4 Мая 2024

Суббота, 15:54

ЗНАКИ ФЕРГЮСОНА

Массовые протесты в США вскрыли болезни американской социально-политической системы

Автор:

09.12.2014

Соединенные Штаты Америки впервые с того момента, как они закрепились в статусе единственной сверхдержавы как победительницы холодной войны, столкнулись с серьезными внутриполитическими и социальными вызовами. Протестные акции в Фергюсоне и других американских городах обнажили целый ряд острейших проблем, которые угрожают не только основательно нарушить стабильность в самих США, но и сбросить это государство с мирового пьедестала, лишить его имиджа эталона "страны свободного мира".

Поводом к взрыву недовольства миллионов американцев социально-политическими реалиями в стране стало решение суда не привлекать к суду полицейского Даррена Уилсона, который 9 августа застрелил в городе Фергюсоне (штат Миссури) безоружного 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна. По версии полицейского и поддержавшего его правосудия, Браун сам был виноват в трагедии, поскольку в ответ на требование уйти с проезжей части на тротуар набросился на патрульную машину. Что, по американским законам, не есть хорошо, так как требования представителей правопорядка следует выполнять неукоснительно.

Однако, несмотря на подобную аргументацию, многие в США расценили гибель Брауна как убийство на расовой почве. Потому решение суда, оправдавшего убийцу-полицейского, и вызвало такую бурю протестов. Фергюсон охватили беспорядки с погромами, и для усмирения протестующих полиция применила слезоточивый газ, арестовала более 60 человек.

Но, как говорится, не тут-то было. Масштабные демонстрации, начавшиеся в Фергюсоне, перекинулись на другие города - Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Филадельфию, Даллас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. Волна протестов охватила 37 из 50 штатов. Для предотвращения последующих протестов властям пришлось арестовать более 400 человек. А в сам первоисточник протестной энергии - город Фергюсон были введены войска Национальной гвардии.

Масштаб протестных акций застал Белый дом врасплох. Именно этим объясняется тот факт, что американская администрация не проявила никакой инициативы, направленной на стратегическое урегулирование кризисной ситуации. Президент США Барак Обама лишь распорядился сформировать рабочую группу, которая должна подготовить рекомендации по совершенствованию деятельности американской полиции. Кроме того, он обратился к Конгрессу с запросом на выделение из бюджета $263 млн. в течение трех лет на "улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов, направленной на обеспечение их адекватного взаимодействия с населением". Предполагается, что ровно такую же сумму ассигнуют на реализацию данной задачи и правительства штатов. Но все это - меры скорее успокоительного характера, а потому, судя по реакции протестующих, мало кто в США рассчитывает на эффективность предложенных президентом мер.

Пожалуй, самой громкой акцией со стороны президента Обамы стали его заявления. В них действительно присутствуют сильные (в теоретическом смысле) места, как, например, признание того факта, что в США далеко не всегда закон применяется к людям на основе равноправия. Обама выразил понимание того, почему многие люди возмущены решением присяжных, и пообещал не допустить "милитаризованной культуры среди наших местных правоохранительных органов". Но в то же время президент акцентировал внимание на том, что насильственный протест в Фергюсоне не может быть чем-либо оправдан. Обама подчеркнул, что подобные действия являются преступными и поэтому все участники погромов в обязательном порядке будут привлечены к ответственности.

Неудивительно, что слова президента не успокоили растущую по численности протестную массу населения. Разочаровал многих американцев и отказ Обамы посетить Фергюсон, хотя протестующие требовали, чтобы он лично приехал на место событий и "наказал виновных". Действия президента (равно как и отказ от таковых) - лишь штрихи общей картины обостряющихся конфликтных процессов в социально-политической жизни США. И толчком к их столь драматичному выпячиванию стало не просто трагическое событие в американской глубинке, когда белый полицейский избежал уголовного наказания за убийство чернокожего парня. Америка оказалась на грани социального взрыва потому, что подобные истории стали чуть ли не нормой, указывая на шаткость самих устоев американской социальной системы и так называемого американского образа жизни.

Факты неоправданной жестокости в исполнении американских полицейских осудил и Комитет ООН против пыток. Структура выразила обеспокоенность "большим количеством случаев непропорционального применения насилия со стороны полиции США в отношении лиц, принадлежащих определенным расовым группам". Комитет призвал власти США расследовать все случаи чрезмерного применения силы американской полицией и привлечь виновных к наказанию.

Однако реально ли рассчитывать на справедливое правосудие в США, с требованием чего выступают многие граждане этой страны? Складывается впечатление, что многие американцы, считающие свою страну "полицейским государством", и сами не верят в возможность фундаментального изменения политической и судебной системы в США. Модель демократии, не одно десятилетие преподносившаяся мировыми либеральными СМИ в качестве образца для подражания для всего мира, оказалась, по сути, пшиком, не способным скрыть ту пропасть, которая лежит между гражданами США, принадлежащими к различным расам и этническим группам. Протестующие не разделяют пропагандистских штампов, восхваляющих "исключительность" их родной Америки, а осуждают американский порядок с такими его проявлениями, как огромная пропасть между богатыми и бедными, неблагополучие миллионов жителей (прежде всего чернокожих и представителей этнических меньшинств), полицейский произвол, тотальная слежка со стороны спецслужб. И расовая проблема является самым убедительным отражением всей этой малоприглядной действительности.

Ни для кого не секрет, что в каждом крупном американском городе есть гетто - своеобразные островки для изгоев, куда полицейские вступают лишь успокаиваемые предоставленным им разрешением стрелять на поражение. В небольших же городах с преимущественным афроамериканским населением власть принадлежит белым, что, разумеется, вызывает недовольство основной массы населения. В том же Фергюсоне 63% жителей - чернокожие. Однако мэр города Джеймс Ноуэлс - белый, как и большинство членов городского совета. В местном полицейском департаменте лишь трое из 53 офицеров являются афроамериканцами. Как пишет американский историк Стефан Бредли, "мэр Фергюсона, начальник полиции, другие представители местных властей - белые. Они стараются не делиться с афроамериканцами сферой влияния. Они боятся потерять контроль над все увеличивающейся черной массой населения".

Примечательны и выводы американского журналиста Джона Уайтхеда на страницах онлайн-издания Mint Press News. Он утверждает, что "национальный диалог об опасности наличия в стране полиции, которая вооружена и натренирована действовать как на поле сражения - сначала стрелять, а затем спрашивать, перерос в полемику о расовой войне". Фергюсон, по мнению Уайтхеда, - это предупреждение о том, каким будет отношение ко всем людям в Америке, если они не начнут оспаривать действия полицейского государства. "Неважно, белые мы или черные, богатые или бедные, республиканцы или демократы. В глазах государства корпораций мы все являемся общим врагом", - считает Уайтхед.

Упоминание "государства корпораций" в высказывании известного американского журналиста не случайно. США не только в глазах мирового сообщества, но и собственного населения являются цитаделью крупного транснационального капитала, государства, на вершине политического и экономического могущества которого стоят богатейшие люди страны, обладатели большей части финансового потенциала страны. И серьезные внутриполитические процессы зачастую вызваны борьбой между различными элитными группами. В контексте событий в Фергюсоне и последующих протестов получила распространение версия о том, что они спровоцированы той частью американского истеблишмента, которая недовольна деятельностью демократической администрации во главе с первым в истории страны президентом-афроамериканцем Бараком Обамой. Иными словами, речь идет о подковерной борьбе между республиканцами и демократами, в том смысле, что наличием реальных проблем в сфере межрасовых отношений сполна стремятся воспользоваться противники нынешнего хозяина Белого дома.

Если поставить вопрос о том, кому внутри США выгодна дестабилизация, то первыми в возможной череде ответов напрашиваются республиканцы. Они заинтересованы в дискредитации Обамы, и неудивительно, что удар направлен по самой, что называется, трепетной стороне его правления - дескать, президент-афроамериканец не способен обеспечить интересы граждан одной с ним расовой принадлежности.

Обращает на себя внимание то, что протесты в США начались вскоре после того, как Барак Обама принял решение в сфере миграционной политики, вызвавшее негодование консервативных политических кругов. Белый дом легализовал пребывание на территории страны более 4 миллионов нелегальных мигрантов, которые отныне получат разрешение работать в США. Конгрессмены осудили действия президента, одновременно власти 17 американских штатов, преимущественно поддерживающие республиканцев, обратились в Федеральный окружной суд США с иском против администрации Барака Обамы. В иске отмечается, что глава государства не имел права подписывать указ о проведении миграционной реформы без одобрения Конгресса и своими действиями нарушил Конституцию США. 

Следует вспомнить и то, что сравнительно недавно Барак Обама вызвал на себя гнев со стороны республиканцев, когда распорядился выделить миллиарды долларов из бюджета на развитие системы школьного образования в Америке. Этот шаг, по сути, предоставлял детям шанс из малообеспеченных афроамериканских, латиноамериканских, азиатских семей получить хорошее образование.

И вот теперь, с учетом последних событий, вдруг выясняется, что темнокожий президент США не просто не защищает права афроамериканцев, но и готов подавить их протестные выступления в крови. Очевидно, что такой расклад выгоден тем силам, которые намерены положить конец восседанию демократов в Белом доме в выборном 2016 году. Происходящие события косвенно могут означать и то, что после Барака Обамы на президентском посту еще длительное время не окажется темнокожий политик. Тем самым эксперимент с президентом-афроамериканцем, за которым, вполне вероятно, закрепится ярлык "худшего президента в истории США", можно будет считать завершенным (успешно или нет - вопрос, что называется, политического вкуса и пристрастий).

Между тем массовые протесты в США нельзя рассматривать в отрыве от роли этой сверхдержавы в мировой политике. Вашингтон уже давно самовольно взял на себя функцию некоего мирового жандарма, указывающего другим странам на недостатки в их внутренней жизни. Используя тему прав человека в собственных геополитических интересах, США вдохновляют протестные акции в странах, власти которых не в чести у американской политико-экономической элиты. Так родилась на свет не одна "цветная революция". И вот теперь к порогу Америки нежданно-негаданно подступил призрак "афроамериканской революции". В мировых, прежде всего российских, СМИ проведены даже аналогии между протестами в США и "майданом" в Украине. Однако разница в том, что американские власти, позволяя себе пресекать беспорядки внутри страны любыми карательными мерами, отказывают в этой модели поведения тем иноземным политическим режимам, которые, по мнению Вашингтона, должны кануть в небытие. И это - еще один штрих глобальной американской панорамы, от содержания которой зависит не только стабильность в США, но и в немалой степени будущее всего мирового порядка.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

538


Актуально