Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Первый официальный визит нового премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе в Азербайджан стал очередным шагом на пути укрепления дружественных и добрососедских отношений между двумя государствами. Важно также и то, что стратегический диалог Баку-Тбилиси успешно развивается в рамках как двустороннего сотрудничества, так и трехстороннего формата Азербайджан-Грузия-Турция.
Диалог и «тройка»
Визиту Кобахидзе в Баку предшествовали два события, столь же значимые в контексте развития азербайджано-грузинских отношений.
Это, прежде всего, визит секретаря Совета безопасности Азербайджана Рамиля Усубова в Грузию. Он провел встречи с премьером Кобахидзе, а также главами МВД и Минобороны Грузии - Вахтангом Гомелаури, одновременно занимающим пост секретаря Совета национальной безопасности, и Ираклием Чиковани. Причем по итогам переговоров Усубова с Чиковани было анонсировано проведение в 2024 году в Грузии трехсторонней встречи министров обороны Азербайджана, Грузии и Турции. Это лишь подтверждает значение формата сотрудничества Азербайджан-Грузия-Турция с точки зрения реализации национальных интересов каждого из участников «тройки», в частности в сфере обороны и безопасности.
Общие перспективы трехстороннего формата были обсуждены в ходе непосредственно предшествовавшей визиту Кобахидзе в Баку 9-й встречи глав МИД Азербайджана, Грузии и Турции. Джейхун Байрамов, Илья Дарчиашвили и Хакан Фидан по итогам состоявшихся в Баку трехсторонних переговоров подписали декларацию, предусматривающую дальнейшее развитие отношений между участниками азербайджано-грузино-турецкого формата. Причем значение этого сотрудничества было констатировано с точки зрения устойчивого, стабильного развития и мира в регионе в целом.
В Бакинской декларации сделаны два особо важных акцента. Первый касается ожидаемого установления отношений между Азербайджаном и Арменией на основе взаимного признания и уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Это событие обещает сыграть важную роль в обеспечении региональной стабильности и безопасности, а также открыть путь к полной реализации потенциала сотрудничества на Южном Кавказе. Одновременно подчеркнута положительная роль Грузии и Турции в данном процессе, а также отдельно выражено уважение территориальной целостности и суверенитета Азербайджана и Грузии. Второй акцент имеет отношение к возросшей транспортной роли региона в глобальном контексте, в частности реализуемого проекта Среднего коридора - Транскаспийского международного транспортного маршрута. Этот маршрут, по которому осуществляются контейнерные перевозки с использованием железнодорожного и морского транспорта, пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и тянется далее в страны Европы. Бакинская декларация, в которой выражена поддержка всех экономических проектов, объединяющих Азербайджан, Грузию и Турцию, предусматривает координированное развитие тремя странами в соответствии с интересами каждой из них транспортных и энергетических составляющих Среднего коридора. Включая проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Более обстоятельная оценка отмеченным двум аспектам была дана в ходе визита премьер-министра Грузии в Азербайджан.
Экономические - и не только проекты
Ираклий Кобахидзе, прежде являвшийся председателем правящей партии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия», а в начале февраля сменивший на посту премьер-министра Ираклия Гарибашвили (возглавившего, в свою очередь, правящую партию), приехал в столицу Азербайджана в составе делегации, в которую входили также первый вице-премьер, министр экономики Леван Давиташвили и министр иностранных дел Илья Дарчиашвили.
По итогам переговоров Кобахидзе с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым были сделаны важные заявления для прессы. Оба лидера подчеркнули, что азербайджано-грузинские отношения дружбы и добрососедства основаны на глубоких исторических узах.
Глава Азербайджана подробно остановился на экономическом сотрудничестве двух стран, важных, как заявил он, «для региона и, в широком смысле, Евразии». Поскольку «реализуемые нами совместно инфраструктурные проекты - транспортные, энергетические проекты - имеют важное значение для многих стран». В качестве примера подобной привлекательности азербайджано-грузинского сотрудничества Ильхам Алиев указал железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, которая вскоре начнет функционировать «в расширенной форме», что предполагает увеличение ее пропускной способности с 1 до 5 млн тонн.
Азербайджан, Грузия и Турция являются инициаторами проекта «Южный газовый коридор». Посредством него азербайджанский газ через Грузию экспортируется в целый ряд европейских стран. Ильхам Алиев особо подчеркнул, что у Азербайджана есть и финансовые возможности для инвестирования, и такие надежные друзья, как Грузия, благодаря чему «наши энергетические проекты и впредь будут обеспечивать энергетическую безопасность многих стран».
Одновременно идет работа и над новыми проектами, в частности, связанными с развитием «зеленой» энергии. Ильхам Алиев подтвердил, что Азербайджан и Грузия, обладая большим потенциалом возобновляемой энергии, работают в настоящее время над технико-экономическим обоснованием крупномасштабного проекта. Его планируют подготовить до конца текущего года, «после чего будут предприняты практические шаги».
Лидеры Азербайджана и Грузии выразили удовлетворение ростом торгового оборота между двумя странами, который приближается к $900 млн. Причем, заявил Ильхам Алиев, азербайджанские инвесторы вложили в экономику Грузии $3,4 млрд в качестве инвестиций. Ираклий Кобахидзе особо упомянул, что Азербайджан входит в первую пятерку торговых партнеров Грузии, «и мы уверены, что эти цифры будут постепенно расти».
Азербайджано-грузинское сотрудничество в сфере экономики имеет чрезвычайную ценность для развития интеграционных процессов в масштабах всей Евразии. Оно же во многом обуславливает и общую политическую ситуацию в регионе, связывающем Азию и Европу, Восток и Запад. Отсюда и значение стратегического партнерства между Баку и Тбилиси для безопасности Южного Кавказа и прилегающих регионов. Равно как и многостороннего взаимодействия в регионе, базирующегося на отстаиваемых Азербайджаном и Грузией принципах суверенитета и территориальной целостности государств. Достижение этой цели имеет особое значение в настоящих условиях с учетом и той деструктивной роли, которую играют в своих попытках воздействовать на ситуацию на Южном Кавказе некоторые внерегиональные силы.
Взаимные интересы и «глобальный контекст»
Ключевое место в заявлениях Президента Алиева и премьер-министра Кобахидзе заняла традиционная для обеих стран взаимная поддержка их суверенитета и территориальной целостности. «Эта поддержка будет продолжена и впредь, - заявил Ильхам Алиев. - Суверенная территория ни одной страны не может быть изменена с применением силы. Нормы международного права должны быть основой для каждой страны, и здесь не может быть никакой дискриминации. Азербайджан как страна, которая много лет страдала от оккупации и восстановила свою территориальную целостность и суверенитет, очень хорошо знает, что нормы международного права в некоторых случаях восстанавливаются с применением силы. Этот путь также абсолютно законный. Устав ООН признает право каждой страны на самооборону, и Азербайджан, воспользовавшись этим правом, восстановил свою территориальную целостность».
Ираклий Кобахидзе в свою очередь выразил благодарность Азербайджану за поддержку им суверенитета и территориальной целостности Грузии, подтвердив также аналогичную поддержку с ее стороны суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. Важный посыл грузинского премьера состоял и в упоминании «глобального контекста» партнерства и дружбы между обеими странами. От имени Грузии Кобахидзе пообещал и далее «вносить максимальный вклад в стабильность в регионе».
Между тем нельзя не обратить внимание на то, что в последнее время значительно усилились южнокавказские «игры» мировых кругов, пытающихся использовать евроатлантические устремления Грузии для реализации собственных великодержавных геополитических задач. Особенно это стало заметно с предоставлением Грузии в декабре 2023 года статуса кандидата в члены Евросоюза. Причем с расчетом использовать Грузию в том числе и в антиазербайджанских целях.
Азербайджан прагматично подходит к самому факту сближения Грузии с ЕС, с уважением относясь к внешнеполитическому выбору соседней страны. Президент Ильхам Алиев 6 декабря 2023 года, выступая в Университете АДА, выразил даже уверенность в том, что Грузия после того, как станет членом ЕС, будет поддерживать Азербайджан в обсуждениях в рамках данной организации. «В наших отношениях ничего не изменится. Наоборот, в ЕС у нас появится еще один близкий друг, который будет нас защищать. Надеемся, что тогда грузинские депутаты Европарламента будут просвещать европейских парламентариев об Азербайджане, и те станут более реалистичными», - подчеркнул он.
Однако существует и опасность превращения Грузии в инструмент реализации интересов внешних центров, которых не устраивает новая реальность на Южном Кавказе, сложившаяся в результате Победы Азербайджана в Карабахской войне и восстановления его суверенитета на всех освобожденных от армянской оккупации территориях. Существенной частью этой реальности является усиление проводящего независимую политику Азербайджана. Пытаясь противодействовать этому процессу, отдельные западные круги откровенно дестабилизируют ситуацию на Южном Кавказе. Речь идет, прежде всего, о Франции, пытающейся заменить Россию в качестве «гаранта безопасности» Армении.
Франция начала поставки в Армению своего оружия и военной техники, но в качестве транзитного маршрута выбрана Грузия, которой дают понять: не для того ей предоставили статус кандидата на вступление в ЕС, чтобы она отказалась предоставлять свою территорию для перевооружения Армении. То есть процесса, который с учетом неурегулированности армяно-азербайджанских отношений и сохраняющихся территориальных претензий Армении к Азербайджану однозначно направлен против его интересов - интересов государства, являющегося ближайшим другом и партнером Грузии.
Несомненно, все эти акции Франции и других западных центров являются частью их гораздо более масштабного плана - вытеснения России с Южного Кавказа. Это проявилось и в ходе турне генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по странам Южного Кавказа. Турне показало, что в Североатлантическом альянсе существует понимание отсутствия у Азербайджана, являющегося лидером и самым мощным в военном отношении государством региона, цели вхождения в данную организацию. В отличие от евроатлантически ориентированной Грузии, не говоря уже о непредсказуемости активизировавшихся в последнее время прозападных потуг Армении.
Азербайджан оценивал и намерен оценивать впредь привлекательность НАТО исключительно с точки зрения своих национальных интересов, а не направленных против кого бы то ни было геополитических планов этого ведущего военно-политического западного Альянса. Но сможет ли устоять Грузия перед давлением Запада, который, судя по всему, не прочь использовать ее, а также Армению для подрыва безопасности региона и последующего взятия его под свой евроатлантический контроль? И не вызовут ли известные расхождения во внешнеполитических приоритетах Азербайджана и Грузии - традиционных партнеров, добрых соседей и друзей - определенные проблемы в их двусторонних отношениях?
Визит премьер-министра Грузии в Азербайджан дает основание считать, что обе стороны осознают подобные риски, равно как и необходимость их преодоления. Поскольку в условиях, когда мир и все евразийское пространство переживают суровые геополитические потрясения, Азербайджан и Грузия жизненно заинтересованы в том, чтобы и далее совместно выстраивать систему региональной безопасности.
Не случайно Ильхам Алиев заверил, что «две страны и дальше рука об руку, плечом к плечу будут идти вперед и вместе решать стоящие перед ними задачи». А Ираклий Кобахидзе выразил готовность и впредь «делать все возможное для углубления дружбы, сотрудничества и партнерства» между Азербайджаном и Грузией.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: