26 Апреля 2024

Пятница, 07:28

МУЗЫКАНТ,ПУБЛИЦИСТ, ДРАМАТУРГ, ПЕДАГОГ

18 сентября великому Узеиру Гаджибекову исполнилось 127 лет

Автор:

01.10.2012

В эти дни в Баку завершился IV Международный фестиваль имени великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, который прошел с грандиозным успехом. Имя и гений незаурядного азербайджанца собрали в Баку музыкантов мирового масштаба - из России, Турции, США, Франции, Германии, Аргентины, Италии и других стран. На фестивале, как и в прошлые годы, состоялись концерты Кельнского камерного оркестра (Германия), квартета Signum, Азербайджанского государственного оркестра народных инструментов, Азербайджанского государственного симфонического оркестра, камерного оркестра под управлением Захара Брона, оркестра "Виртуозы Москвы", Государственного камерного оркестра им. К.Караева. Все это подтверждает, что у музыки нет границ, но у нее есть имена. И мы, азербайджанцы, счастливые люди, что являемся носителями культуры, которую всегда пропагандировал незабвенный Узеир Гаджибеков.

18 сентября мы отмечали день рождения талантливейшего человека. Аура этого дня - начало музыкального фестиваля имени выдающего композитора, корифея нашей музыкальной культуры Узеира Гаджибекова. Этот день является праздником не только для любителей музыки, но и для всего нашего народа. Вновь и вновь хочется прикоснуться к страницам истории жизни этого незаурядного человека.

 

Рождение 

Большую часть своего времени Абдулгусейн бек из Шуши проводил в Агджабеди. Он был личным секретарем дочери последнего хана Карабаха Хуршудбану Натаван, а в Агджабеди управлял ее поместьем. В то время у Абдулгусейн хана и его супруги Ширин ханым было трое детей, и они ждали рождения четвертого ребенка.

Отправляясь проведать супруга, Ширин ханым поехала через Агдам. Гостила по нескольку дней у каждой из проживавших здесь восьми своих сестер. Прибыв в Агджабеди позже намеченного срока, здесь же, 18 сентября 1885 года, Ширин ханым родила своего четвертого ребенка. Вот так один из пяти детей - троих сыновей и двух дочерей Абдулгусейн бека и Ширин ханым из Шуши - стал уроженцем Агджабеди. Этим ребенком был гениальный композитор будущего, публицист, драматург, педагог, мыслитель, академик, общественный деятель Узеир Гаджибеков.

Детство его прошло в Шуше. Дом их был расположен в той части города, которая называлась Чёлгала (Внешняя крепость). Первым учителем Узеира стал его дядя по матери Агалар бек Аливердибеков, получивший прекрасное образование в Европе. Именно он, прекрасный знаток азербайджанский музыки, и пробудил у Узеира интерес к народной музыке, к мугамам. С детских лет пристально следил он и за музыкальной средой в родной Шуше. С упоением слушая исполнение карабахских певцов, чарующие мелодии на сазе, овладевал сокровенными тайнами национального музыкального искусства. 

Родители очень внимательно отнеслись к образованию Узеир бека. Благодаря им в 1887-1899 гг. он обучался в русско-татарской школе Гасым бека Везирова в Шуше. Когда ему было 13 лет, в Шуше по инициативе Абдуррагим бека Ахвердиева и под его дирижерством была показана сценка "Меджнун у могилы Лейли" в исполнении Джаббара Гарягдыоглу. Узеир бек вместе со своими братьями пел в хоре. Под впечатлением этой сценки, навечно запечатлевшейся в его памяти, много лет спустя он написал по мотивам неповторимой поэмы Магомеда Физули "Лейли и Меджнун" одноименную оперу - первую не только в Азербайджане, но и на всем Востоке. Дирижировал на прошедшей 12 января 1908 года премьере этой оперы Абдуррагим бек Ахвердиев. Сам Узеир бек исполнял партию на скрипке.  

В 14 лет он отправился учиться в Горийскую семинарию учителей, где проучился до 1904 года. Проведенные в семинарии годы сыграли огромную роль в формировании его мировоззрения. Здесь он изу-чил произведения классиков европейской музыки, научился игре на скрипке, виолончели и баритоне. Переносил на ноты азербайджанские народные песни. Закончив в сентябре 1904 года обучение в семинарии, в 1904-1905 гг. преподавал в школе села Гадрут Джебраильского уезда. 

В те годы как раз поднялась волна армянской агрессии против азербайджанцев. Видя ненависть и злобу армян в отношении Узеир бека, аксакалы Гадрута тайно отправили его в Евлах, а оттуда проводили в Баку. 

Узеир бек прибыл в Баку в 1905 году. Здесь он столкнулся с объятым перипетиями российской революции городом. В период обострения политической борьбы демократически мыслящая азербайджанская интеллигенция прилагала усилия для решения препятствующих прогрессу своего народа проблем. Узеир бек встал в один ряд со своими единомышленниками. В 1905-1907 гг. он работал учителем в поселке Бибиэйбат, а потом в школе "Саадат". Издал на азербайджанском языке "Вопросы арифметики" и "Тюркско-русский и русско-тюркский словарь используемых политических, юридических, экономических и военных слов". 

 

Публицист 

Занимавший видное место в истории азербайджанской литературы и музыки, Узеир бек в первую очередь был профессиональным журналистом. Еще в бытность свою учителем  сельской школы в Гадруте он публиковался в газете "Каспий", в которой с 1 сентября 1904 года стали печатать материалы Узеир бека, писавшего под псевдонимом "У". С первых чисел сентября 1905 года стал работать переводчиком в газете "Хаят". В 59-м номере газеты 7 сентября вышла в свет и первая оригинальная статья Узеир бека. В дальнейшем он стал одним из самых активных авторов, печатающихся в ней. Проработав в редакции "Хаят" 3 месяца, Узеир бек ушел оттуда и стал работать в газете "Иршад", первый номер которой вышел в свет 17 ноября 1905 года. И здесь он стал одним из самых активных авторов и был, как сегодня говорят, парламентским корреспондентом газеты. В своих фельетонах, небольших сценках, публицистических статьях Узеир бек резко критиковал деятельность Думы.

В 1905-1917 гг. Узеир бек последовательно занимался журналистской деятельностью, тесно сотрудничал не только с уже упомянутыми газетами "Хаят" и "Иршад", но и с газетами "Тарагги", "Игбал", "Хагигат", "Ени игбал", а также с такими печатными органами, как "Совгат", "Азербайджан", "Молла Насреддин", "Мектеб" и др.  Подписывал свои статьи псевдонимами "Бехманкес", "Бисавад", "Филанкес", "Мусигар", "?", "Узеир", "Уз.Гаджибеков".

В 1909-1915 гг. написал либретто к операм "Шейх Санан" (1909), "Рустам и Сохраб" (1910), "Шах Аббас и Хуршид бану" (1912), "Асли и Керем" (1912),  "Гарун и Лейла" (1915). Его музыкальные комедии "Муж и жена", "Не та, так эта", "Аршин мал алан" отражали быт, народные обычаи и традиции в дореволюционном Азербайджане.  

В 1911 году он отправился для продолжения музыкального образования в Москву, где учился на музыкальных курсах Филармонического общества, а в 1913 году обучался в Петербургской консерватории. 

Еще в годы учебы в Горийской семинарии он встретил свою первую  и последнюю любовь. Татарка Малейка ханым была сестрой друга Узеир бека по семинарии Али Терегулова. По воскресеньям  друзья вместе посещали театр, гуляли по Тифлису. Али часто приглашал Узеир бека к себе домой. Именно тогда он увидел и полюбил Малейку. Любовь оказалась взаимной, и они создали семью. А сестра Малейки ханым вышла замуж за одногодка Узеир бека, великого композитора Муслима Магомаева. Так две гениальные личности стали свояками.   

Некоторое время Узеир бек и Малейка ханым снимали в Баку квартиру. Только в 1915 году они обзавелись своим жильем, где ныне расположен музей великого композитора.

Вместе они выдержали много испытаний. Возможно, главным из них стало отсутствие детей. Но Узеир бек не расстался с любимой женой даже ради того, чтобы иметь собственного ребенка. Они прожили полную любви и уважения семейную жизнь, достойную стать сюжетом для эпоса…

 

Композитор 

Армяне люто ненавидели Узеир бека - уже прославленного публициста, композитора, пламенного патриота и хотели убить его. В 1918 году Узеир бека от них спас Нариман Нариманов. Во время мартовского геноцида азербайджанцев дом Узеир бека подвергся обстрелу со стороны армян. Но незадолго до этих событий Нариман Нариманов посоветовал ему уехать вместе с театральной труппой на гастроли в Иран. Правда, сначала он отказывался ехать со словами: "Я не оставлю Азербайджан и никуда не поеду". Но Нариманов настоял, сказав: "Вы нужны нам в будущем". После этого братья Узеир и Зульфугар Гаджибековы отправились в Иран.    

В Иране они пробыли несколько месяцев, показав несколько спектаклей в различных городах. В октябре они вернулись на родину, и газеты поздравили народ с возвращением Узеир бека.

В 1921 году Узеир бек организовал в Баку первую музыкальную школу для азербайджанской молодежи - Азербайджанскую государственную тюркскую музыкальную школу. Когда в 1926 году приступила к деятельности Азербайджанская государственная консерватория, он стал преподавать в ней, организовал при консерватории первый многоголосый азербайджанский хоровой коллектив. В 1931 году он же стал организатором первого нотного оркестра народных музыкальных инструментов при Азербайджанском радиокомитете. 30 апреля 1937 года в Азербайджанском театре оперы и балета была осуществлена первая постановка оперы "Кероглу", считающаяся вершиной музыкального творчества Узеира Гаджибекова.

Не видеть талант Узеир бека, не любить его произведения было невозможно. Очень любил его оперы "Кёроглу" и "Аршин мал алан" и руководитель советского государства Иосиф Сталин. Через тогдашнего руководителя Азербайджана Мирджафара Багирова он даже посылал привет Узеир беку, которого глубоко уважал.

В 1938 году во время прошедшей в Москве Декады азербайджанской культуры и искусства Сталин три раза присутствовал на спектаклях оперы "Кёроглу". Вскоре первым среди советских композиторов Узеир беку было присвоено звание народного артиста СССР.

В 1945 году, еще до окончания войны, на экраны вышел фильм "Аршин мал алан". Незадолго до этого проживавший в США режиссер-армянин тоже снял фильм по сюжету этого произведения. Но "забывший" авторство Узеир бека армянский режиссер лишь указал, что фильм снят "по восточным мотивам". Руководство Азербайджана проинформировало о произошедшем руководство СССР. Однако в силу того, что Советский Союз не присоединился к международной конвенции об авторских правах, права Узеир бека не были соблюдены. Сталин счел наилучшим выходом срочно снять фильм "Аршин мал алан" и распространить его по всему миру. Экранизированный по его поручению "Аршин мал алан" не только стал ответом на армянский плагиат, но и прославился во всем мире.

Еще в октябре 1939 года Узеир бек организовал по поручению Сталина в Баку музыкальный фестиваль. Не сумевшие стать победителями фестиваля армяне написали письмо на имя Молотова, обвиняя Узеир бека в национализме. Молотов переслал письмо самому Узеир беку. 

У столкнувшегося с жесткими запретами советской власти, оказавшегося перед лицом грязных инсинуаций армянских националистов и угрозой быть обвиненным в тюркском национализме гениального композитора развился диабет. Хотя состояние его здоровья и находилось под серьезным контролем, болезнь стремительно прогрессировала. В 1947 году его состояние ухудшилось, и Узеир бека поместили в больницу. Там он оказался в отделении врача-армянина по фамилии Осипян. Осуществляя давнишнюю мечту армян, Осипян сделал все возможное, чтобы уничтожить Узеир бека. Здоровье великого композитора, похудевшего благодаря его "заботе" всего за месяц на 18 кг, сильно ослабло, начались проблемы с сердцем. После обследования в Ессентуках Узеир бека, по указанию Сталина, перевезли в кремлевскую больницу в Москве. Врачи элитного государственного санатория в Барвихе подтвердили ошибочность проведенного лечения и даже заявили о невозможности его отправки в Баку.     

Он приехал в Баку лишь в августе 1948 года. Был размещен в доме отдыха №2, расположенном в Мардакане. По распоряжению Мирджафара Багирова Министерство здравоохранения провело консилиум и строго контролировало ход лечения. Домой Узеир бек вернулся в сентябре 1948 года, где скончался 23 ноября в 2 часа ночи. 

В связи с его кончиной в республике был объявлен траур. Из здания Академии наук гроб с телом великого сына нации  вынесли на своих плечах Мирджафар Багиров и другие официальные лица Азербайджана. До Аллеи почетного захоронения процессия передвигалась пешком. 40 дней у могилы Узеир бека стоял почетный караул.

Способствовавшие смерти Узеир бека армяне и сегодня стремятся присвоить его произведения, а после оккупации его родного города Шуши разгромили дом-музей великого композитора, расстреляли его памятник.

Все 63 года своей жизни Узеир бек провел в борьбе и остался навечно в памяти народа как гордая, достойная вечной любви великая личность.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

379


Актуально