21 Ноября 2024

Четверг, 21:42

УДЕРЖАТЬ И УДЕРЖАТЬСЯ

Несмотря на внешнее и внутреннее давление Центробанку удается сохранить стабильность курса азербайджанского маната

Автор:

15.11.2023

Одним из столпов экономической стабильности в любой стране является позиция ее национальной валюты. Именно ее спадом или укреплением курса во многих государствах отвечает рынок на различного рода перемены или кризисы. В Азербайджане курс маната после достаточно болезненной девальвации 2015-16 годов стабилен уже почти 6 лет. С 7 марта 2018 года $1 у нас неизменно стоит 1,7 маната (курс Центробанка). 

Правительство хотело было пустить манат в свободное плавание, но нагрянувшая пандемия вынудила отложить эти планы. И судя по последним решениям, на довольно долгий срок. Действительно ли такова красная цена маната или Центробанку все еще приходится ее поддерживать? Конечно, приходится, особенно в моменты усиления внешнего давления в ущерб собственным резервам. Но на сегодня, как говорят регуляторы рынка, плюсы столь жесткого контроля над манатом перевешивают негативные побочные эффекты. 

 

Слабости сильного маната

В начале ноября решением Центрального банка Азербайджана учетная ставка была снижена с 9 до 8,5%. Свое решение ЦБА объяснил изменением внешних и внутренних факторов, влияющих на инфляцию, а также значительным превышением предложения над спросом на валютном рынке. В своем заявлении относительно параметров ставки ЦБА также указывает, что в сентябре 2023 года годовая инфляция снизилась до 5,1%, находясь в целевом диапазоне (4±2%). Годовой уровень ее более чем в 3 раза ниже зафиксированного в сентябре прошлого года (15,6%). Базовая инфляция также упала, составив в сентябре 5,2%. Главная фишка тут в снижении инфляционного импорта. Особую роль в этом играет укрепление номинального эффективного курса маната на 21,6% в условиях сохранения баланса на внутреннем валютном рынке. 

Так, в условиях профицита внешнеторгового баланса на 99% валютных аукционов, проведенных в ЦБ с начала года по сентябрь, предложение превысило спрос. По этой причине интервенции ЦБ на рынок валюты с целью ее покупки за 10 месяцев составили $1,3 млрд. Причем 95% этой суммы приобретено в сентябре-октябре. О чем это говорит? Прежде всего о росте давления на манат. То есть Центробанк вынужден скупать валюту, чтобы поддержать стабильный курс. Но в итоге, как неоднократно отмечал председатель ЦБА Талех Кязымов, происходит рост денежной базы. А как известно, чем больше денег, тем выше потребительские цены. Правда, как заверил Т.Кязымов, опасения по поводу роста касаются не этого года. До конца 2023-го, как было обещано ЦБА и правительством ранее, она опустится до однозначного уровня в годовом исчислении. «Смягчение денежно-кредитной политики нацелено именно на нивелирование влияния превышения спроса над предложением на валютном рынке. Согласно нашему плану, к концу текущего года денежная база увеличится на порядка 20%. Это также создает достаточные риски с точки зрения макроэкономической стабильности в будущем. Поэтому мы снижаем параметры нашей учетной ставки, чтобы предотвратить последствия в будущем», - отметил главный банкир страны.

Учетная ставка лишь с недавних пор начала оказывать влияние на монетарные процессы у нас в стране. Как констатировал Т.Кязымов, за почти год, прошедший с момента введения новых оперативных рамок определения учетной ставки, есть существенные позитивные сдвиги. В частности, сформирован межбанковский валютный рынок, объем операций РЕПО вырос в 2 раза, даже создан рынок корпоративных операций РЕПО. Самое главное, рынок начал реагировать на решения по учетной ставке, а до этого она служила лишь неким индикатором для инвесторов. Но говорить о том, что ее роль уже стала определяющей на валютных торгах, конечно, еще не время. В том числе потому, что манат у нас держится под жестким контролем ЦБА. 

 

Антирекорды соседей

Курс турецкой лиры к доллару бьет все новые антирекорды, что отражается и на нашей экономике, ведь Турция - один из главных торговых партнеров Азербайджана. Аналитики Financial Times связывают нынешнее ослабление курса лиры с выходом нового прогноза Центрального банка Турции. Согласно ему, инфляция в 2026 году окажется выше, чем раньше, и достигнет 6,5% годовых. По мнению экспертов, девальвация лиры продолжится еще некоторое время. Сегодня 1 турецкая лира стоит уже дешевле 6 гяпиков. И если местные любители онлайн-покупок на торговых площадках соседней страны ликуют, то для экспортеров из Азербайджана в Турцию это серьезная проблема. «Азербайджан реализует политику фиксированного обменного курса, поэтому способность экспортируемой в Турцию нашей продукции конкурировать с продукцией братской страны снижается», - говорит экономист Рашад Гасанов.

Несколько иначе, но тоже малоприятно обстоят дела у другого торгового партнера Азербайджана - России. Перипетии на политической арене, приведшие в итоге к спаду экспорта и чрезмерному росту внутреннего спроса, также серьезно ослабили рубль к иностранным валютам. В проведенном макроэкономическом опросе Банка России крупнейшие российские банки и инвесткомпании ухудшили прогноз по курсу рубля не только на конец 2023-го, но и последующие три года. Отметим, что российский рубль в этом году потерял 27%, а турецкая лира упала на 52%.

Вместе с тем ожидания международных аналитиков не столь пессимистичны. Эксперты, опрошенные агентством Reuters, считают, что валюты развивающихся рынков в следующем году начнут демонстрировать заметный рост относительно падающего доллара США, несмотря на мнение, что цикл процентных ставок достиг своего пика. 

 

Минимум еще 3 года

Является ли крепкий манат оптимальным выбором для нашей экономики на сегодня? Да, прежде всего потому, что это один из важнейших инструментов регулирования инфляционных процессов в стране, которые отражаются на благосостоянии каждого гражданина. «Посредством укрепления номинального эффективного курса нам удается воздействовать на инфляцию в сторону ее снижения. По нашим прогнозам, до конца текущего года доля импортируемой инфляции составит 7,2% от общего показателя, и посредством укрепления номинального курса мы снижаем ее на 5,3%. Благодаря этому годовая инфляция с учетом индекса потребительских цен и т.д. прогнозируется на уровне 4,3% к концу 2023 года», - утверждает Т.Кязымов.

Выше уже отмечалось, что давление на денежную базу оказывается немалое. Да еще и существующий лимит продажи инвалюты коммерческими банками в $20 тыс. мешает скупать ее населением. То есть большая часть нагрузки в этом плане приходится на ЦБА. Комментируя эту ситуацию, Т.Кязымов сказал, что впервые с 2015 года положительное сальдо наличной покупки-продажи инвалюты коммерческими банками достигло $100 млн. «Говорить о том, что люди не могут покупать доллары из-за лимита, неправильно, цифры это не подтверждают. Сегодня каждый гражданин Азербайджана имеет право купить валюту выше лимита в $20 тыс., указав источник происхождения этих денег», - подчеркнул Т.Кязымов. Ослабление же интереса к иностранным валютам главный банкир связывает с ростом доверия к манату, увеличением доходов населения в нацвалюте и преобладанием его предложения над спросом. В подтверждение можно указать, что за 9 месяцев текущего года вклады населения в национальной валюте выросли на 15,6% (64,9% всех вкладов), тогда как в инвалюте сократились на 3,3%.

На валютный рынок также большое влияние оказывает положительное сальдо счета текущих операций на фоне повышения цен на энергоносители, роста ненефтяного экспорта. 

В итоге валютные резервы ЦБ за 10 месяцев увеличились на 16,8% (до $10,5 млрд), а активы Госнефтефонда - на 12,3% (до $55,1 млрд).

Будет ли продолжена политика по удержанию маната, который является опорой для сохранения стабильности в экономике? По словам Т.Кязымова, на сегодня одним из тревожных факторов является ориентированное на покупку вмешательство ЦБА в валютный рынок: «При подобном вмешательстве денежная масса может увеличиться и потребуется расширение операций по стерилизации, чтобы предотвратить рост инфляции в будущем. А это в свою очередь увеличит расходы».

Он отметил, что в следующем году планируется проведение реформ по совершенствованию денежно-кредитной политики и системы управления ликвидностью, развитию межбанковского денежного рынка, усилению влияния краткосрочных процентных ставок на среднесрочные и долгосрочные. 

В макроэкономических прогнозах Минэкономики Азербайджана курс маната по отношению к доллару США на 2024-2027 годы установлен на уровне 1,7 маната. Это совпадает с мнением экспертов компании Fitch Solutions, которые считают, что до 2027 года курс маната останется стабильным, а в 2028-м упадет до 1,80 и сохранится на этом уровне до 2033 года. Ранее нидерландская международная корпорация банковских и финансовых услуг ING заявила, что курс маната останется стабильным до 2026 года.

Такие прогнозы создают комфортную среду для внутренних и внешних инвесторов. И поэтому, думается, должны положительно сказаться на росте капвложений в экономику в предстоящие годы.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

87


Актуально