Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Франция, похоже, вновь вступила в черную полосу забастовок, демонстраций, массовых протестных акций. Вызваны они непопулярными мерами, которые планируют реализовать президент Эмманюэль Макрон и правительство Элизабет Борн. Ситуация, по большому счету, означает серьезный кризис во внутренней политике нынешнего хозяина Елисейского дворца, что на фоне его очевидных дипломатических провалов особенно ощутимо.
Против пенсионной реформы
Внутриполитическая ситуация во Франции накалилась после обнародования премьер-министром Элизабет Борн проекта пенсионной реформы. Ее ключевым положением является увеличение пенсионного возраста ежегодно на три месяца, из чего следует, что к 2030 году он вырастет с нынешних 62 до 64 лет. Правительство провозгласило целью реформы установление сбалансированной пенсионной системы, в рамках которой будет предотвращено дальнейшее разрастание дефицитов. Тогда как в случае продолжения подобного роста нехватка средств в пенсионном фонде Франции, как утверждает правительство, составит через семь лет почти 20 млрд евро.
Проведение пенсионной реформы считается делом принципа для президента Макрона. Она была включена в число его приоритетных предвыборных обещаний. Причем Макрон планировал ее реализовать еще в свой первый президентский срок, стартовавший в 2017 году. Однако тогда на пути пенсионной реформы встало не только общественное недовольство, выразившееся в волнениях и протестных акциях, но и пандемия коронавируса, вынудившая власти повременить с реализацией макроновского проекта.
Судя по переживаемым Францией в настоящий момент событиям, общество и сейчас настроено против реформы, в основе которой лежат стремление властей компенсировать за счет материальных интересов широких слоев населения старение общества и дефицит пенсий. Факт серьезного социального недовольства подтверждается не только солидными исследованиями (в частности, Французского института общественного мнения – Ifop), согласно которым около 70% французов не одобряют инициированную правительством пенсионную реформу, но и охватившими все крупные города страны массовыми акциями протеста.
Организаторами этих акций выступают восемь крупнейших профсоюзов Франции. Они предупреждают, что планируемая реформа нанесет мощный удар «по всем работающим французам», особенно тем, кто рано начал трудовую деятельность и чья ожидаемая продолжительность жизни ниже, чем в среднем по стране. По мнению профсоюзных лидеров, проблему дефицитов в государственном секторе, чреватую даже возможным банкротством государства, необходимо решать посредством других вариантов финансирования пенсий. Например, налогообложением очень богатых людей и увеличением взносов с работодателей.
Мощные акции протеста против реформы пенсионной системы были проведены 19 января, когда объявили забастовку многие школы, предприятия ряда отраслей промышленности, в частности энергетической, было резко ограничено движение железнодорожного и городского транспорта, отменены рейсы в парижских аэропортах. В демонстрациях в Париже, Лионе, Марселе, Бордо, Тулузе, Ницце и других городах Франции приняли участие, по разным данным, от полутора до двух миллионов человек. Протестные акции сопровождались столкновениями между демонстрантами и полицией. Причем применение правоохранителями насилия в отношении протестующих, аресты десятков людей подтвердили тот факт, что Франция, позиционирующая себя как один из оплотов мировой демократии, переживает сегодня серьезный кризис, в том числе и в сфере демократического развития.
Макрон, приносящий неудачи
Лидеры нынешних протестных движений во Франции анонсировали проведение новых масштабных мероприятий подобного рода. Но уже сейчас эти акции можно считать, так сказать, достойным продолжением «желтых жилетов» - протестного движения, охватившего Францию в 2018-2019 годах из-за роста налога на топливо и пошедшего на убыль лишь с началом пандемии в 2020 году.
Как и в ходе нынешних протестов, тогда в отношении «желтых жилетов» также были применены жесткие полицейские меры. Правоохранительные органы пустили в ход слезоточивый газ и резиновые пули. Один из лидеров «желтых жилетов», Жером Родригес, потерял глаз. Широко распространившиеся в СМИ видеокадры с полицейским насилием, вызвавшие возмущение французской общественности и ударившие по реноме официального Парижа на международной арене, вынудили власти пойти на уступки. «Жилетам» удалось добиться выделения правительством около 17 млрд евро на помощь бедным слоям населения и снижения налогов для среднего класса.
Как собирается Макрон выйти из нынешней ситуации, обещающей продолжение массовых акций протеста? Особенно с учетом того, что как и во время «желтых жилетов» лозунги протестов вполне могут трансформироваться из чисто экономических в политические, антиправительственные, включая и требование отставки самого президента.
Пока, во всяком случае, президент и премьер выражают намерение реализовать пенсионную реформу, несмотря на массовое недовольство и протесты. Более того, кабинет Борн открыто дает понять, что если реформа не получит поддержки парламентского большинства, премьер-министр воспользуется статьей 49.3 Конституции, позволяющей принять закон без голосования (при условии невынесения вотума недоверия правительству). Между прочим, лидеры протестующих уже заявляют о необходимости пресечь частое применение данной конституционной статьи, к помощи которой неоднократно прибегала премьер Борн в последние несколько месяцев.
Впрочем, все эти противоречия - лишь часть общей картины кризиса макроновской Франции. Массовые акции протеста не дают покоя нынешнему французскому президенту практически с момента избрания его на пост главы государства. Что не случайно, поскольку внутренняя политика Макрона, особенно в ее социально-экономической части, сопровождается снижением уровня материального благосостояния значительной части населения. Для преодоления же растущих протестных настроений в обществе президент не находит иных методов, кроме игнорирования требований, выдвигаемых в ходе массовых акций протеста, и применения полицейского насилия против их участников.
К слову, аналогичные методы применяются и ко все более усиливающемуся сепаратистскому движению на Корсике. Обстановка на этом периодически бунтующем острове обострилась после прошлогодних протестов и беспорядков, спровоцированных нападением на содержащегося в тюрьме Ивана Колонна -корсиканского националиста, отбывающего пожизненный срок заключения за убийство префекта полиции Клода Эриньяка в 1998 году. Дело дошло до того, что Фронт национального освобождения Корсики (FLNC) пригрозил возобновлением вооруженной борьбы за независимость.
Между тем активизацию корсиканского национально-освободительного движения следует рассматривать и как реакцию на обман со стороны Макрона. Он обещал в ходе своей предвыборной кампании предоставить Корсике некий автономный статус, но так и не предпринял никаких практических мер. Французский президент проигнорировал и обращенный к нему призыв одного из лидеров национально-освободительного движения Корсики Жиля Симеони о начале переговоров о предоставлении острову большей автономии. Оно и неудивительно, ведь Париж не собирается, в действительности, реализовывать ни одно из требований, хоть в какой-то степени ущемляющих суверенитет, территориальную целостность, унитарный тип республиканского устройства Франции. К таковым относится, в частности, требование признать корсиканский язык официальным, что предполагает его использование на одном уровне с французским во всех сферах общественной и государственной жизни. Не говоря уже о требовании прекращения репрессий в отношении лидеров корсиканского движения, некоторые из которых уже долгие годы находятся в заключении.
Лицемерие или дилетантство?
На фоне столь жесткого отношения Парижа к сепаратистам, подрывающим территориальное единство Франции, государства, кажется, мягко говоря, непоследовательной, а по сути лицемерной, откровенная поддержка президентом Макроном угроз, существующих для суверенитета и целостности других стран. Особенно это касается Азербайджана, в отношении которого ведомая Макроном французская власть предпринимает несправедливые резолюции и откровенно враждебные шаги. Шаги, игнорирующие суверенное право Азербайджана на всю свою международно признанную территорию.
Между тем проблемы, возникшие в последние годы в азербайджано-французских отношениях, являются лишь частью провальной политики президента Макрона на международной арене. Убедительным подтверждением этого является значительное ослабление позиций Франции в регионах ее традиционного влияния, прежде всего в Северной и Западной Африке. Примечательно, что в момент, когда бушевали акции протеста против политики Макрона в крупнейших французских городах, массовые выступления с требованием ликвидации политического влияния и военного присутствия Франции охватили также Буркина-Фасо.
Таким образом, внутри- и внешнеполитические неудачи президента Макрона, взаимно дополняя друг друга, составляют суть нынешнего французского кризиса. Одна из ведущих европейских держав оказалась перед серьезными вызовами, причем практически ничто не указывает на способность действующего главы Франции обеспечить их успешное преодоление.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: