тайип Эрдоган на очередном заседании кабинета министров.
Именно поэтому в Анкаре с живым интересом восприняли инициативу России по созданию совместного российско-турецкого газового хаба. Из выступления министра энергетики и природных ресурсов Ф.Донмеза известно, что Турция уже приступила к работам по реализации данного проекта. Турецкие власти считают, что со временем интерес европейских стран к этому проекту может возрасти.
«Мы думаем, что клиентов из Европы на этой платформе будет много», - уверен Ф.Донмез, добавив, что на платформе будут действовать рыночные механизмы по реализации природного газа, и Анкара не намерена вводить какие-либо ограничения на создаваемом в Стамбуле газовом хабе.
По его словам, планируется переправлять не только российский природный газ, но и энергоносители из других стран, которые поступают в Турцию. В настоящее время она получает «голубое топливо» из 12 стран, включая Азербайджан.
Если со слов российских и турецких чиновников проект имеет хорошие перспективы, то в реальности все не так очевидно, как кажется. Сам процесс создания хаба займет не один год и потребует немалого объема инвестиций, а публично изъявивших желание стать его участником/инвестором среди стран или каких-либо компаний на данный момент нет. Интерес турецкой стороны в появлении такого хаба для усиления транзитных позиций своей страны вполне понятен. При этом едва ли можно считать совпадением переговоры Анкары с Москвой по поводу серьезной (более 25%) скидки на импортируемый российский газ и отсрочки платежа, проводимые параллельно (!) с развитием идеи газового хаба.
В феврале Турция инициирует в Стамбуле международную конференцию с участием потребителей и поставщиков газа в Европу, в рамках которой планирует обсудить вопрос создания хаба. Возможно, по итогам этого мероприятия появится какая-то ясность относительно будущего этого проекта. Однако, учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, большинство экспертов высказывают большие сомнения относительно появления серьезного интереса к нему со стороны третьих сторон.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: