Автор: Валентина РЕЗНИКОВА, Баку-Санкт-Петербург-Баку
Состоялась долгожданная премьера нашумевшего в Санкт-Петербурге спектакля «Иблис и…» («Дьявол и…») на родной сцене. Надо сказать, что азербайджанский режиссер Мехрибан Алекперзаде произвела фурор этим спектаклем на сцене Александринского театра в Питере в рамках XV Международного фестиваля «Александринский». О блестящем показе, с которым выступил Азербайджанский государственный академический национальный театр драмы, писали многие российские СМИ. Они сообщали, что спектакль драмтеатра из Баку потряс искушенную театральную публику Северной столицы не только постановочной концепцией режиссера, открывшего им имя азербайджанского классика Гусейна Джавида, но и высоким уровнем профессионализма актеров! Спектакль заслуженного деятеля искусств АР Мехрибан Алекперзаде был поставлен в жанре философско-деконструктивной метадрамы по трагедии Джавида «Иблис».
На пресс-конференции президент Александринского театра Валерий Фокин отметил, что это первое участие азербайджанского театра в данном фестивале и что его статус «Национальный» имеет важное значение для такого мероприятия, как фестиваль. Он обратил внимание представителей СМИ, что длившиеся довольно долгое время переговоры увенчались соглашением об обменных гастролях. В речи директора драмтеатра Ильхама Аскерова, обращенной к представителям СМИ СПб, основополагающей была мысль о важности исторического момента творческого и профессионального содружества, которое стало возможным при активной поддержке министерств культуры Азербайджана и России. Что премьера, прошедшая на славной исторической сцене Александринского театра для коллектива, - не только радость, но и огромная ответственность. На фестивале была открыта и проведена выставка, посвященная истории и современности отечественного драмтеатра.
О фестивале «Александринский»
Участниками фестиваля стали Александринский государственный драматический театр, Азербайджанский драмтеатр, Национальный театр Республики Сербской, театральная компания «Сетор де Ареас Изоладас» (Бразилия), Псковский академический театр драмы им. А.С.Пушкина и Государственный театр Анкары (Турция). Наш корреспондент встретился с режиссером-постановщиком Мехрибан Алекперзаде и побеседовал с ней.
- Мехрибан ханым, спектакль в вашей постановке оставил очень хорошее впечатление не только о Национальном драмтеатре, но и театральном искусстве нашей страны в целом. Что вы думаете по этому поводу?
- Что надо работать еще больше и еще лучше. У нас нет права опускать планку профессионализма, но есть право и возможность поднять ее еще выше.
- Как пришла идея представить россиянам Гусейна Джавида и его «Иблиса»? Первую премьеру театр сыграл именно на сцене Александринки?
- Поначалу мы рассматривали возможность показать «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова. Но потом я подумала, что лучше, интереснее и важнее все-таки показать нашу национальную классику. Времени до отъезда оставалось мало. Репетиции шли очень интенсивно. На родной сцене мы успели сыграть сдачу, а первую премьеру - на основной сцене Александринки.
- Почему спектакль вы назвали «Иблис и…»?
- Приходите, посмотрите, тогда и поговорим.
- Хорошо. Какие самые яркие впечатления вы увезли с собой и будете помнить если и не всегда, то долго?
- Их два. Первое - это впечатление от самого театра: его сцены, архитектуры, зрительного зала и потрясающей энергетики, которая оставлена здесь не только поколениями актеров, «намоливших» своим духом все внутреннее пространство, но и зрителями. Которые умеют ценить, любить и понимать театр как вид особого Искусства…
- А второе?
- Это разговор с Валерием Фокиным, с которым после просмотра постановки мы беседовали несколько часов. Дав высокую оценку действию спектакля и работе актеров, он перешел к теме драматургии и драматурга. Его заинтересовало творчество Гусейна Джавида настолько, что он захотел прочесть все, что есть о нем на русском языке.
- И, возможно, поставит?
- Было бы хорошо…
- Можно ли спектакль Фокина «Женитьба» по пьесе Гоголя, сыгранный на сцене нашего Национального драмтеатра недавно, рассматривать как начало для долгосрочных и устойчивых творческих и дружественных отношений между двумя гостеатрами, которые имеют статус «Академический национальный»?
- Давайте пока не будем забегать вперед и торопить события. Скажем только, что диалог театральных культур между нашими театрами сейчас на стадии становления и развития. Спектакль Валерия Фокина, надеюсь, вы посмотрели?
- О да!
Александринский театр. «Женитьба»
Казалось бы, что в этой пьесе можно вычитать и открыть такого, чего мы не усвоили и не знаем со школьной скамьи? Переполненный зрителями зал нашего Национального драмтеатра ждал начала действия с большим нетерпением. Почему? Да потому, что сюжет с престарелой невестой Агафьей Тихоновной, ее тетушкой, свахой, женихами, нацелившимися на ее приданое, да еще двумя приятелями, Кочкаревым и Подколесиным, претерпел столько версий, начиная с самой первой постановки на сцене Александринского театра в 1842 году, что трудно было представить и рассчитывать на что-то оригинальное. Признаться, с момента начала действия душой овладела скука. Такая же скука, как и у Подколесина, валяющегося от безделья на кровати. Появилось ощущение, что все персонажи этой истории живут как заведенные механизмы, исполняя все жизненно необходимые действия по инерции, почти механически. Не люди, а механические куклы, прикидывающиеся людьми, а потому бесконечно скользящие по поверхности этой жизни: мимо людей, мимо жизни и даже мимо самих себя! Фокин ставит своих актеров на коньки, заставляя их персонажей проживать на протяжении всего действия жизнь конькобежцев. Механически вежливые улыбки, механически произносимые слова, механически скользящие движения… И даже страсть меркантильной заинтересованности в материальной составляющей интересов героев тоже выглядит уже механически. В этом мире больше нет места ни живым человеческим чувствам, ни духовности: миром правят деньги! Материальное вытеснило духовное… Такую же проблему рассматривают постановщик и актеры в спектакле «Иблис и…»
«Иблис и…»
Долгожданная премьера «Иблис и…» в Азербайджане. Зритель, затаив дыхание, внимает каждому слову, эмоциям и мыслям героев. Философские размышления Гусейна Джавида, создавшего своего «Иблиса» в 1918 году, трансформируются режиссером в жесткий и бескомпромиссный обличительный диалог со зрителями, не только показывая, но и доказательно разоблачая Человека, утратившего Дух и Человечность. В погоне за материальными благами и удовольствиями Человек погряз в бесчисленных пороках лжи, предательстве, сладострастии и безудержном разврате. Из года в год, из века в век Человек терял свою божественность, предавая Свет и выбирая Тьму. И сам не заметил, как из Человека превратился в жалкое его подобие: че-ло-веч-ка!
Уйдя из Божественного Света, человечек стал средоточием Зла и носителем Пороков. Причем он настолько захватил и узурпировал право на бездуховность и нравственную грязь, что даже Иблис (Айшад Мамедов, заслуженный артист АР) был сражен этим фактом. И покинул Землю со словами, что человек сам уже стал иблисом (дьяволом). Поэтому ему - настоящему Иблису - здесь больше нечего делать: его работа по искушению Человека закончена. Однако родные братья Ариф (Мурад Исмайлов) и Васиф (Эльсевер Рагимов), движимые похотью, завистью, злобой и ненавистью, продолжают уничтожать друг друга. Мир, который создали люди XXI века, залит кровью.
Подмена истинных ценностей человечества ложными заставляет задуматься: как мы все сегодня живем? Почему и в угоду кому мы истребляем себя физически, развязывая войны? Как и почему мир безнравственности, бездуховности занял прочную позицию в сердцах и умах человечества? Почему мы перестали отличать Свет от Тьмы? Или мы просто делаем вид, что не видим разницы, ибо так нам удобнее жить?
Три дня подряд аншлаги. В кассах уже нет билетов на четвертый спектакль «Иблис и…» А это значит, что режиссеру-постановщику удалось найти тот тон в диалоге со зрителем, в котором наши театры (все без исключения!) так нуждаются сегодня! Ну сколько можно развлекать не развлекая? Или смешить не смеша? Сколько можно подсовывать зрителю вместо искусства вымученный подменный суррогат? Но вот есть же у нас режиссер, который, не заигрывая со зрителем, ведет с ним серьезный разговор. О самом важном для каждого, кто еще не утратил понимания и любви ко всему, что связано с нравственным законом наших предков и нравственным законом внутри каждого из нас. Ибо нельзя превращаться в манкуртов или иблисов…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: