Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
«Европа возвращается в Латинскую Америку», - помпезно объявила председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен перед саммитом ЕС - СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна), состоявшимся 17-18 июля в Брюсселе. Но что-то пошло не совсем так, как планировалось.
Латиноамериканские страны приветствовали, конечно, такое внимание к ним со стороны Европы, но выразили обеспокоенность, что первоначальная повестка дня саммита была составлена с учетом интересов Старого Света, а не направлена на решение таких их серьезных проблем, как бедность и неравенство.
«Есть что-то довольно наивное и высокомерное в том, чтобы сказать: «Теперь мы будем уделять вам внимание, потому что внезапно обнаружили, что нам нужны друзья», - выразил общую озабоченность гостей один из высокопоставленных дипломатов из Южной Америки.
Участники встречи явно разошлись в приоритетах. Для гостей на первом месте были четыреста лет европейского колониального господства, экономической эксплуатации и рабства. Для хозяев - война России с Украиной здесь и сейчас.
«Нам нужно, чтобы наши близкие друзья были на нашей стороне в эти неопределенные времена», - говорила Урсула фон дер Ляйен. Надеемся, что заключительное коммюнике будет посвящено «историческому наследию геноцида коренных жителей, порабощению африканцев и возмещению ущерба», - отвечал ей президент СЕЛАК, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Ральф Гонсалвес.
Лидерам ЕС так и не удалось убедить своих латиноамериканских и карибских коллег решительно осудить российское вторжение в Украину.
В ходе многонедельных споров по поводу итогового коммюнике, а дебаты начались задолго до самого саммита, его проекты менялись от осуждения войны России «самым решительным образом» до простого выражения «озабоченности».
В окончательном варианте, который сократился с 16 до 9 страниц, выражается «глубокая озабоченность» продолжающейся войной против Украины. При этом представители ЕС сочли необходимым подчеркнуть, что формулировка «против Украины», а не «в Украине» является дипломатической победой, которая определяет Россию как агрессора, не называя ее напрямую.
Эта дипломатическая уловка позволила избежать сценария, при котором саммит закончился бы вообще без какого-либо согласованного заявления. Правда, Никарагуа все равно осталась непоколебимой и единственной, кто не подписал документ.
И хотя европейские лидеры с трудом скрывали свое разочарование, они понимали, что это лучшее, чего они могли добиться. ЕС должен признать свои собственные ошибки прошлого, заявил уходящий в отставку премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. По его признанию, в прошлом ЕС «часто не брал трубку, когда звонили страны Азии, Африки или Латинской Америки», поэтому они вправе выразить свое возмущение.
В свою очередь Ральф Гонсалвес от имени союза, сперва упорно настаивавший на более строгих формулировках возмещения ущерба за рабство, включая такие термины, как «геноцид коренных народов», в конце концов признал, что не все в ЕС были колониальными державами, и этот саммит, возможно, неподходящий форум для такой темы.
В итоге СЕЛАК тоже пошел на компромисс, согласившись, чтобы в тексте коммюнике выражалось глубокое сожаление по поводу «невыразимых страданий, причиненных миллионам мужчин, женщин и детей в результате трансатлантической работорговли».
Новые вызовы
ЕС и СЕЛАК являются стратегическими партнерами с тех пор, как в 1999 году в Рио-де-Жанейро состоялся первый саммит. Последняя полноценная встреча в верхах проходила в Брюсселе восемь лет назад, в июне 2015 года.
В дополнение к стратегическому партнерству с СЕЛАК ЕС имеет стратегические партнерские отношения отдельно с Бразилией и Мексикой, а также политические и экономические соглашения о сотрудничестве еще с 27 из 33 стран СЕЛАК. Причем самый свежий из них был подписан… 10 лет назад.
С последнего саммита глобальный политический и экономический ландшафт коренным образом изменился. Возникли новые геополитические обстоятельства и вызовы, которые не могут не влиять на отношения ЕС и СЕЛАК: война России против Украины, борьба с изменением климата, пандемия COVID-19 и рост глобальных амбиций Китая.
Это все значительно нарушило цепочки глобальных экономических связей, показав, насколько опасно для ЕС зависеть в поставках товаров первой необходимости от одной страны. От зависимости российских энергоресурсов кое-как избавиться удается, но вот китайское направление посложнее. Один только пример - 97% лития ЕС получает из Китая, а значит, практически вся электронная промышленность, где он применяется, полностью зависит от поставок из этой страны.
В то же время этот металл в изобилии встречается в Латинской Америке. Так, Аргентина обладает 24% мирового запаса, Боливия - 15%, Чили и Перу - по 14%, то есть в сумме около двух третей доказанных запасов лития в мире.
Зависимость от внешних рынков
Географически Латинская Америка и Карибский бассейн удалены от центра европейских военных конфликтов. Следовательно, российско-украинское противостояние не представляет большой угрозы их региональной традиционной безопасности.
Кроме того, СЕЛАК состоит из развивающихся стран, которые обладают ограниченными внутренними рынками и зависят от внешних. Хотя экономическое развитие Латинской Америки неотделимо от поддержки США и ЕС, регион также зависит от российских товаров и китайских денег.
Например, более 80% зерна в Никарагуа поступает из России. Бразилия является мировым лидером по экспорту мяса и имеет самое большое в мире стадо крупного рогатого скота, насчитывающее около 224 млн голов. Основным покупателем является Китай, на долю которого в 2022 году пришлись примерно две трети бразильского экспорта говядины. А аргентинский президент Альберто Фернандес в прошлом году пообещал Владимиру Путину, что его страна станет «дверью для России, чтобы более решительно войти в Латинскую Америку». Он же подписал с Си Цзиньпином пятилетний план сельскохозяйственного сотрудничества, подразумевающий более $23,7 млрд китайских инвестиций.
Влияние Китая в Латинской Америке стремительно растет. КНР уже обогнала ЕС и является вторым по величине торговым партнером этого региона после США. Объем товарооборота Латинской Америки с Китаем вырос с $12 млрд в 2000 году до $445 млрд - в 2021-м. Для сравнения - общий объем торговли товарами и услугами между ЕС и Латинской Америкой и Карибским бассейном в 2022 году составил $408 млрд.
За тот же период с 2000 по 2020 год Китай увеличил свои инвестиции в регион в 26 раз. В настоящее время это самый важный, или второй по значимости, торговый партнер во многих странах Латинской Америки, заменивший США и ЕС. Из 33 стран региона 21 участвует в китайской инициативе, которую часто называют «Новый Шелковый путь».
Перезагрузка
ЕС, который обеспокоен растущей экономической мощью Китая в одном из крупнейших в мире регионов - экспортеров сырьевых товаров, стремится обеспечить себе поставки оттуда важнейших минеральных ресурсов и на встрече в Брюсселе пытался оживить отношения с Латинской Америкой. Что, судя по скромным результатам, пока не очень получается.
Да, в ходе саммита были подписаны всевозможные меморандумы, заявления о намерениях, кое-какие соглашения и прочее. Европейский инвестиционный банк выделил кредиты на $600 млн Бразилии и Чили, а сам ЕС в рамках стратегии ЕС Global Gateway (разработана в противовес китайскому Шелковому пути) обязался инвестировать в экономику региона более 45 млрд евро. Но все это сильно отстает от темпов китайского проникновения в Латинскую Америку.
До сих пор под большим вопросом соглашение между ЕС и южноамериканским блоком МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) о создании одной из крупнейших в мире зон свободной торговли. В 2019 году, после почти 20 лет переговоров, проект соглашения был согласован, но за последние годы он так и не прошел стадию ратификации в парламентах стран-участниц.
Этому препятствовали то латиноамериканские страны, в частности малый и средний бизнес Аргентины, а также Бразилия, возмущенная требованиями Европы включить обязательные правила против вырубки лесов Амазонии, то европейские фермеры и сельскохозяйственные профсоюзы, заявляющие, что ЕС открыл «ящик Пандоры двойных стандартов в сельском хозяйстве» и «подвергает европейских фермеров нечестной конкуренции».
В марте этого года ЕС как будто специально подлил масла в огонь, предложив вроде обновленное соглашение с МЕРКОСУР, но в которое опять включил обязательные ограничения на вырубку лесов, что вызвало возмущение Бразилии и Аргентины.
Так что перезагрузка отношений пока получается не очень. Если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что большинство заключенных все же в ходе саммита соглашений касалось сотрудничества в таких областях, как правосудие и безопасность, борьба с организованной преступностью, коррупцией и отмыванием денег, производство вакцин, лекарств и обмен медицинскими технологиями.
Как пошутил президент Аргентины Альберто Фернандес, потребовалось пять столетий, чтобы отношения между Европой и Латинской Америкой не сводились только к добыче ресурсов.
Следующая встреча намечена на 2025 год в Колумбии. Обе стороны обещали подготовиться к ней лучше, чем к нынешней.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: