Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Основной новостью последнего времени, затрагивающей перспективы армяно-азербайджанской нормализации, стала информация, что запланированный на конец октября саммит лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе не состоится. На этом фоне некоторый оптимизм вселила встреча премьер-министров Азербайджана и Армении Али Асадова и Никола Пашиняна при посредничестве главы правительства Грузии Ираклия Гарибашвили. А 23 октября в Тегеране в рамках формата «3+3» состоялась первая за длительное время встреча глав МИД двух стран. И хотя она продемонстрировала возможность для прямого диалога, пусть и на площадках третьих стран, отсутствие обнадеживающих заявлений показало, насколько стороны далеки от заключения мирного договора.
Новые «страшилки»
Премьер-министр Армении в очередной раз заявил, что его страна готова подписать мирный договор с Азербайджаном до конца года. Однако эти слова противоречат высказываниям и действиям его, а также других ведущих армянских политиков.
В частности, принимая 25 октября главу МИД Канады Мелани Жоли, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян акцентировал внимание на теме «агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха», а также возможных угроз, якобы исходящих от Баку по поводу вероятности «захвата» Зангезурского коридора.
По всей видимости, расчет делается на получение гарантий западных государств, что они не позволят Азербайджану напасть на Армению и захватить Зангезурский коридор. Во всяком случае, так любят трактовать ситуацию в самой Армении.
На этом фоне в последнем телефонном разговоре с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, состоявшемся 5 октября, глава Европейского совета Шарль Мишель заявил, что у Баку «не может быть территориальных претензий к Армении» и потребовал гарантировать «взаимное признание Баку и Ереваном их территориальной целостности». Этим он дал понять Еревану, что разделяет его опасения и будет действовать в соответствии с данным видением проблемы.
Между тем в Баку постоянно подчеркивают абсурдность утверждений, что у Азербайджана есть планы по вторжению в Армению. Об этом изданию Politico еще раз напомнил помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, заявив, что его страна не планирует захватывать Зангезур, после того как не получилось договориться об открытии транспортного коридора. Этот проект «потерял для нас актуальность - вместо этого мы можем осуществить его с Ираном», - сказал он.
Чем больше «гарантов безопасности», тем лучше
Тем не менее Ереван, прикрываясь мнимой «угрозой со стороны Азербайджана», продолжает наращивать присутствие внерегиональных игроков на своей территории. По всей видимости, с целью использовать их в качестве «буфера». Всячески поощряя процесс расширения миссии, армянская сторона приветствовала инициативу Канады по присоединению к Гражданской миссии наблюдателей ЕС в Армении. При том, что Канаду, мягко говоря, довольно сложно отнести к европейским странам.
Кроме того, Ереван по-прежнему добивается от западных стран введения санкций против Баку - за якобы «этническую чистку» в Карабахском экономическом регионе.
Крайне противоречивая позиция Армении по текущей ситуации в регионе явственно прослеживается в словах и действиях премьер-министра этой страны. В очередном интервью западным СМИ, на этот раз изданию The Walle Street Journal, Пашинян оптимистично оценил перспективы мирного урегулирования с Баку, подчеркнув, что «будущее региона - в открытии сухопутной связи между Азербайджаном и Турцией через Армению».
При этом армянский премьер ранее неоднократно обвинял Баку в «этнических чистках» и своей позиции по данному вопросу не менял. В интервью Пашинян отмечает, что нужно сосредоточиться на отношениях Еревана с Анкарой и Баку вместо Москвы. Что он «не видит никаких преимуществ в продолжающемся присутствии российских военных баз в Армении», подтвердив линию на дистанцирование от России. И заметил, что Ереван ищет новых партнеров, поскольку Москва, по его утверждению, «не смогла выполнить свои союзнические обязательства».
Три плюс три равняется пять
А днем ранее Арарат Мирзоян в Тегеране совместно с коллегами из Азербайджана, Турции, России и Ирана активно обсуждал вопросы, связанные с ограничением влияния внерегиональных игроков на процессы, происходящие на Кавказе. Большинство участников сошлись на том, что присутствие их здесь нежелательно. То есть дали понять, что не желают видеть на Южном Кавказе военных из США или Франции, а также ряда других европейских стран. В какой-то степени это был своеобразный намек Армении, которая не оставляет попыток привлечь в регион страны, готовые поддержать внешнеполитические амбиции Еревана в угоду реализации собственных интересов.
Следует отметить, что это была первая встреча глав внешнеполитических ведомств в формате «3+3». В целом, если платформа «3+3» (Грузия в уме) подтвердит свою эффективность, то можно говорить о возможности формирования устойчивой региональной повестки, которая если и не устранит проблемные моменты во взаимоотношениях между странами, то хотя бы позволит заявить о них в рамках прямого диалога.
Никто не хочет новой региональной войны, все хотят извлечь максимум выгод от своего транспортно-транзитного положения. Поэтому альтернативы диалогу, включая переговоры в многостороннем формате, никто не видит.
Тема транспорта получила развитие в Тегеране и в рамках двусторонних обсуждений, в том числе глав МИД Азербайджана и Ирана. Так, Джейхун Байрамов особо подчеркивал, что железнодорожная ветвь Баку-Тбилиси-Карс, коридор Север-Юг, трехсторонний формат Азербайджан-Иран-Турция являются наглядным примером того, что они служат во благо не одного государства, а всех вовлеченных в них. А положительное влияние этих проектов и форматов не ограничивается только странами региона, а охватывает партнеров в более широкой географии.
После тегеранской встречи даже Ереван заговорил о перспективах разблокирования коммуникаций. Так, Никол Пашинян, выступая 26 октября в Тбилиси на конференции «Новый Шелковый путь», отдельно сказал о желании своей страны стать «мирным перекрестком», связывающим воедино посредством транспортных артерий все страны региона. Правда, как он это собирается сделать при существующих подходах, не приемлемых как для Азербайджана, так и для Турции, Пашинян не уточнял.
Возвращаясь к саммиту в Тегеране, надо отметить заявление главы МИД Ирана Хосейна Амира Абдоллахиана, что войны на Южном Кавказе остались позади и региональным государствам необходимо обсудить повестку мирного взаимодействия. Именно этой повестке была посвящена встреча министра иностранных дел Турции Хакана Фидана с его армянским и российским коллегами. А министр иностранных дел Азербайджана пообщался как с главой МИД Турции, так и с руководителями внешнеполитических ведомств Ирана и России.
Примечательно, что информации о контактах Сергея Лаврова и Арарата Мирзояна нет. Очевидно, кризис в отношениях между странами, особенно после визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Страсбург и слов, произнесенных им в Европарламенте, настолько углубился, что стороны не сочли необходимым вести диалог. Что наблюдается, пожалуй, впервые за всю историю взаимоотношений между Россией и Арменией.
К тому же передача, посвященная армянскому премьеру и его деятельности, вышедшая на Первом канале, стала причиной очередного скандала в отношениях между странами.
По итогам пятисторонних обсуждений было принято заявление, в котором нашли отражение основные темы проведенных дискуссий. Стороны положительно оценили их результаты, а также еще раз подтвердили, что данная платформа открыта для равноправного участия Грузии.
Встреча откладывается - посредничество тоже?
В последних числах октября окончательно оформилось понимание, что для Баку решение вопросов, оставшихся от конфликта с Арменией, уже перестало быть столь острой необходимостью.
Более или менее стало понятно также, почему «Брюссель не состоялся». Согласно предположениям, теме возвращения карабахских армян в Азербайджан под «особые гарантии» отводилось приоритетное место. Это подтверждают и слова спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу Тойво Клаара: «Наша цель - чтобы армяне Карабаха вернулись в свои дома. Подчеркивая важность встречи в Гранаде, в которой Алиев не участвовал, мы сейчас пытаемся организовать встречу Пашинян-Алиев в Брюсселе». Так что когда основным вопросом мог стать не мирный договор, а возвращение армян в Карабах, ехать в Брюссель было особо незачем.
Тем не менее еврочиновник дал понять, что не теряет надежды. «Азербайджан и Армения в последние несколько недель открыто заявили о своей приверженности мирным переговорам, в частности брюссельскому процессу, возглавляемому председателем Совета ЕС Шарлем Мишелем», - сказал Клаар, добавив, что Брюссель прорабатывает возможность новой встречи.
А по итогам состоявшегося в Брюсселе 26-27 октября саммита ЕС глава Евросовета Шарль Мишель сообщил, что состоялся обмен мнениями европейских лидеров по ситуации на Южном Кавказе, где Евросоюз намерен продолжать свою посредническую роль: «Мы решительно настроены продолжать действовать в качестве посредников с целью содействия Евросоюза нормализации между Азербайджаном и Арменией, основанной на принципах взаимного признания территориальной целостности и суверенитета», - сказал Мишель. В Брюсселе, по его словам, состоялся «стратегический обмен мнениями» по этой теме. Глава Евросовета подчеркнул важность хорошей координации этой работы и отметил «прочное единство» европейских руководителей по данному вопросу.
Но даже в этих заявлениях допускается, скажем, неточность. Дело в том, что «Брюссель организовывается» не под руководством Шарля Мишеля, а при его посредничестве. И участие сторон в переговорах на брюссельской площадке зависит не столько от желания «руководителя» переговорного процесса, сколько от заинтересованности сторон его продолжать.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: