7 Мая 2024

Вторник, 16:52

МЕТКА "ЦВЕТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

Сумеет ли Венгрия отстоять свое право на проведение независимой политики?

Автор:

18.11.2014

Отдельные страны Евросоюза продолжают сотрясать протестные акции. В основном они носят характер недовольства проводимыми социальными мерами, политикой жесткой экономии. При этом особняком следует рассматривать последние события в Венгрии, которую захлестнули протесты в духе "цветной революции".

Когда правительство Венгрии инициировало введение налога на Интернет, обязав пользователей платить по 150 форинтов ($0,6) за каждый гигабайт трафика, оно, наверное, и не предполагало, к каким последствиям политического характера может привести эта мера в рамках "борьбы за компенсацию бюджетного дефицита". Разумеется, предвидеть недовольство некоторой части венгерского общества, активно пользующегося интернет-услугами, а потому вполне резонно выступившего против правительственного законопроекта, было не столь сложно. И кабинет премьер-министра Виктора Орбана наверняка учел подобную вероятность при выдвижении столь непопулярного законопроекта. Но он, похоже, никак не ожидал, что одними протестами по существу проблемы дело не обойдется.

Акции протеста в Венгрии быстро приняли ярко выраженный политический характер. Демонстранты не ограничились требованиями отмены интернет-акциза и стали озвучивать призывы к отставке правительства. Правительство обвинили в "коррумпированности" и "диктаторских методах управления". Плакаты в руках демонстрантов называли кабинет Орбана "самой ужасной тиранией" и "мафиозным правительством". Слоганом номер один стал "Орбан, исчезни!".

Между тем при анализе венгерских событий трудно отделаться от ощущения того, что "мы всё это уже где-то проходили". Слишком уж явной кажется схожесть акций протеста в Будапеште с событиями, которые захлестнули в последнее десятилетие не одну восточноевропейскую страну. Прежде всего бросаются в глаза политтехнологическая идентичность, касающаяся присущего всем "цветным революциям" использования соцсетей для сбора "протестантов" и координации действий между ними, хлесткость и однотипность выдвигаемых лозунгов, внезапный переход от социально-экономических требований к политическим. Кроме того, подобные акции оперативно поддерживаются Соединенными Штатами и Евросоюзом. Так, не успели начаться протестные акции в Венгрии, как Вашингтон запретил въезд на территорию США шести гражданам этой страны, близким к венгерскому премьеру. Среди них имеющая не последнее отношение к законопроекту об интернет-акцизе глава налоговой службы Венгрии Илдико Вида.

Безусловную поддержку протестующим в Венгрии выразил и Брюссель. Еврокомиссар по вопросам конкуренции Нииле Кроэс даже не отказала себе в удовольствии напрямую вмешаться во внутренние дела Венгрии, не только поддержав уличные протесты в Будапеште, но и призвав присоединиться к ним "тех, кто этого еще не сделал".

Основной мотив неприятия Западом нынешнего венгерского правительства - его "коррумпированность". Но почему-то о "коррумпированности", равно как и о "тирании" венгерского кабинета и его главы, вспомнили именно сейчас, на четвертом году второго орбановского правления (Виктор Орбан был премьер-министром в 1998-2002 годах и вновь возглавил правительство в 2010 году). Напрашивается аналогия со свергнутым украинским президентом Виктором Януковичем, о коррумпированности которого США и ЕС заговорили только после того, как он отказался подписать евроассоциативное соглашение. Из чего следует, что выдвигаемые Западом мнимые или обоснованные обвинения в "тирании" и "коррумпированности" лишь предлог для обеспечения политической, информационной и финансовой поддержки протестных акций, направленных на смещение того или иного неугодного правительства.

Но чем не угодил Вашингтону и Брюсселю премьер-министр Венгрии Виктор Орбан? Судя по всему, на то есть целый набор причин, квалифицируемых Западом как отказ кабинета Орбана подчиниться и действовать в соответствии с неолиберальной стратегией евроатлантизма. Так, правительство Орбана ввело ограничения на работу иностранных компаний в Венгрии, одобрило новый проект Конституции, в которой нет места новейшим либеральным установкам. Достаточно отметить, что Виктор Орбан - отец пятерых детей, имеющий репутацию добропорядочного семьянина, - решительно отвергает любые попытки навязать венграм однополое сожительство в качестве "брачных уз".

Не меньшее недовольство Вашингтона и Брюсселя вызывают также определенные внешнеполитические шаги Будапешта. К примеру, Венгрия пытается вести самостоятельную игру в украинском направлении, не желая портить отношения с Москвой из-за Киева. Показательна отправка в Киев нового венгерского посла Эрнё Кешкеня, ранее работавшего главой дипмиссии в Москве и прослывшего сторонником укрепления отношений между Венгрией и Россией.

Виктор Орбан выступал с резкой критикой экономических санкций Евросоюза против России, назвав их бессмысленными и приносящими вред не столько РФ, сколько странам ЕС. Более того, он требовал от Брюсселя компенсировать венгерским производителям убытки, которые они несут от свертывания сотрудничества с Россией. Не могли понравиться США и Евросоюзу и заявления Орбана, свидетельствующие о его намерении найти среди стран Европы союзников, способных сообща противостоять введению новых санкций против России.

Отдельная тема - энергетическое сотрудничество Будапешта с Москвой. Венгрия выразила готовность расширить сотрудничество с российским монополистом "Газпромом" и участвовать в проекте "Южный поток". Реализуемый "Газпромом" проект магистрального газопровода "Южный поток" призван обеспечить Болгарию, Венгрию, Словению, Сербию и Австрию газом, который будет транспортироваться по дну Черного моря в обход Украины.

В начале ноября венгерский парламент одобрил соответствующий законопроект. Евросоюз, пытающийся заблокировать строительство газопровода "Южный поток", потребовал отменить решение Будапешта. В ответ спикер венгерского парламента Ласло Кевер пригрозил возможным выходом страны из Евросоюза. И буквально сразу после этого улицы венгерских городов охватили акции протеста, на фоне которых Вашингтон и Брюссель стали выступать с критикой в адрес нынешнего венгерского руководства.

Венгерский премьер особо посетовал на давление со стороны Соединенных Штатов. По словам Виктора Орбана, Вашингтон считает позицию Будапешта "сближением с Россией", но на самом деле это не так: Венгрия "не хочет ни с кем сближаться и не хочет ни от кого отдаляться". "Это не политика в интересах России, а политика в интересах Венгрии", - заявил Орбан.

Венгерский премьер объяснил свою позицию следующим образом: "Южный поток" позволит стране получать газ, минуя риски, связанные с конъюнктурной ситуацией в Украине, диверсифицирует пути поставок топлива.

Между тем существует еще один аспект недовольства Запада - Будапешт договорился с Москвой о достройке единственной венгерской АЭС "Пакш". Он исходит из того, что АЭС создавалась с применением российских технологий, а потому и достройка ее может осуществляться только в сотрудничестве с Москвой.

Однако доводы Будапешта никоим образом не повлияли на смягчение позиции США и ЕС. Судя по всему, давление на правительство Орбана оказалось настолько серьезным, что оно вынуждено было отступить от некоторых своих первоначальных акцентов. Кабинет Орбана, вняв требованиям манифестантов, решил отозвать законопроект об интернет-акцизе. Но что гораздо более важно для США и ЕС - руководство Венгрии дало понять, что отныне не будет блокировать введение новых санкций против России. Кроме того, Будапешт решил возобновить поставки газа в Украину по реверсу, прекращенные венгерским правительством в сентябре этого года.

Однако Венгрия осталась непреклонной в своем стремлении участвовать в проекте "Южный поток". Позиция Будапешта была подтверждена и в ходе визита президента Венгрии Яноша Адера в Болгарию - еще одну участницу проекта. Глава венгерского государства озвучил в Софии следующее заявление: "Безопасные поставки природного газа в Европу создают прогнозируемую среду для инвесторов, снижают уязвимость национальных экономик при кризисах, что является приоритетом и для Болгарии, и для Венгрии".

Между тем Венгрия подтверждает свою приверженность диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов в Европу. Об этом свидетельствуют и итоги визита в Венгрию президента Азербайджана Ильхама Алиева, выразившего уверенность в том, что Будапешт станет важным партнером в реализации проекта "Южный газовый коридор". Этот проект, по словам главы азербайджанского государства, "полностью перекроит энергетическую карту Европы".

Азербайджан и Венгрия подписали декларацию о стратегическом партнерстве - документ, не оставляющий сомнений в решимости обоих государств укреплять двустороннее сотрудничество. Впрочем, визит Ильхама Алиева в Венгрию оказался знаковым не только в энергетическом контексте. Партнерство Баку и Будапешта ценно и в том смысле, что связывает узами дружбы две страны, принципиально отстаивающие свое право реализовывать независимую политику в соответствии с их национальными интересами. 

В целом, опыт последних событий в Венгрии показывает, что Евросоюз стоит перед такой серьезной проблемой, как достижение соответствия общеевропейской политики интересам отдельных стран. Стремление не только венгерских лидеров, но и, к примеру, президента Чехии Милоша Земана и премьер-министра Словакии Роберта Фицо осуществлять самостоятельную политику сталкивается с серьезным противодействием со стороны Брюсселя. Последний опирается на поддержку Вашингтона, постоянно демонстрирующего свое абсолютное лидерство на евроатлантическом пространстве. Этот фактор сказывается и в неприкрытой попытке реализации "цветной революции" в Венгрии - одной из наиболее значимых в политико-экономическом отношении стран Восточной и Центральной Европы.

 

 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

 

"Уверен, что Венгрии не нужны никакие советы. У вас есть очень динамичное и эффективное правительство, получившее большую поддержку населения. Последние выборы также в очередной раз продемонстрировали, что проводимая премьер-министром Виктором Орбаном политика опирается на национальные интересы и поддерживается большинством населения. Поэтому вы находитесь на верном пути, а мы, как ваши друзья, можем лишь поздравить вас и ваше правительство с достигнутыми грандиозными успехами. Так как ваша страна сейчас стала символом стран, которые проводят независимую и опирающуюся на национальные интересы политику, и это является высоким приоритетом как для вашего, так и для нашего правительства. Между нами много схожего, быть может, эта схожесть объединяет нас".

 

Из интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева

Венгерскому национальному телевидению



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

551


Актуально