24 Ноября 2024

Воскресенье, 06:15

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ

Рынок нефти на конфликт на Ближнем Востоке пока реагирует спокойно

Автор:

15.11.2023

Продолжающийся палестино-израильский конфликт на Ближнем Востоке хоть и оказал влияние на цены на газ в Европе, ожидаемого кризиса на рынке нефти не вызвал. Ситуацию в целом нельзя назвать стабильной, но прогнозы по поводу взлета цен выше $100 за баррель не оправдались. Справедливости ради следует сказать, что нефть с начала эскалации в первые дни подорожала на 3% на опасениях срывов поставок топлива. А 20 октября была пройдена отметка в $93 за баррель. 

Однако вслед за этим последовало падение. И за последние три недели Brent потерял почти 13% своей стоимости. Причина - боязнь снижения спроса в Китае и США, уменьшение премии за риск, которая закладывается трейдерами в цену из-за конфликта на Ближнем Востоке. Перебоев в поставках нефти из региона, которых ожидал рынок, не произошло.

На фоне продолжающегося снижения цен вполне логичным стало решение России и Саудовской Аравии (6 ноября) о продлении до конца года ежемесячного добровольного дополнительного сокращения экспорта нефти и нефтепродуктов. Эти меры призваны поддержать усилия стран ОПЕК+ по обеспечению стабильности и баланса на рынке, на который оказывает давление беспокойство по поводу спроса и экономического роста.

Не исключено, что на встрече представителей стран ОПЕК+, намеченной на конец ноября, на повестке будет ситуация на Ближнем Востоке. Однако альянс уже дал понять, что проводить какую-либо встречу в связи с конфликтом или предпринимать меры после призыва Ирана прекратить поставки нефти Израилю и вводить ряд других санкций против этой страны не собирается.

 

Только бизнес

На фоне того же ближневосточного конфликта 17 октября 1973 года все арабские страны - члены OAPEC (Организация арабских стран - производителей нефти) прекратили поставки нефти США и их союзникам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в войне Судного дня. 

Нефтяной кризис 1973 года, который также называют «нефтяным эмбарго», был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. Нефть была использована в качестве оружия, причем довольно успешно. В результате ее цена поднялась с 3 до $12 за баррель. Особенно болезненным эмбарго оказалось для Соединенных Штатов - крупнейшего производителя нефти и автомобилей в мире. 

OAPEC снизила объемы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены. Главная задача состояла в создании политического давления на мировое сообщество для уменьшения поддержки Израиля западными странами. 

Результатом такого давления стала декларация Совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем.

В марте 1974 года эмбарго было отменено.

После 1973 года экспорт нефти в западные страны из СССР заметно вырос. В США и во многих других странах были созданы резервные нефтяные хранилища, которые позволили снизить потери от последующих нефтяных кризисов. 

Судя по заявлениям, звучащим в этот раз, ОПЕК не готова повторить свой опыт и применить нефть как оружие. Такой вывод напрашивается из реакции на призыв Тегерана к мусульманским странам ввести санкции против Израиля, включающие эмбарго на поставки нефти и продовольствия. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что мусульманские страны должны незамедлительно прекратить любые виды торгово-экономического сотрудничества с Израилем в связи с блокадой сектора Газа. На что генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Наиф Фалах Мубарак аль-Хаджраф ответил, что возглавляемая им организация привержена энергетической безопасности и не должна использовать нефть в качестве оружия. Поэтому арабские страны не должны сокращать добычу нефти из-за действий Израиля в секторе Газа.

«Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива работает как четкий и честный партнер в качестве экспортера нефти с международным сообществом, и мы ни в коем случае не можем использовать это как оружие», - отметил он.

«ОПЕК не планирует проводить внеочередное заседание или предпринимать какие-либо немедленные действия после того, как министр иностранных дел Ирана призвал членов Организации исламского сотрудничества ввести нефтяное эмбарго и другие санкции против Израиля», - сообщило агентство Reuters, ссылаясь на свои источники в картеле.

Министр инвестиций Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, отвечая на вопрос о вероятности введения эмбарго, подчеркнул, что Эр-Рияд не рассматривает такой вариант: «На сегодняшний день мы такой вариант не рассматриваем. Саудовская Аравия пытается добиться мира посредством мирных переговоров». 

«Между тем ближневосточным кризисом и нынешним есть параллели, но есть и ключевые различия: мировая энергетика сильно изменилась с 1970-х и продолжает меняться на глазах, - заявил глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль. - Мир гораздо лучше подготовлен, чем 50 лет назад. Мы точно знаем, что делать и куда бежать».

За минувшие 50 лет ситуация с поставками нефти в мире изменилась кардинальным образом: западноевропейские страны резко снизили свою зависимость от нефти, в частности от ближневосточной. США за счет бума сланцевой добычи не только перестали зависеть от импорта, но и превратились в экспортера «черного золота». Основными покупателями арабских нефтепроизводителей стали Китай и другие азиатские страны, и рост мировых цен больнее ударил бы по интересам этих влиятельных клиентов. При таком раскладе не верится, что страны ОПЕК будут действовать во вред собственным экономическим интересам. 

Кроме того, ОПЕК, как отмечают эксперты, сегодня контролирует совсем не тот объем мирового рынка нефти, что в 1973 году. Тогда на долю стран ОПЕК (входит и Иран, который в 1973-м не присоединился к эмбарго) приходилось 56% мировой добычи, а сейчас лишь 38%. Так что вариант прямого повторения эмбарго считается маловероятным, поскольку с такой долей рынка сложно обеспечить его эффективность.

Если говорить о введении эмбарго на поставки нефти только Израилю, то эта страна закупает нефть (250-300 тыс. б/с) в основном у Бразилии, Азербайджана и других стран, не входящих в картель. 

Как оценивают ситуацию сами участники формата ОПЕК+ и планируют ли какие-то дополнительные меры для поддержания цен, выяснится уже совсем скоро: 25-26 ноября в Вене состоятся заседание мониторингового комитета и встреча глав делегаций стран, входящих в альянс. 

 

Нефть не все

«Влияние событий в Израиле на мировой рынок довольно ограниченное, поскольку ни эта страна, ни ее непосредственные соседи не являются крупными производителями нефти, и краткосрочные риски для поставок пока невелики», - считают аналитики Morgan Stanley. Однако все может измениться, если конфликт распространится на другие страны, говорят они.

Эксперт CITIC Futures Co. Гуй Чэньси напомнил, что в начале войны в Персидском заливе (1990) нефть дорожала на 240%, в ходе войны в Ираке (2003) - на 45%, во время войны в Ливии (2011) - на 40%, но затем котировки снижались до прежних значений. 

«Израильско-палестинский конфликт пока не распространился на соседние страны, которые являются крупными производителями нефти, и оказывает ограниченное влияние на фундаментальные показатели. Однако стремление избежать рисков может поддержать цены, и рынку следует следить за возможной эскалацией конфликта», - отметил Г.Чэньси.

Всемирный банк (ВБ) в своем докладе «Перспективы товарных рынков» указал, что если конфликт не расширится, его влияние на цены на нефть будет ограниченным. Экономисты ВБ считают, что резкое изменение стоимости нефти может повлечь повышение цен на продовольствие в регионах, которые уже испытывают проблемы с продовольственной безопасностью.

Президент Rapidan Energy Group Боб Макнелли прогнозирует, что конфликт между Израилем и Ираном может легко привести к росту цен на $5-10 за баррель, учитывая, что 40% мирового экспорта идет через Ормузский пролив, который находится между Оманом и Ираном. Причем цены могут подняться «намного выше» в случае участия в военных действиях ливанской «Хезболлы».

Что касается более оптимистичных новостей, то ОПЕК ожидает, что мировая экономика будет расти и стимулировать спрос на топливо, несмотря на экономические проблемы. «Что касается спроса и его перспектив, в краткосрочной и среднесрочной перспективах мы ожидаем устойчивого роста мировой экономики, несмотря на все трудности и проблемы», - заявил генсек ОПЕК Хайсам аль-Гайс. Глава картеля уверен, что минимум до 2045 года нефть сохранит лидерство в мировом энергобалансе. 

На вопрос, достигнут ли цены на нефть $100 за баррель, Хайсам аль-Гайс ответил, что «из-за недостаточного инвестирования мы на самом деле подвергаем опасности энергетическую безопасность». И добавил: «Если мировая экономика хочет избежать повышения цен на энергоносители, инвестиции в нефтяную промышленность должны существенно повыситься. Я думаю, что цены и волатильность будут расти по мере роста спроса».

По оценкам ОПЕК, до 2045 года лишь одной только нефтяной отрасли потребуются совокупные вложения в объеме около $14 трлн.

«Мы призываем руководствоваться здравым смыслом при разработке стратегий реализации трех столпов успешных и методичных энергетических переходов: энергетической безопасности, экономической доступности и устойчивости, - отметил генсек ОПЕК. - Реалистичный подход требует от всех нас признания ключевой роли нефти в нашей повседневной жизни - роли, которую она играла и продолжит играть в формировании современности. У каждого найдется что сказать о нефти. Ведь она имеет значение для нас всех».

Таким образом, участники нефтяного рынка настроены сохранить баланс цен вопреки войнам, конфликтам и катаклизмам.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

81


Актуально