Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Парламент Израиля - Кнессет 24 июля одобрил первый законопроект из пакета судебной реформы, инициатива реализации которой фактически расколола общественность страны. Массовые протесты против реформы, осуществляемой правительством Биньямина Нетаньяху, продолжаются семь месяцев, достигнув своего апогея в преддверии и после парламентского решения. Ведущие политики Израиля убеждены: от нынешних событий зависит дальнейшая судьба страны.
Законопроект против «принципа разумности»
Пришедшее к власти в декабре прошлого года новое коалиционное правительство Израиля, составленное возглавляемой Нетаньяху партией «Ликуд» совместно с ультраортодоксами и ультранационалистами, считается самым правым в истории Израиля. Причем расчет последних, согласившихся войти в коалицию с «Ликуд», строился, в частности, и на том, что общими усилиями удастся сократить полномочия Верховного суда, препятствующего усилению влияния ортодоксальных групп на социально-политические процессы.
Формально в Израиле нет Конституции. Ее фактически заменяют основные законы Израиля, Декларация независимости, судебные прецеденты. Поэтому Верховный суд и играет роль органа, контролирующего, насколько решения законодательной и исполнительной ветвей власти являются конституционными. Стремясь положить конец этой практике, правительство «Ликуда», ультранационалистов и ультраортодоксов запустило процесс судебной реформы. Так появился законопроект об отмене так называемого «принципа разумности». Он предусматривает поправки к законодательству о судебной власти, которые лишают Верховный суд возможности блокировать решения правительства на основании их «неразумности», то есть несоответствия законам или интересам государства и общества.
Согласно разработанному правящей коалицией законопроекту, не только ограничивались контролирующие функции Верховного суда, но и правительство получало возможность существенно влиять на ключевые назначения в судебной системе страны (прежде всего судей Верховного суда). С министров снималась обязанность следовать рекомендациям юридических консультантов, подчиняющихся независимому от правительства генеральному прокурору. Наконец судебная реформа наделяет 120-местный Кнессет возможностью простым большинством голосов (хотя бы в 61 голос) отменять решения Верховного суда.
Премьер Нетаньяху изначально обосновывал реформу необходимостью ограничения «чрезмерных полномочий неизбираемых судей». По мнению сторонников реформирования судебной системы, оно необходимо для полноценного разделения ветвей власти, для того, чтобы положить конец концентрации в руках Верховного суда «абсолютной власти», препятствующей эффективной работе избираемых народом правительства и парламента.
Однако эти аргументы не повлияли на настроения немалой части израильского общества, усмотревшей в инициированных правительством Нетаньяху переменах «угрозу демократии». Противники реформы считают «принцип разумности» важным элементом системы сдержек и противовесов, одной из фундаментальных гарантий защиты народа от злоупотребления властью. Самого премьера подозревают в намерении «превратить израильскую демократию в авторитарный режим». Отдельным пунктом в аргументации противников судебной реформы выступает то, что контролирующие функции Верховного суда направлены на предотвращение коррупции и злоупотребления служебными полномочиями. В этой связи делается акцент на выдвижении в адрес самого Нетаньяху, главы правительства, обвинений в коррупции, мошенничестве и злоупотреблении доверием - первый в истории Израиля случай подобного рода. Даже звучат утверждения о том, что, победив на прошлогодних выборах и вновь возглавив правительство, Нетаньяху потому и взялся за судебную реформу, чтобы не допустить лишения его должности со стороны суда.
Обнародование плана судебной реформы более полугода назад сразу же спровоцировало массовые акции протеста. Сотни тысяч израильтян, выйдя на улицы городов, выразили недовольство предложенными правительством мерами. Акции были столь масштабны, что премьер-министр Нетаньяху пообещал вступить в переговоры с оппозицией с целью нахождения компромисса. Однако из-за непреодолимых разногласий в позициях сторон переговорный процесс был прерван. И вскоре судебная реформа была возвращена на рассмотрение Кнессета.
Многомесячные протесты
Законопроект, предусматривающий отмену «принципа разумности», был принят израильским парламентом в первом чтении 10 июля. А 19 июля законодательная комиссия Кнессета одобрила законопроект ко второму и третьему чтению. К этому времени массовые акции протеста приняли настоящий характер «сопротивления».
В преддверии запланированного на 24 июля второго и третьего голосований по законопроекту в Кнессете протестующие заблокировали основные магистрали в Иерусалиме, Хайфе, Тель-Авиве. Частичные забастовки охватили сферы транспорта и здравоохранения. Не обошлось без столкновений с полицией, пустившей в ход водометы для разгона демонстрантов. Но самой знаковой акцией стал марш в Тель-Авиве членов организации «Братья по оружию», представляющей резервистов Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Сотни резервистов заявили об отказе от добровольной службы в знак протеста против судебной реформы. Реагируя на ситуацию, экс-глава военной разведки Тамир Хайман посетовал на то, что главным последствием противостояния судебной реформе может стать разрушение модели ЦАХАЛ как «народной армии». Поскольку «способность ЦАХАЛ выполнять задачи опирается на полную комплектацию систем и в значительной степени зависит от добровольчества».
Внушительным сюжетом протестного движения явилось и шествие демонстрантов из Тель-Авива в Иерусалим, где они разбили лагерь у здания парламента в канун решающего голосования по спорному законопроекту. С призывом к правительству приостановить судебную реформу обратились свыше 100 бывших руководителей службы безопасности Израиля. В то же время лидер оппозиции, экс-премьер Яир Лапид, выступив перед протестующими, заявил, что у правительства есть только два варианта: разрушить Израиль или сохранить его. Но если курс на продолжение судебной реформы «разорвет Израиль на части», подчеркнул Лапид, то возвращение властей к диалогу с оппозицией позволит сохранить страну.
Однако призывы противников судебной реформы не возымели действия. После почти 30-часовых непрерывных дебатов Кнессет все же принял правительственный законопроект.
Компромисс или гражданское неповиновение?
За принятие законопроекта проголосовали 64 депутата, представляющие правящую коалицию. 56 оппозиционных парламентариев бойкотировали голосование, покинув в знак протеста зал заседаний.
Итоги голосования правительство восприняло как свою победу. Министр юстиции Ярив Левин заявил с трибуны Кнессета: «Мы сделали первый шаг на пути к историческому процессу по изменению судебной системы».
Премьер-министр Нетаньяху, перенесший за несколько дней до голосования по судебной реформе операцию по установке кардиостимулятора, выступил со специальным телеобращением: «Сегодня мы осуществили необходимый демократический шаг. Этот шаг направлен на восстановление равновесия между ветвями власти, которое существовало 50 лет назад, когда судьи не имели возможности отменять решения правительства, которые считали «необоснованными». Мы приняли «поправку о разумности», чтобы избранное правительство могло проводить политику в соответствии с решением большинства граждан страны».
Однако оппозиция и поддерживающая ее часть населения не разделяют оценку, озвучиваемую правительством и его главой. Обещая при этом противодействие реализации одобренной Кнессетом судебной реформы. «Это правительство может выиграть битву, но не войну», - утверждает Яир Лапид. А другой экс-премьер, Эхуд Ольмерт, предрекает Израилю «гражданское неповиновение со всеми возможными последствиями для стабильности государства и способности правительства управлять страной».
Признаки «неповиновения» дейcтвительно дают о себе знать. Сразу после того, как парламент принял закон, знаменующий собой начало судебной реформы, акции протеста ее противников усилились. Улицы Тель-Авива, Иерусалима и других городов стали ареной столкновений между демонстрантами и полицией. Всеобщей забастовкой грозят работники как государственного, так и негосударственного сектора. Эксперты приводят факты, указывающие на спад израильской экономики и большую вероятность дальнейшей дестабилизации политической ситуации в стране.
Неудивительно, что внутриизраильским кризисом всерьез обеспокоены ближайшие союзники Израиля - США и другие западные державы. Так, накануне решающего голосования в Кнессете президент Соединенных Штатов Джо Байден в телефонном разговоре с премьер-министром Израиля призвал к поиску максимально широкого компромисса между сторонниками и противниками судебной реформы. Примечательно освещение этой беседы в американских СМИ. Согласно изданию New York Times, президент США предупредил главу израильского правительства о последствиях реформы для «особых отношений» между странами. А портал Axios утверждает, что Нетаньяху заявил о своих «особых обязательствах» перед партнерами по коалиции, решительно добивающихся ограничения влияния судебной власти.
После же того, как израильский парламент дал старт судебной реформе, пресс-секретарь Байдена Карин Жан-Пьер дала понять о недовольстве хозяина Белого дома игнорированием его мнения израильским правительством. Мнения о том, что «серьезные изменения в демократическом государстве, чтобы быть долговечными, должны осуществляться на основе как можно более широкого консенсуса». Тогда как голосование в Кнессете, с сожалением подметила Жан-Пьер, «прошло с минимально возможным большинством голосов».
Впрочем, известно и высказывание Нетаньяху о том, что «Израиль - суверенная страна, которая принимает свои решения по воле своего народа, а не на основе давления из-за рубежа, в том числе со стороны лучших друзей». Но сможет ли израильский премьер и далее устоять под давлением американской администрации, заявляющей, что она будет «настаивать на поиске консенсуса среди израильских политиков в отношении пересмотра реформы»? При том, что Вашингтон выражает надежду на усилия президента Израиля Ицхака Герцога, пытающегося подвести ведущие политические силы страны к достижению консенсуса путем диалога.
Все эти факторы, несомненно, будут влиять на дальнейший ход событий в Израиле, который столкнулся с одним из крупнейших политических кризисов в своей истории. Между тем все происходящее в Государстве Израиль так или иначе будет отражаться на всей ближневосточной ситуации. С учетом той значимой роли, которую оно играет, как минимум, на региональной арене.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: