21 Ноября 2024

Четверг, 21:42

ПО ПОТОЛКУ ЦЕН

На опасениях нового энергокризиса грядущей зимой европейские страны могут продлить действие потолка цен на природный газ

Автор:

01.11.2023

Приход осени в Балтийский регион по странному стечению обстоятельств уже второй год подряд сопровождается повреждением подводных трубопроводов межгосударственного значения. В сентябре прошлого года в результате взрывов были выведены из строя газопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2», соединяющие Россию и Германию по дну Балтийского моря. Следствием этого стало прекращение экспорта российского газа в Европу. Виновных в случившемся, как и его причин, до сих пор не установили, не ведутся и ремонтные работы. 

Уже в этом году в ночь на 8 октября на финско-эстонском газопроводе Balticconnector была обнаружена утечка. На сей раз масштаб ущерба не столь велик, поскольку Balticconnector используется для перекачки газа между Эстонией и Финляндией. Тем не менее цены на газ в Европе уже 10 октября подскочили сразу на 14%. На устранение проблемы потребуется несколько месяцев, и эта ситуация не лучшим образом влияет на рынок газа. Политики опасаются, что поставки этой зимой могут оказаться под угрозой из-за конфликта между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС, а также возможных диверсий на объектах газовой инфраструктуры.

 

Балтийский синдром

После инцидента с Balticconnector биржевые цены на газ в Европе впервые с 22 августа текущего года превысили отметку в $500 за 1 тыс. кубометров. Затем цена перескочила планку в $600. И это несмотря на то, что в Европе все еще стоит теплая погода, а подземные хранилища заполнены под завязку.

Сейчас стоимость газа на торговых площадках держится выше отметки в $500 за тысячу кубометров, колеблясь в пределах $530-540.

Balticconnector действует с января 2020 года и изначально использовался для экспорта с латвийского газового хранилища в Финляндию транзитом через территорию Эстонии. После ввода в эксплуатацию в начале 2023 года плавучего терминала сжиженного природного газа (СПГ) Exemplar в Инкоо нагрузка на газопровод снизилась. 

Трубопровод был поврежден в ночь на 8 октября в восточной части Балтийского моря. Предполагается, что одновременно был поврежден и резервный кабель связи между Эстонией и Швецией. 

Президент Финляндии Саули Ниинистё в своем официальном заявлении не исключил, что это может быть результатом «внешнего воздействия». В ходе предварительного расследования финская полиция установила, что передвижения китайского судна Newnew Polar Bear под флагом Гонконга соответствуют времени и месту выхода из строя трубы. В настоящее время изучается причастность судна к происшествию. 

По данным специалистов, газопровод может быть введен в эксплуатацию после ремонта не ранее апреля будущего года. 

От вынужденной остановки Balticconnector пострадали около трети финских потребителей. Хотя состояние газовой системы Финляндии оценивается как «стабильное», в настоящее время обеспечено также газоснабжение через СПГ-терминал в Инкоо.

Эстония планирует компенсировать потери за счет поставок из Латвии, где находится Инчукалнское подземное хранилище. Наряду с этим эстонский энергетический концерн Eesti Gaas объявил о доставке из США в терминал Инкоо во второй половине ноября дополнительных объемов СПГ. 

 

Газовая атака на цены

Естественно, ситуация с ценами не обусловлена лишь остановкой балтийского интерконнектора. Куда большее влияние на нее оказывает обострение ситуации на Ближнем Востоке. На фоне развернувшихся военных действий власти Израиля приняли решение о временном прекращении добычи газа на морском месторождении «Тамар». Это привело к сокращению объемов экспорта в Египет и, соответственно, к росту цен. Причина также в том, что два египетских СПГ-терминала отправляют часть израильского газа в Европу, которая старается заместить российский импорт закупками в других странах. Реакция рынка не заставила себя ждать, и уже 20 октября фьючерсы на нидерландский газ, являющийся европейским эталоном, подскочили на 35%.

Есть опасения, что может остановиться добыча и на другом крупном газовом месторождении Израиля - «Левиафане», что недалеко от Ливана, если конфликт на Ближнем Востоке будет разрастаться. 

Котировки на газ пошли вверх также из-за угрозы новых забастовок на двух заводах СПГ компании Chevron в Австралии. На долю этих предприятий приходится примерно 7% мировых поставок СПГ, и их остановка может стать причиной снижения импорта в Азию и обострения конкуренции между европейскими и азиатскими покупателями. 

Последний раз акции протеста на австралийских СПГ-заводах Wheatstone Downstream и Gorgon LNG имели место 8 сентября, что привело к скачку цен на газ в Европе на 8%.

В целом все эти изменения стали очередным ударом для рынка, который был охвачен волатильностью после начала конфликта в Украине в прошлом году. Помимо влияния на цены, пусть даже кратковременного, выход из строя Balticconnector по причине возможной диверсии вслед за СП-1 и СП-2 говорит о наличии серьезной проблемы. А именно - брешей в обеспечении безопасности ключевых энергетических инфраструктур Европы. 

Реакция рынка на угрозы забастовок австралийских заводов свидетельствует об увеличивающейся зависимости в мире от сжиженного газа, а конфликт на Ближнем Востоке еще раз показал, насколько газовый рынок подвержен воздействию геополитической ситуации. 

Несмотря на повышение, цена газа в Европе намного ниже, чем после начала войны между Россией и Украиной. Тем не менее сигнал тревожный, на который в ЕС не могут не реагировать. На фоне опасений нового энергетического кризиса грядущей зимой европейские страны рассматривают возможность продления действия потолка цен на природный газ, введенного в феврале этого года.

В своей недавней презентации для дипломатов европейских стран Еврокомиссия заявила, что установленный потолок цен пока не оказал негативного влияния на рынок.

Ожидается, что ЕК представит предложение по энергетическому сектору в ноябре. В нем, в частности, будут содержаться рекомендации относительно потолка цен, мер по одобрению новых энергетических проектов, а также регулирования в сфере газораспределения. Добровольные обязательства по сокращению потребления газа на 15% уже продлены до марта 2024 года. 

 

На пути к расширению

Что касается поставок азербайджанского газа в Европу, то тут все стабильно - объем экспорта растет. В 2022 году Азербайджану удалось на 40% увеличить экспорт в Европу - до 11,4 млрд кубометров, ожидается, что в этом году он составит 12-12,5 млрд кубометров. 

По данным Евростата, опубликованным в сентябре, Азербайджан по итогам первого квартала 2023 года вошел в топ-5 среди поставщиков газа в Европу по трубопроводам. В список пяти крупнейших экспортеров с января по март также вошли Норвегия, Северная Африка, Россия и Великобритания.

Минэнерго Азербайджана по итогам 9 месяцев 2023 года сообщает, что объем экспорта в Европу с начала года составил 8,6 млрд кубометров, или 48% всех поставок. Здесь ожидают, что в Европе спрос на азербайджанское «голубое топливо» повысится. «Азербайджанский газ как никогда нужен Европе в связи с последними геополитическими изменениями», - заявил Президент страны Ильхам Алиев на открытии Гарадагской солнечной электростанции. 

Глава государства подчеркнул, что сейчас экономическая задача страны - продолжать диверсификацию экономики, чтобы снизить зависимость от ископаемого топлива. «В то же время мы понимаем, что международный рынок еще много лет будет нуждаться в наших нефти и газе. С этой целью была запущена система из многочисленных нефте- и газопроводов, мы экспортируем нашу нефть и газ в разных направлениях», - напомнил И.Алиев.

На данное время покупателями азербайджанского газа в Европе являются Италия, Греция, Болгария и Румыния (с марта текущего года). До конца года должны начаться поставки в Венгрию и Словакию. На очереди Сербия - уже в следующем году. 

Консорциум «Шахдениз» со своей стороны ведет работу по наращиванию добычи, чтобы увеличить ежегодный экспорт в ЕС с 10 до 20 млрд к 2027 году. В то же время идет процесс ввода в эксплуатацию новых месторождений - в июле этого года началась добыча на месторождении «Абшерон», в следующем году стартует добыча газа с глубокозалегающих пластов (deep-gas) на блоке месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли». 

 «Общий спрос более 10 стран Европы в азербайджанском газе составляет 30 млрд кубометров в год, и в этой связи важным источником поставок дополнительных объемов являются газовые проекты, реализуемые Азербайджаном», - заявил глава Минэнерго Азербайджана Парвиз Шахбазов.

Как неоднократно отмечалось, для доставки дополнительных объемов газа из Азербайджана в Европу планируется расширение Южного газового коридора. А точнее - всех его трубопроводных компонентов Южно-Кавказской трубопроводной магистрали, TANAP и TAP. 

Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар подтвердил, что его министерство поручило оператору TANAP подготовиться к расширению до 31 млрд кубометров в год.

Для повышения мощности Трансадриатического газопровода (до 20 млрд кубометров) консорциумом TAP и операторами газовой сети стран прохождения в настоящее время проводится оценка рынка. Результаты будут обнародованы в начале 2024 года. 

Весь комплекс этих работ потребует значительных инвестиций и гарантий, что у дополнительного газа будут покупатели. Здесь спорным моментом, как отмечают азербайджанские и турецкие чиновники, является нежелание европейских покупателей заключать долгосрочные контракты, отдается предпочтение краткосрочным или так называемым «спотовым» договорам, которые заключаются в конкретный момент.

«Я не совсем уверен, готов ли европейский рынок получать больше газа на долгосрочной основе по TANAP. Без этого обязательства, не думаю, что расширение возможно», - считает А.Байрактар.

Вице-президент SOCAR Эльшад Насиров в беседе с журналистами отметил, что долгосрочные соглашения на куплю-продажу газа гарантируют возврат инвестиций, вложенных в экспортную инфраструктуру

«Во-первых, любому производителю газа, который связан с трубопроводным транспортом, нужны долгосрочные гарантии покупки - на 10 лет и больше. Так, в 2013 году мы заключили соглашения о продаже газа на 25 лет вперед на условиях take or pay. Естественно, это обеспечивает гарантии возврата капитала. А сейчас компании не готовы заключать контракты более чем на 10 лет, и в основном все хотят закончить отбор газа к тому времени, когда будет нельзя его использовать (климатические цели ЕС. - R+)», - пояснил вице-президент.

Кроме того, у европейских банков финансирование углеводородных проектов энтузиазма не вызывает.

Если вешать все это бремя на Азербайджан в течение короткого периода времени, то нужно продавать газ по очень высоким ценам, чтобы за 10 лет окупиться. Но продавать по более высоким ценам, чем дает европейский ликвидный рынок, невозможно, отмечает Э.Насиров.

По его словам, есть вопросы и к расширению трубопроводной системы в Италии, нужны гарантии, что оно будет.

Возможно, последние события, всколыхнувшие газовый рынок, повлияют на позицию европейских покупателей и процесс привлечения инвестиций на расширение ЮГК ускорится. Узнаем со временем.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

103


Актуально