26 Апреля 2024

Пятница, 09:30

КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ

Лидеры прикаспийских стран впервые согласовали зоны национального суверенитета при сохранении общего водного пространства

Автор:

07.10.2014

В Астрахани 29 сентября состоялся IV саммит прикаспийских государств, в котором приняли участие президенты: Азербайджана - Ильхам Алиев, РФ - Владимир Путин, Ирана - Хасан Рухани, Казахстана - Нурсултан Назарбаев и Туркменистана - Гурбангулы Бердымухаммедов. Саммит прошел в атмосфере конструктивного диалога и оказался продуктивным настолько, что некоторые участники охарактеризовали его как "прорывной". 

Выступивший на саммите президент Азербайджана Ильхам Алиев также высоко оценил достигнутые на нем результаты, связав их с большой организационно-подготовительной работой, проведенной хозяйкой мероприятия Россией. Говоря о безопасности, он сказал: "Считаем, что присутствие вооруженных сил сторон и военная деятельность на Каспийском море должны осуществляться на основе принципа обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Это послужит усилению взаимного доверия между государствами региона. Каспийское море должно оставаться и впредь зоной мира, дружбы, сотрудничества и добрососедства". Ильхам Алиев привлек внимание участников саммита к угрозе региональной безопасности, источником которой является захватническая политика Армении по отношению к Азербайджану. И это не риторика, а факт. Азербайджан является единственной из стран Каспийского бассейна, чья территория вопреки решениям Совбеза ООН остается под оккупацией. Со всеми остальными соседями у Баку добрососедские, партнерские отношения.  

Азербайджанский лидер привел конкретные примеры сотрудничества. "Компании из Ирана и России успешно участвуют в качестве инвесторов в разработке нефтегазовых ресурсов в азербайджанском секторе Каспийского моря. Азербайджан осуществляет транзит нефти и нефтепродуктов через свою территорию для компаний из Казахстана и Туркменистана. Также существуют хорошие перспективы в сфере электроэнергетики и транспорта в рамках трехстороннего сотрудничества между Азербайджаном, Ираном и Россией", - сказал он.  Ильхам Алиев отметил, что Азербайджан реализует крупные проекты, которые могут представлять интерес и для партнеров по Каспию. Так, недавно введен в строй паромный терминал нового комплекса Бакинского международного морского торгового порта. Начата эксплуатация нового судостроительного завода, способного производить все виды судов по высоким мировым стандартам.

Президент Азербайджана высказался в пользу национальных зон шириной  25 морских миль, включающих водное пространство, на которое распространяется суверенитет прибрежных государств. Он также отметил, что "…мы считаем незыблемым общепризнанный принцип срединной линии в качестве основополагающей нормы разграничения морского дна, придаем большое значение вопросам мореплавания, свободного доступа и транзита из Каспийского моря к другим морям".

В политическом заявлении президентов по итогам саммита говорится, что Конвенцию о правовом статусе Каспия намечается принять в 2015 году в Казахстане, а в документе, состоящем из 19 пунктов, пока очерчиваются базовые принципы и правила деятельности всех пяти государств на море. Лидеры "каспийской пятерки" договорились не допускать военного присутствия на Каспии нерегиональных держав. Они выступили за "обеспечение стабильного баланса вооружений прикаспийских государств, осуществление военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон, соблюдение согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности".

В заявлении отмечается, что "каждая сторона имеет национальный суверенитет над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль и исключительные права на добычу водных биологических ресурсов в пределах примыкающих к нему 10 морских миль, за которыми следует общее водное пространство", с оговоркой, что применение той или иной методики определения исходных линий для этого будет согласовано в дальнейшем. Дно и недра Каспийского моря будут разделены на основе общепризнанных принципов и норм международного права "в целях реализации суверенных прав сторон на недропользование и другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр, по договоренности сторон". 

В присутствии глав государств руководителями соответствующих ведомств были подписаны Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря, Соглашение о сотрудничестве в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на Каспийском море, Соглашение об охране водных биологических ресурсов Каспийского моря и их рациональном использовании. Президенты, завершив переговоры в Астраханском Кремле, прогулялись по набережной Волги и выпустили в реку молодь белуги. Эта символическая церемония была призвана продемонстрировать значение, которое президенты "каспийской пятерки" придают сохранению биоресурсов Каспия и главного его богатства - осетра.

Позитивный итог Астраханского саммита не следует понимать как отсутствие нерешенных проблем и противоречий. Так, сохраняются существенные расхождения не только по такой трудной теме, как транскаспийские трубопроводы, но  и по вопросу раздела дна Каспия в его южной части, отягощаемые особой позицией Ирана и отчасти Туркменистана. 

Четыре постсоветские страны: Азербайджан, Россия, Казахстан и Туркменистан  выступают в пользу имплементации в отношении Каспия Конвенции ООН по морскому праву. Расхождения между Баку и Ашгабатом заключаются в том, что Туркменистан при разделе морского дна настаивает на исключении при проведении срединной линии выдающегося глубоко в море Абшеронского полуострова и острова Чилов (в прошлом Жилой). Это дало бы основание Ашгабату для претензий не только на спорное месторождение "Кяпаз" ("Сардар"), но даже на разрабатываемый Азербайджаном блок "Азери - Чираг", а также перспективное месторождение "Шарг". 

В обоснование своих притязаний туркменская сторона апеллирует к положению об "особом обстоятельстве", содержащемуся в Конвенции ООН по морскому праву. Однако насколько правомерно считать таким "особым обстоятельством" Абшеронский полуостров площадью 2 тысячи квадратных километров и с населением почти 3 миллиона человек или же остров Чилов размером 6 квадратных километров, на котором находится поселок в несколько сотен домов, с социальной и промышленной инфраструктурой? Ведь под "особым обстоятельством" в Конвенции ООН по морскому праву подразумеваются безжизненные скальные островки, атоллы или же глубоко выдающиеся в море песчаные косы. Поэтому большинство специалистов по морскому праву считают ошибочным проецировать данное обстоятельство на предмет спора между Азербайджаном и Туркменистаном по Каспию.

Позиция Ирана, настаивающего на разделе моря на пять равных частей и требующего для себя 20-процентной доли, вовсе не имеет рационального обоснования. Ведь по такой логике можно гипотетически предположить, что если на берегах Каспия появится какое-либо новое государственное образование, то Каспий нужно будет заново переделить уже на шесть или  семь равных долей. Иранская позиция апеллирует к абстрактной "справедливости" равного 20-процентного раздела и выводит за скобки такие реальности, как конфигурация моря, длина побережья и пр. На встрече в Астрахани иранская сторона настаивала на собственной полной юрисдикции, то есть на признании ее национальной зоной части Каспия по линии Астара - Гасангулы, которая контролировалась Тегераном до распада СССР. Но в таком случае Иран должен быть исключен из участия в разделе советской части Каспия, а вопрос должен решаться исключительно постсоветскими государствами. Если же Тегеран претендует на акваторию и шельф за пределами своей традиционной зоны, то нужно присоединяться к согласованным между всеми сторонами принципам и правилам раздела шельфа по срединной линии в соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву.

Как видим, нерешенных проблем еще достаточно и полномочным представителям государств по проблемам Каспия в лице заместителей министров и экспертам придется много поработать. Баку с Ашгабатом и Тегераном целесообразно вести интенсивный диалог по спорным проблемам с тем, чтобы через год на запланированном в Актау очередном саммите "каспийской пятерки" выйти на подписание долгожданной конвенции.

В Астрахани президент Ильхам Алиев провел полезные встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным, а также с президентами ИРИ Хасаном Рухани и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

На полях Каспийского саммита в Астрахани Россия и Азербайджан подписали важнейшее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Документ разрабатывался Москвой и Баку на протяжении последних 14 лет и дает возможность качественного расширения межгосударственного сотрудничества. Это соглашение создает условия для перевода торгово-экономических отношений между двумя странами на принципиально иной, более высокий уровень. В том числе открываются перспективы для совместной реализации масштабных инвестиционных проектов по добыче углеводородных ресурсов на шельфе Каспия и в третьих странах. 

Конструктивное сотрудничество "тройки" - Россия, Казахстан и Азербайджан, достижение ими согласия по размежеванию интересов на морском шельфе хороший пример и для нахождения компромиссного решения по спорным вопросам относительно южной части Каспия.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

459


Актуально