Автор: Чингиз МАМЕДОВ Баку
Вильнюсский саммит "Восточного партнерства" вскрыл противоречия между ЕС и Таможенным союзом, инициируемым Россией. Парафировав соглашение об ассоциации с ЕС, Украина в последний момент отказалась подписать его. Еще раньше свою приверженность ТС выразила Армения, также отказавшись от ассоциации. Подписание соглашения об упрощении визового режима ЕС с Азербайджаном и парафирование соглашений об ассоциации с Грузией и Молдовой буквально спасли Вильнюсский саммит от провала. В этих условиях слышатся призывы делать различия между шестью постсоветскими странами, охваченными "Восточным партнерством", в зависимости от значимости государств, заинтересованности в евроинтеграции и прилагаемых усилий. Значительное влияние на данный процесс оказывают и неурегулированные конфликты в странах - участницах программы, в том числе и нагорно-карабахский. Своим мнением о возможном вкладе ЕС в стимулирование евроинтеграции стран "Восточного партнерства", а также о роли в решении конфликтов поделилась с R+ бывший вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ, почетный председатель Сената Бельгии Анна-Мария ЛИЗИН.
- Азербайджан находится на передовых позициях по темпам экономического развития и считается одной из самых динамично развивающихся экономик в мире. А каким это развитие видится из Европы?
- Я нигде в мире больше не встречала такого быстрого и сбалансированного развития. Это означает успех предпринимаемых с 1994 года усилий, что, с учетом ситуации на Южном Кавказе, является действительно исключительным случаем. Здесь следует принять во внимание, что в ситуации, в которой в 1990-х годах находились все экономики Кавказа, страна смогла поднять производство, вывести энергетические ресурсы на мировые рынки и получить дивиденды. Мало какое правительство может похвастаться такими успехами.
Помимо этого Азербайджан очень продуманно анализирует развитие на будущее, разрабатывая новые перспективные секторы, такие, как сельское хозяйство и туризм.
- Несмотря на то, что подавляющее большинство населения Азербайджана является мусульманами и страна привержена исламским ценностям, европейская интеграция является для Баку внешнеполитическим приоритетом. Что вы можете сказать о будущем этих отношений?
- Эти отношения имеют очень надежное и благоприятное будущее. Я только что вернулась из Киева, где преподаю в университете. Сложившаяся там политическая ситуация сводит на нет европейские надежды украинцев. У Азербайджана же нет такой сомнительной ситуации. Страна в состоянии выбирать Европу и вместе с тем продолжать развивать хорошие связи с Россией. Это означает, что в Азербайджане мудрое руководство и, конечно же, отличная от Украины историческая подоплека. Азербайджану предстоит преодолеть некоторую критику со стороны Европы, но это будет легко сделать с помощью связей между Европой и Кавказом, в особенности с учетом энергетического фактора Каспийского моря.
- Почему же тогда Брюссель недостаточно активен в вопросах, касающихся региона, который, по заверениям представителей ЕС, входит в зону европейских стратегических интересов?
- Европа занимает нерешительную позицию в отношении Кавказа. Во время военных действий на Балканском полуострове в начале 1990-х годов происходящее в Азербайджане было вне внимания Европы. "Новое открытие" Европой Кавказа произошло где-то в 2000 году, и затем это внимание еще больше усилилось с появлением программы "Восточное партнерство". У европейцев три года ушли на понимание того, что у них нет глобальной стратегии действий в отношении трех стран Южного Кавказа, и при этом также на осознание необходимости работать на двусторонней основе с каждой из них в силу исторических причин.
Однако даже это нельзя считать достаточным. Тогда, после всех этих колебаний, был создан инструмент финансового содействия. Правда, масштаб этого финансового инструмента сегодня кажется символическим, если сравнить с нынешним бюджетом Азербайджана. Так что наращивание двустороннего сотрудничества связано не с финансовыми соображениями, а с определенными ценностями и идеями свободы.
Я надеюсь, что Баку в будущем, если так можно выразиться, увеличит свое присутствие в Брюсселе, чтобы лучше объяснять реалии страны, говорить о свободе жизни, правах женщин в этой очень специфической, свободной мусульманской стране, свободе религий. Европа должна разработать более позитивный взгляд на эту страну. Лишь два из шести участников программы "Восточное партнерство" - Грузия и Молдова - парафировали соглашения об ассоциации с ЕС на недавнем саммите в Вильнюсе. Европа не может позволить себе такой провал и должна обратить свой взор на лучшую экономику Южного Кавказа, послав Баку положительные сигналы.
- Говоря о европейской политике на Южном Кавказе, в первую очередь нельзя не отметить достаточную пассивность ЕС в отношении проблемы Нагорного Карабаха. Исходит ли это из того, что в Брюсселе считают свою посредническую роль неуместной?
- Мое личное убеждение в том, что здесь многое зависит от России, которая в последнее время предприняла ряд шагов в связи с Арменией. Я имею в виду ситуацию с Таможенным союзом и усиление российского военного присутствия в этой стране.
Любое будущее мирное соглашение должно обсуждаться в нужном месте, с хорошими аргументами на переговорах. Параллельно с этим необходимо использовать все возможности для того, чтобы защитить процесс и избежать новых жертв.
- Какую роль в процессе урегулирования могут сыграть международные организации, к примеру Европейский парламент (если мы говорим конкретно о Европе), с его резолюциями по конфликту?
- Эффективным для поиска решения проблемы может быть лишь тот международный орган, который включает в себя Россию. Европейский союз в этом смысле может быть полезен только для подтверждения соответствия азербайджанской позиции международному праву, особенно теперь, когда Армения ясно показала, что выбирает Россию, оставляя Европу в стороне.
ОБСЕ по-прежнему является хорошей площадкой, но Минская группа никогда не проявит серьезной политической воли. На мой взгляд, единственной страной, которая способна достичь реальных подвижек, являются США. Я считаю, что господин Керри (госсекретарь США. - Ред.) после успеха в отношении иранской ядерной проблемы может стать лучшим собеседником для господина Лаврова (глава МИД РФ. - Ред.) по новым дискуссиям относительно формулы для Нагорного Карабаха. Европа никогда не сможет добиться успеха от Армении.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: