Автор: НУРАНИ
В селе Баганис Айрым Газахского района 26 марта 1990 года армянские боевики устроили чудовищную резню мирного населения. По итогам расследования Азербайджан объявил в международный розыск 18 обвиняемых в том кровавом преступлении. Это село до сих пор находится под армянской оккупацией и является частью той самой проблемы «семи сел», которая сейчас в фокусе внимания.
Баку настаивает на демаркации и делимитации границы с Арменией, которая пока что остается условной. И годовщина этой трагической даты показывает, насколько болезненным является данный процесс. На встрече с жителями удерживаемых Арменией азербайджанских территорий Никол Пашинян сказал, что если вопрос делимитации не будет решен «за столом», то уже «на будущей неделе» может начаться война.
Пашинян готов к уступкам?
Хочется воспринять поездку премьер-министра Армении в Тавушский, то есть Товузгалинский район и само его заявление как подготовку общественного мнения, что села придется отдавать. И вроде на что-то такое глава правительства намекает. Как утверждают ереванские источники, репортаж о встрече готовился к эфиру и публикации очень долго, дискуссия тогда была очень жаркой, и это добавило работы премьерским пиарщикам.
Однако в окончательной версии заявления Пашинина звучат уже не очень-то миролюбиво. Премьер-министр повторил насквозь лживый тезис, будто бы Азербайджан захватил земли 31 армянского села. Этот «вброс» Пашинян сделал еще в середине февраля на заседании правительства. МИД Азербайджана уже тогда ответил, и причем весьма жестко: «Премьер-министр Армении, сославшись на вопрос об анклавных и эксклавных селах Азербайджана, в очередной раз стал утверждать, что Азербайджан якобы удерживает под оккупацией территории 31 села, что является составной частью политической манипуляции. Хотелось бы напомнить премьер-министру, утверждавшему в предыдущих заявлениях о наличии 32 таких сел, что существуют обязательства Армении по возвращению восьми азербайджанских сел».
При этом по поводу требований Азербайджана Пашинян высказался весьма уклончиво: «Они говорят: давайте сами населенные пункты освободим, а потом поговорим о жизненно важных участках сел. Мы, конечно, возражаем, говорим, что село - это не только сельсовет, это еще и его жизненно важные территории. Наша политика заключается в том, что мы не должны допускать войны. И именно поэтому мы решили, что должны пойти на корректировку границы Армении на этом участке. Мы делаем это не только ради Армении, но и конкретно для сел Воскепар, Киранц, чтобы обеспечить безопасность этих сел».
Как видим, никакой готовности по освобождению сел Пашинян не выразил. Просто в очередной раз попытался как бы продемонстрировать конструктивизм, поиграть словами, попасть в заголовки вроде бы с миролюбивым заявлением, но оставить себе по максимуму поле для маневра. То есть возможность тянуть время.
Слова, цифры и карты
Напомним, что официальный Баку ситуацию по поводу анклавных и неанклавных сел озвучил четко, без обиняков и возможностей для двойного толкования. Говорить одно, подразумевать другое, рассчитывать, что услышат при этом третье, а на практике получится четвертое - это не в его правилах. И тема делимитации границы не исключение.
Еще в январе в интервью местным телеканалам Ильхам Алиев изложил подход Азербайджана к этому вопросу: «Как вам известно, там имеются анклавные и неанклавные села. Неанклавные села - эти четыре села должны быть безоговорочно возвращены Азербайджану. Что касается анклавных сел - на территории Азербайджана находится одно анклавное армянское село, - то необходимо создать отдельную экспертную группу и обсудить это. Мы считаем, что все анклавы должны быть возвращены. На дорогах, ведущих в эти анклавы, должны быть созданы условия, в анклавах следует разместить людей, которые там проживали. То есть наша позиция такова». И тут же добавил: «В чем заключается позиция Армении - мы не можем понять».
После последовавшего потом заявления вице-премьера Шахина Мустафаева, что Армения должна немедленно вернуть Азербайджану оккупированные села, появляется спешно состряпанная карта «31 села», чьи земли будто бы оккупирует Азербайджан. Причем даже беглого взгляда на эту карту достаточно, чтобы понять - это фейк. Согласно данному «документу», Азербайджан контролирует больше половины территории Армении. Затем Никол Пашинян заявляет на заседании правительства что-то вроде «ни пяди армянской земли Азербайджану не отдадим». И отправляется в де-факто оккупированные Арменией азербайджанские села, где пытается продемонстрировать вроде бы миролюбие, но так, чтобы в любой момент можно было дать «задний ход» и сказать, что его «не так поняли». Отметим, однако, что особого пространства для маневра у него нет.
Территориальный спор или оккупация?
Делимитация и демаркация границ - процесс сложный и долгий. Причем спорные участки границы могут быть даже между вполне дружественными странами. В качестве примера можно привести остров, на который претендовали и Дания, и Канада. При этом обе страны входят в НАТО и являются военными союзниками.
Членами НАТО являются также Турция и Греция - но и у них хватает спорных островов и участков шельфа. У Баку и Тбилиси отношения на уровне стратегического партнерства. Азербайджан - ведущий инвестор в грузинскую экономику, Грузия - главный транзитер азербайджанских углеводородов на Запад. Тем не менее и здесь есть свой пограничный спор - земли древнего монастыря Кешикчидаг (Давид Гареджи).
Несколько лет назад была успешно решена проблема двух сел, которые находились на территории Азербайджана, но жили там граждане России. После достаточно долгого спора большая часть жителей перебралась в российский Дагестан. Без провокации, скандалов и, как однажды выразился глава МИД РФ Сергей Лавров, «битья горшков».
Но Армения - это другой случай. Еще несколько лет назад под ее оккупацией находилось 20% территории Азербайджана. Контроль над Ханкенди, Агдере, Ходжавендом, Ходжалы был восстановлен только в сентябре 2023 года. Села, о которых идет речь, тоже были захвачены силой. И вопрос состоит в том, чтобы урегулировать его мирным путем, за столом переговоров, без новых вспышек боевых действий.
Село Баганис Айрым, где произошла бойня, не просто точка на карте. В Азербайджане никогда не забудут о беженцах, о совершенных Арменией военных преступлениях. И уж точно не будут дарить Еревану свои территории. Возможно, это прозвучит не очень миролюбиво, но если Армения в результате тридцатилетнего конфликта получит хотя бы метр азербайджанской территории, это лишь спровоцирует Ереван на новые агрессивные шаги. Территориальные «подарки», как показал опыт мюнхенской сделки 1938 года, не умиротворяют, а только разжигают аппетит.
Между Баку… и «погосами»
У Армении уже был шанс убедиться: миролюбие Азербайджана имеет свои границы. Как правило, все территориальные вопросы с Арменией решались по одной и той же схеме. Сначала Азербайджан предлагал решить все на основе международного права и признанных границ. Но Армения тянула время, надеясь неизвестно на что, и стремилась оставить чужие захваченные территории за собой. Как следствие, это приводило к военной операции со стороны Баку с неутешительными для Еревана итогами.
И теперь в Армении не уверены, что данный сценарий не повторится. Конечно, потеря территорий оптимизма не прибавляет. Но каков реальный выбор у Еревана? Пашинян уже предлагал и «договор о ненападении», и «зеркальный отвод войск», но Баку твердо стоит на своем: азербайджанские села надо вернуть. Да, через эти села проходят важные для Армении дороги, но это уже проблема Еревана. О чем думали, когда их проводили по чужой территории? В Баку четко дают понять: «территориальных подарков» не будет.
В Армении не могут не понимать, что довести ситуацию до силового противостояния намного легче, чем потом из нее выбраться. Самостоятельно выстоять против Азербайджанской армии у них нет шансов. Заручиться внешней поддержкой - тоже не суть. Как показала недавняя провокация в Зангилане, об обещаниях «стоять рядом с Арменией» западные чиновники очень быстро забыли. Прекрасно понимая, кто виновник обострения ситуации на границе.
Другой вопрос, что необходимость решения пограничного спора в пользу Азербайджана будет очень непросто «продать» армянскому избирателю. То есть тем самым «погосам», как противники Пашиняна называют основных его сторонников. Оппозиция вновь обвиняет премьер-министра в «предательстве», а бывший министр обороны Сейран Оганян призывает армию не покидать оккупированные села и грозится чуть ли не партизанской войной.
В этой связи вспоминается село Забух, когда звучали точно такие же заявления...
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: