Автор: Лейла ЗЕЙНАЛ
Холода позади. Европа успешно справилась с задачей по обеспечению теплом своих потребителей в суровые зимние дни и в условиях сокращения поставок российского газа. Тем не менее наступление весны не принесло стабильности на мировой энергетический рынок. Как известно, военные действия в Украине заставили Европу пойти на переориентацию путей импорта и нарастить объемы закупок сжиженного природного газа (СПГ). После сокращения поставок Россией импорт СПГ в Европу увеличился до 35% от общего объема поставок газа, большая часть которого закупается по спотовым ценам.
Сейчас Европа стала полноценным игроком на международном рынке сжиженного природного газа и соперничает за поставки с уже традиционными покупателями в Азии. Главный плюс - избавление ЕС от зависимости от одного источника. Обратная сторона медали - колебание цен под влиянием конкуренции со стороны Азии.
Между тем в апреле лидеры газового рынка обсудили будущее отрасли на V Будапештском СПГ-саммите. Это уникальный форум регионального уровня, на который собираются руководители ключевых компаний, высокопоставленные чиновники правительства и Евросоюза, топ-менеджеры финансовых и консалтинговых компаний, разработчики инновационных технологических решений, признанные исследователи.
Планы и проблемы
Открывая саммит, министр иностранных дел и торговли Петер Сийярто еще раз дал понять, что Венгрия не намерена отказываться от партнерства, которое доказало свою надежность с точки зрения поставок энергоносителей, и выгодных контрактов.
«Мы отвергаем какое-либо политическое давление в вопросах энергоснабжения. Мы не откажемся ни от каких наших партнеров, с которыми у нас установлено выгодное сотрудничество. И мы не откажемся ни от каких контрактов, которые нам выгодны», - сказал глава МИД, подразумевая долгосрочные соглашения с «Газпромом» о транспортировке российского газа в Венгрию.
В то же время П.Сийярто указал и на важность диверсификации, подчеркнув, что официальный Будапешт имеет в виду включение новых источников, а не исключение существующих.
Историей успеха министр назвал строительство газопровода «Турецкий поток» (TurkStream) и тот факт, что Венгрия недавно стала первой страной, не соседствующей с Турцией, которая (с 1 апреля 2024 г. - R+) получает турецкий природный газ. Соглашение, подписанное летом прошлого года, предусматривает импорт во II и III кварталах 2024 года 275 млн кубометров турецкого газа.
П.Сийярто также добавил, что благодаря «Турецкому потоку» Венгрия сможет обеспечить свою энергетическую безопасность, даже если Украина откажется продлевать с «Газпромом» после 2024 года соглашение о транзите по своей территории российского газа в Европу. Ведь практически весь российский газ для венгерских потребителей уже поступает через южное направление в обход Украины, т.е. через TurkStream.
Кроме того, большим достижением П.Сийярто назвал строительство словацко-венгерского трубопровода, сотрудничество с Азербайджаном в вопросе поставок газа, расширение венгерско-румынских газотранспортных мощностей и заключение контракта по СПГ с компанией Shell, который правительство хочет продлить после 2027 года.
В то же время венгерский министр обвинил Европейский союз в сокращении помощи на развитие энергетической инфраструктуры в Юго-Восточной Европе, настаивая на том, что эти проекты имеют решающее значение для диверсификации.
Так или иначе газ, поставляемый Россией, включая трубопроводы и СПГ, по-прежнему составляет 15% импорта ЕС. Однако страны сообщества поставили перед собой цель поэтапно прекратить импорт российского газа к 2027 году и шаг за шагом идут к этому. Европарламент уже одобрил введение правил, разрешающих правительствам стран ЕС запрещать импорт российского СПГ. Новые правила газовой политики призваны обеспечить правовые механизмы, чтобы правительства могли блокировать поступление российского газа в свои страны, хотя еще ни один крупный импортер не сообщил о намерении воспользоваться этим правом. Если такое случится, то рост спроса на СПГ и, конечно же, цен на него станет просто неизбежным.
«Замещение поставок российского СПГ не представляется невозможным. Только в краткосрочной перспективе это, вероятно, обойдется дороже из-за роста мировой конкуренции за СПГ, поскольку сейчас есть признаки того, что спрос на газ увеличивается, особенно в Азии, что отразил недавний рост цен на СПГ там», - уверены аналитики Commerzbank.
Между тем вице-президент Shell Energy Integration & Fundamentals Джефферсон Эдвардс в связи с тенденциями мирового рынка СПГ считает, что и трубопроводное, и сжиженное «голубое топливо» играют важную роль как в энергетической безопасности, так и в энергетическом переходе. «Ожидается, что к 2040 году мировой спрос на СПГ вырастет более чем на 50%, поскольку промышленный переход с угля на газ набирает обороты в Китае и Южной Азии, а страны Юго-Восточной Азии используют больше СПГ для поддержки своего экономического роста. Кроме того, сжиженный газ продолжает играть решающую роль в обеспечении безопасности поставок в Европу посредством диверсификации», - отметил он.
Директор по оптовой торговле и оптимизации портфеля MET Central Europe Эстер Секерес со своей стороны указала на то, что глобальные события оказывают большое влияние на цены на газ - в последние годы около 20% поставок трубопроводного газа в Европу заменено на СПГ. «Именно поэтому, даже если уровень цен почти вернулся к докризисному уровню, волатильность не снизилась», - заметила она.
«Одним из наиболее важных результатов прошедшего периода является то, что ЕС теперь имеет достаточный объем регазификационных мощностей и, таким образом, расширил глобальные рамки, подходящие для решения возможных чрезвычайных ситуаций с поставками, включая доступ к рынку СПГ», - считает старший директор отдела структурированной торговли газом и СПГ компании MVM CEEnergy Золтан Рахоти.
Конференция также сосредоточила внимание на роли СПГ в энергетической безопасности, гибкости поставок и конкурентоспособности.
«Чтобы получить доступ к СПГ из США и по всему миру, вам нужны долгосрочные контракты, которые могут обеспечить уверенность», - утверждает член совета директоров OMV Petrom Франк Нил. Он подчеркнул, что Румыния впервые стала нетто-экспортером газа в 2023 году. Что касается диверсификации поставок и проектов OMV Petrom на Черном море, Ф.Нил заявил, что «они с оптимизмом смотрят не только на проекты в Румынии, но и на проекты компании в Болгарии». Две основные проблемы, которые он видит на рынке СПГ, - это недостаток объемов и финансирования.
Заместитель вице-президента компании SOCAR Виталий Беглярбеков призвал страны искать в Азербайджане новые возможности энергетического сотрудничества. «Для нас самое главное - стабильность отношений, - подчеркнул он. - Давайте попробуем использовать нефть и газ не как оружие, а как мост в стратегических отношениях».
Газовая вертикаль
Отдельно на конференции в Будапеште говорили и о проекте «Вертикальный газовый коридор» (VGC), по которому планируется наладить двустороннюю транспортировку природного газа между югом и севером Европы, тем самым укрепляя энергетическую безопасность всего региона.
За счет участия ключевых заинтересованных сторон из Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Словакии, Молдовы и Украины, а также консорциумов Gastrade и интерконнектора Греция-Болгария, «Вертикальный газовый коридор» направлен на снижение зависимости Европы от российских энергоносителей.
Генеральный директор FGSZ Zrt Ференц И. Сабольч в этой связи заявил, что VGC - хорошая инициатива, основанная на эффективном сотрудничестве операторов газовых сетей и операторов инфраструктуры СПГ. «При небольших модификациях существующей системы газопроводов станут доступны новые альтернативные источники газа и СПГ, которые принесут пользу Балканам, Украине и всему региону Центральной и Восточной Европы, а также создадут большую ликвидность, лучшую рыночную интеграцию и конкуренцию соответственно», - отметил он.
Ожидается, что работа системы «Вертикальный газовый коридор» позволит организовать газовые поставки из Греции в Болгарию, Румынию, Молдову, Словакию, Венгрию и в подземные хранилища Украины.
Ресурсной базой для поставок будут: газ из Азербайджана, поступающий по Южному газовому коридору в Грецию, и СПГ со всего мира, который будет доставляться на греческие терминалы сжиженного газа. То есть СПГ-терминал в греческом Александруполисе вместе с модернизированной станцией регазификации на острове Ревитуса и газопроводом TAP станут главными компонентами Вертикального газового коридора.
Правда, для полной реализации проекта потребуется еще модернизировать существующие системы внутренних газопроводов европейских стран, на отдельных участках даже достроить недостающие трубопроводы, определить требуемую мощность газопровода и установить компрессорные станции на соединении интерконнекторов, чтобы получить возможность регулировать поток и мощность газа.
Хорошая новость в том, что все операторы газораспределительных систем стран - участниц проекта согласились провести одновременно (в июле 2024 г.), причем на год раньше предусмотренного графика, обязательную рыночную проверку распределения мощности в своих соответствующих точках присоединения. Уже на основе выраженного рыночного интереса будут реализованы проекты расширения мощностей для удовлетворения спроса по маршруту VGC.
Кстати, уже начались предварительные работы, нацеленные на расширение мощности трубопровода Греция-Болгария с нынешних 3 до 5 млрд кубометров в год. Почему это важно? Потому что позволит наладить поставки азербайджанского газа и больших объемов СПГ с терминалов Греции в Болгарию, Венгрию, Румынию, Северную Македонию, а в перспективе и в Австрию.
Если обратить внимание на страны, участвующие в проекте VGC, то можно заметить, что большинство их них связаны с Азербайджаном инициативой под звучным названием «Кольцо солидарности» (STRING). 25 апреля исполнится ровно год со дня подписания Меморандума о взаимопонимании по развитию сотрудничества между операторами газотранспортных систем Болгарии (Булгартрансгаз), Румынии (Трансгаз), Венгрии (FGSZ), Словакии (Eustream), а также SOCAR, направленного на реализацию этой самой инициативы STRING.
За год произошло немало событий, которые в конечном счете позволят «Кольцу солидарности» заработать на полную мощность: это в первую очередь договоренности между Азербайджаном и Венгрией по поставкам газа, запуск интерконнектора Болгария-Сербия, договоренности о поставках азербайджанского газа в Сербию.
Как сообщил В.Беглярбеков, Азербайджан планирует поставлять через «Кольцо солидарности» в балканские страны 5 млрд кубометров газа в год. По его словам, аналогичные объемы могут дополнительно поставляться по Южному газовому коридору в Италию, Грецию и соседние страны.
В целом же в 2024-2025 годах Азербайджан намерен увеличить объем экспорта газа в Европу на 17% от показателя 2023 года, до 14 млрд кубометров, а с 2026 года - еще больше нарастить его экспорт.
При этом представитель SOCAR отметил, что «определенные проекты» зависят не от SOCAR, а от европейских клиентов. «Мы заинтересованы в увеличении поставок, но крайне важно иметь инфраструктуру», - говорит он, добавив, что Европа останется основным рынком Азербайджана на долгие годы.
По оценке Минэнерго, в Европе спрос на азербайджанский газ составляет 30 млрд кубометров в год, а значит, обеим сторонам есть к чему стремиться. Судя по всему, мяч в настоящее время на европейской половине.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: